Выражение положительных эмоций




Эмоции — это и их проявления: выражение лица, тон голоса и др. Данный аспект весьма важен наряду с обусловливающим эмоции физиологическим состоянием и тем, как люди их испытывают. Почему же требуется выразительный компонент?

1. Некоторые из эмоций являются непосредственными физиологическими реакциями, не рассчитанными на какое-либо сообщение информации: например, отвращение от неприятного вкуса пищи или запаха; состояния сонливости или возбуждения.

2. Некоторые выразительные сигналы возникли в ходе эволюции как социальные, и теперь они непроизвольно подаются и людьми, и животными. Как мы увидим ниже, ученые проследили эволюцию развития некоторых из них, и можно сказать, что, например, выражение состояний гнева, превосходства или покорности выполняет у животных приспособительную функцию. Однако трудно понять преимущества выражения тревоги или депрессии, а в некоторых культурах, например японской, такие эмоции вообще стремятся скрыть. Хотя первичное выражение некоторых состояний спонтанно, вслед за этим индивид может попытаться осознанно их маскировать.

3. Другие эмоциональные проявления — без сомнения, социальные сигналы, посылаемые преднамеренно или не подаваемые, если их некому воспринять. Однако они могут несколько отличаться от непроизвольных. Теперь нам известно, что спонтанные улыбки, выражающие искреннюю радость или привязанность, напоминают улыбку Дюшенна, предполагающую активизацию области глаз и верхней части лица, а также рта (рис. 3.2). Когда люди лишь притворяются, что счастливы, верхние детали улыбки зачастую отсутствуют.

Последовательный процесс возникновения и проявления эмоций таков:

1. Обычно внешнее событие вызывает некую эмоцию, влияя на определенное внутреннее состояние мозга. События внутреннего мира могут обладать сходным действием (например, детские воспоминания).

2. Это стимулирует лицевой нерв и нервы, контролирующие мышцы, отвечающие за выражение эмоций. Изменяются также сердечный ритм и электрическая проводимость кожи, хотя и не столь явно.

3. Демонстрируемое выражение лица смягчается другими нервами, осуществляющими контроль со стороны когнитивных процессов.

4. Может наблюдаться обратная связь, например от лица к мозгу, что влияет на возникающее в итоге выражение.

Рис. 3.2. Улыбка Дюшенна. Источник: Ekman & Friesen, 1975

Основная форма внешнего проявления эмоций — выражение лица. Оно отражает целый их спектр, но только 7 из них могут достоверно распознаваться другими людьми в большинстве культур. Одна из таких эмоций — счастье. Необходимо исследовать и то, каким образом возможно оценить выражения лица (по крайней мере, согласно представлению наблюдающих за ним). Результаты различных исследований показывают, что существует 2 измерения: «приятное—неприятное» и «сила—интенсивность эмоций» (Ekman, 1982), согласующиеся с показателями, обнаруженными применительно к переживанию эмоций.

Счастье выражается таким лицевым сигналом, как улыбка, хотя она означает также дружелюбие и другие позитивные социальные сигналы. Выражение лица создается лицевыми мышцами, способными перемещать кожу: это, например, мышцы скул, приподнимающие уголки губ при улыбке, и мышца, сводящая кожу бровей к срединной линии, когда человек хмурится. Эти мышцы активизируются лицевым нервом, имеющим 5 основных ответвлений в основных частях лица. Он идет от варолиева моста мозговой системы, который контролируется гипоталамусом и мозжечковой миндалиной. Однако, если человек притворяется или как-то иначе контролирует свое выражение лица, используется другой способ: импульсы поступают из отдела коры головного мозга, отвечающего за движения. Первый вариант имеет врожденный характер, он сформировался в результате эволюции, а второй — результат создаваемого культурой эффекта социального научения.

Есть несколько доказательств того, что существуют врожденные виды выражения лица:

1. Сходная мимика обнаруживается у других приматов — аналогичная улыбке «игривая физиономия».

2. Улыбаться дети начинают в возрасте 2 месяцев, и тогда же они способны распознавать улыбку; выращенные в изоляции обезьяны способны отличать счастливое лицо от сердитого.

3. Улыбка и другие проявления базовых эмоций наблюдаются во всех изученных культурах, и везде улыбка расценивается как признак счастья.

Все более распространенной становится точка зрения, согласно которой существует ограниченное число базовых эмоций (возможно, семь), каждая из которых имеет свою врожденную структуру, прочно установленную в мозге (Ekman, 1982). Считается, что выражения лица возникли в ходе эволюции: например, сердитость — смягченный вариант оскала, а улыбка — расслабленность, когда зубы скрыты; оба выражения передают значимые сигналы.

Связанные с социальным научением аспекты проявляются в том, что существуют правила, касающиеся выражения лица, уместного в разных ситуациях. Фризен (Friesen, 1972) обнаружил: и японцы, и американцы демонстрируют отвращение при просмотре фильма, в котором показана операция свища, однако только вторые проявляют омерзение, когда с ними беседуют по поводу увиденного. Японцы в этом случае улыбались: в Стране восходящего солнца существует правило, запрещающее публично выражать негативные эмоции.

