Вопросы для экзамена
Раздел 1. Развитие как категория психологии. История ее изучения (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
– вопросы для проверки уровня обученности «знать»:
1. Различные подходы к определению категории «развитие» (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
2. Психоанализ о механизмах развития ребенка (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э.Эриксон) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
3. Генетическая психология о закономерностях детского развития (Ж.Пиаже) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
4. Бихевиоризм о закономерностях детского развития (Дж.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
5. Теории социального научения: психическое развитие ребенка как проблема социализации (Н.Миллер, А.Бандура, Дж.Гевирц, Р.Сирс) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
6. Гуманистическая психология о механизмах развития ребенка (К.Роджерс, А.Маслоу) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
7. Культурно-исторический подход к пониманию развития (Л.С.Выготский) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
8. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
9. Представления о динамике возрастного развития в отношенческой психологии (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
10. Проблема создания возрастной периодизации (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
– вопросы для проверки уровня обученности «уметь»:
11. Базовые определения развития: возраст, созревание, рост (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
12. Основные подходы к объяснению механизмов развития человека (биогенетический, социогенетический, персоногенетический) (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
13. Формы и свойства развития (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
14. Факторы и принципы психического развития человека (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
15. Закономерности психического развития человека (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
16. Механизм психического развития человека и его составляющие: возрастной кризис, критические и литические периодоы в развитии ребенка, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностное новообразование (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
|
17. Целевая детерминация процесса развития человека (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
18. Показатели психического развития человека (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
19. Методы изучения психического развития человека (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
20. Развитие психики в филогенезе (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
– компетентностно-ориентированные задания для проверки уровня обученности «владеть»:
21. Чем отличается предмет возрастной психологии развития от предмета общей психологии? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
22. Что такое преформированное и непреформированное развитие? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
23. Какова роль переживаний в процессе становления психики? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
24. Каким образом изменяются мотивы и потребности в онтогенезе? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
25. В чем состоит роль механизмов психологической защиты? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
26. В чем состоит своеобразие методов возрастной психологии? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
27. Каковы основные положения психологии развития в отечественной науке (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
28. Какова роль культуры в развитии психики? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
29. Как фактор места определяет ход психического развития ребенка? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
30. Что значит понятие «социальный контекст» в культурной психологии М. Коула? (ОПК-9, ПК-22, ПСК-6)
Раздел II. Психическое развитие и формирование личности в онтогенезе (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
– вопросы для проверки уровня обученности «знать»:
31. Значимость пренатального периода для психического и физиологического развития. Этапы пренатального развития ребенка (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
|
32. Рождение как кризисный период (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
33. Особенности развития ребенка в период новорожденности (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
34. Младенчество как период стабильного интенсивного развития. Кризис одного года (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
35. Кризис трех лет, его значение для дальнейшего развития, пути преодоления деструктивных явлений (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
36. Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте. Игра как ведущая деятельность этого возраста, ее значимость для развития (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
37. Познавательное и личностное развитие подростка. Специфика формирования учебной мотивации (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
38. Подростковый кризис: специфические особенности психики и поведения подростков. Особенности общения со взрослыми и сверстниками (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
39. Интеллектуальное и личностное развитие в юности. Принципы формирования учебной мотивации (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
40. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. Первая любовь (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
41. Ранняя взрослость как период когнитивной зрелости человека (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
42. Понятие возрастных часов. Соотношение биологического возраста и социального возраста в период ранней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
43. Развитие психофизиологических функций и ощущений в период ранней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
44. Мотивация создания семьи и мотивация профессиональной деятельности как ведущие тенденции ранней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
|
45. Особенности динамики Я-концепции в период взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
46. Влияние профессиональной деятельности и семейных отношений на аффективную сферу человека в период средней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
47. Мотивационный кризис в период средней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
48. Я-концепция и самоактуализация зрелой личности (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
49. Адаптивный и неадаптивный процессы старения (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
– вопросы для проверки уровня обученности «уметь»:
50. Раннее детство как период становления общения со взрослым, развитие речи и познавательное развитие (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
51. Познавательное развитие и общение со сверстниками и взрослыми в дошкольном детстве. Кризис дошкольного детства (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
52. Проблема готовности к обучению в школе (физиологический, психологический, эмоциональный компоненты готовности) (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
53. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Особенности общения со взрослыми и сверстниками (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
54. Познавательное и личностное развитие младшего школьника (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
55. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, динамика учебной мотивации. Преодоление школьной дезадаптации (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
56. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования подросткового возраста (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
57. Чувство взрослости подростка: свойства, механизмы возникновения и протекания, перспективы (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
58. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, и личностные новообразования в юношеском возрасте (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
59. Динамика интеллектуального развития взрослого человека (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
60. Особенности развития мотивационной и эмоциональной сферы в период ранней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
61. Система ценностей человека в период ранней взрослости. Смена мотивационных установок (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
62. Сферы активности взрослого человека. Индивидуальный стиль поведения и деятельности (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
63. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
64. Социальное поведение и трудовая деятельность в период средней взрослости (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
65. Изменения в когнитивной сфере в период поздней взрослости и старости. Снижение интеллектуальных функций (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
66. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
67. Специфика Я-образа на этапе старения (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
68. Психологическая проблема добровольного ухода из жизни (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
– компетентностно-ориентированные задания для проверки уровня обученности «владеть»:
69. В чем заключается роль деятельности в развитии психики? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
70. Как различаются внешняя и внутренняя деятельность? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
71. Каково влияние ведущей деятельности на психическое развитие ребенка? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
72. Какова проблема интериоризации в работах отечественных психологов? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
73. Какую роль оказывает взрослый на психическое развитие ребенка? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
74. В чем значение общения со сверстниками для психического развития ребенка? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
75. Каковы последствия депривации потребности в общении? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
76. Какие формы общения со взрослыми и со сверстниками описала М.И. Лисина? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
77. Чем обусловлен характер общения со взрослыми и со сверстниками в разных культурах? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
78. Составьте «карту развития» на определенном возрастном этапе, используя характеристики стадий из разных моделей периодизации (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
79. Каким образом связаны двигательная активность и развитие восприятия в младенческом возрасте? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
80. Как развиваются представления о свойствах предметов в раннем возрасте? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
81. Что означает понятие «внутренняя позиция школьника»? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
82. Какие факторы влияют на самооценку младших школьников? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
83. Какие причины рискового поведения подростков выделены в психологии? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
84. Что такое «гендерная идентичность»? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
85. С чем связано переживание кризиса середины жизни? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
86. В чем заключается проблема обучаемости пожилых людей? (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК-6)
Сформулируйте основные отличия психологической коррекции в рамках психоаналитического и гуманистического подходов (ОПК-1, ПК-8, ПК-25, ПК-29, ПСК