Исследования детского поведения показали, что ребенок учится принимать надлежащее выражение лица независимо от того, соответствует ли оно его действительным чувствам. Например, обучаются выглядеть довольными, когда получают не нравящийся им подарок (Saarni, 1979). Подобный контроль над выражением лица не всегда бывает успешным, и истинное чувство иногда «просачивается». Тем не менее нам удается очень хорошо управлять нашими лицами, и наружу проступает немного. Правила устанавливают, где и когда уместно то или иное выражение лица, однако они не приводят к появлению новых его видов.

Итак, мимика отражает и подлинные чувства людей, и, которые они хотели бы продемонстрировать окружающим. Выражение лица, когда устанавливается обратная связь, влияет на испытываемые эмоции (феномен «лицевой обратной связи»). Было проведено несколько экспериментов, в которых людей просили принять то или иное выражение лица и затем воздействовали на их настроение. Установлено, что улыбки и сдвинутые брови способствуют усилению соответствующего настроения. Это достигается, если попросить людей сокращать конкретные лицевые мышцы, — подтверждение теории, согласно которой существует ряд врожденных эмоциональных систем (Camraset et al., 1993).

Лицо отражает эмоции, однако истинная цель такой мимики — общение человека с другими людьми. Краут и Джонстон (Kraut & Johnston, 1979) обнаружили, что в кегельбане очень мало кто из игроков улыбался, 1лядя на кегли, но многие адресовали улыбку своим напарникам. Это случалось у 42%, если было попадание, и у 28%, когда они промахивались.

Выражение лица изменяется и в том случае, когда человек один, например смотрит телевизор, хотя тогда проявления его эмоций существенно слабее. Эксперимент с просмотром вызывающего отвращение фильма, проведенный Фризеном (Friesen, 1972), — тому пример. Фридланд (Fridlund, 1991) полагает, что выражение лица в этом случае может быть адресовано воображаемым собеседникам. Он обнаружил, что забавный фильм чаще вызывает у людей улыбку, если рядом присутствует кто-то еще, а также когда, по мнению человека, некто тоже смотрит его в соседней комнате. Удавалось добиться появления складок на лбу человека и напряжения мышц на скулах, что создавало хмурое выражение, благодаря созданию образов социальных ситуаций. Передача эмоций посредством мимики, возможно, является частью некой врожденной системы, однако активизация этого процесса зависит от социальной ситуации.

Аналогичные тезисы верны и в отношении передачи эмоций тоном голоса. У животных мы наблюдаем лай, хрюканье, визг. Люди тоже иногда поступают схожим образом, хотя чаще ограничиваются изменением тона, с которым произносятся слова. Диапазон эмоций, отражающийся на лице, может быть передан и с помощью голоса, при этом имеется гораздо больше оттенков. Аналогично тому, как лицом управляют его мышцы, так и голос контролируют мышцы гортани и рта.

Влияние эмоций на речь поддается физическому измерению: например, чувство страха сопровождается чрезвычайным подъемом тона. Шерер и Ошински (Scherer & Oshinsky, 1977) исследовали оттенки голоса, соответствующие различным эмоциям. Они генерировали множество разнообразных звуков с помощью синтезатора «Муг» (Moog) и просили участников эксперимента расшифровать их эмоциональную окраску. Радость и приподнятое настроение ассоциировались с повышенным тоном голоса, ускоренным темпом речи, модуляциями со слабыми изменениями, довольно громкой и быстрой речью, другие указали на ясный звук голоса, противоположный резкой гневной интонации. Депрессия выражается низким тоном голоса и незначительным голосовым диапазоном, слабой интонацией, замедленным темпом речи и слабой ее энергичностью.

Точность передачи эмоций с помощью голоса та же, что и в случае выражения лица. Дэвитц (Davitz, 1964) установил, что узнавание составляет от 23 до 50%. В проведенном эксперименте разных людей просили сымитировать 14 типов эмоций. Наиболее поддавались расшифровке гнев и радость. Интонации, характеризующие их, создаются гортанными мышцами, напряжение которых вызывает повышенный тон голоса, а возбуждение порождает большую громкость. Детали голосовых характеристик можно получить с помощью речевого спектрографа: например, определить резкость тембра, порожденную дополнительным напряжением голосовых связок.

Приятные ощущения выражаются, когда открыты, расслаблены рот и гортань, а отвращение демонстрируется зажатыми ртом и носом, что непосредственно отражается на особенностях голоса (Scherer, 1986). Ученые проследили эволюционные истоки этих вокализаций и обнаружили, что человекообразные и другие виды обезьян используют около 13 различных криков.

Голос в меньшей степени, чем лицо, поддается контролю. Следовательно, чтобы понять истинные чувства человека, предпочтительнее прислушиваться к его голосу, чем наблюдать за его лицом. Мужчины, как правило, так и поступают, а вот женщины смотрят на лица и получают те сообщения, которые люди им стремятся передать, поэтому женщин и называют вежливыми расшифровщицами (Rosenthal & DePaulo, 1979). Возможная причина указанных особенностей состоит в том, что мужская субкультура более конкурентоспособна и менее доверчива, чем женская.

Эмоции выражает и тело, причем основное характеризуемое им измерение — «возбужденный—расслабленный». Кроме этого, тело выражает доминирующее или подчиненное отношение к другим, хотя нет никакой специфической позы, которая бы соответствовала радости. Аналогично жесты могут обозначать тревогу, враждебность и некоторые другие эмоции и виды отношений, однако, по-видимому, не существует очевидных жестов радости (Argyle, 1988).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: