Раздел 7. Конфликт, стресс, манипуляции




Психология и этика делового общения

Рекомендуемая литература

1. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.

Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 368 с. – (Серия «Высшее образование»).

2. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300 с.

3. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 415 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

Примерные вопросы для зачёта

Раздел 1. Основные категории дисциплины

1. Понятие «культура». Функции культуры.

2. Понятие «этикет». История этикета. Виды этикета. Составляющие этикета.

3. Деловой этикет. Манера поведения и общие правила делового этикета. Что означает понятие «деловой этикет» и чем он отличается от этики?

4. Понятия «коммуникация», структура коммуникации. Культура коммуникаций. Характеристики и формы деловой коммуникации. Почему происходят потеря информации в процессе коммуникации? Как ее восполнить? Какие барьеры существуют в процессе коммуникации? Как их преодолеть?

Раздел 2. Деловое общение

5. Деловое общение, его особенности. Цель, структура и социальные функции, основные принципы делового общения?

6. Основные виды делового общения, их характеристика. Основные этапы делового общения, их краткая характеристика. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

7. Речевые и психологические правила делового общения. Порядок приветствий и представлений в деловом общении. Методы воздействия на людей в процессе делового общения.

8. Основные механизмы восприятия и понимания, характеристика. Основные ошибки восприятия.

9. Что изучает психодиагностика и какие задачи она решает? Охарактеризуйте методики, выделяемые в психодиагностике. В чем смысл анализа делового общения средствами психодиагностики?

10. Условия, формирующие оптимальное деловое общение в коллективе.

 

Раздел 3.Вербальные и невербальные средства коммуникации

11. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Их функции в процессе общения. Правила вербального этикета и основные требования разговора по телефону.

12. Особенности трансакционного анализа процесса взаимодействия. Виды трансакций.

 

Раздел 4. Переговоры. Беседа. Дискуссия

13. Понятие «переговоры». Отличительные особенности переговоров. Позиционный торг и конструктивные переговоры, преимущества и недостатки этих двух стратегий ведения переговоров.

14. Особенности подготовки сторон к переговорам. Тактические приемы, используемые при позиционном торге, и приемы, ориентированные на партнерский подход.

15. Этапы в процессе ведения переговоров.

16. Что такое переговорное пространство и какую роль оно играет в ведении переговоров? Что является показателем успешности переговоров?

17. Беседа. Правила критики в процессе беседы.

18. Дискуссия. Правила дискуссии.

 

Раздел 5. Рабочая группа

19. Охарактеризуйте рабочую группу как социально-психологическую общность людей. Покажите ее отличие от других социальных групп. Объясните суть профессиональной зрелости рабочей группы и выделите факторы ее формирования. Охарактеризуйте ограничения, препятствующие эффективному функционированию рабочей группы. Охарактеризуйте неформальную структуру рабочей группы; раскройте особенности ее формирования.

20. Что такое морально-психологический климат коллектива? Какую направленность имеет групповая сплоченность?

21. Какую структуру рабочей группы можно считать оптимальной?

 

Раздел 6. Руководство, лидерство

22. Определите значения понятий «управление», «руководство», «лидерство».

23. Поясните проблему лидерства, расскажите о типах лидеров.

24. Темперамент и деловые качества индивидов.

25. Плюсы и минусы коллегиального принятия решений.

26. Факторы, препятствующие инновационной активности, и способы их нейтрализации.

 

Раздел 7. Конфликт, стресс, манипуляции

27. Трудовой конфликт, причины, типология.

28. Основные стадии протекания конфликта. Карта конфликта. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

29. Основные черты поведения и типы конфликтной личности и пути разрешения конфликтов с ней. Типы «трудных людей» как «агрессист» и «жалобщик».

30. Как предотвратить конфликт в деловом общении? Главные правила поведения в условиях конфликта. Какие факторы следует учитывать в конфликтных ситуациях?

31. Понятие «стресс». Физиологическая и биохимическая природа стрессов. В чем отличие стресса от дистресса? основные причины профессиональных стрессов.

32. Манипуляция. Основные черты и признаки манипулятивного общения.

33. Общепринятые принципы поведения (последовательности, уважения к авторитету, эквивалентности обмена и пр.) как «орудия влияния» манипуляторов. Способы манипулятивных воздействий на массовое сознание.

34. Организационно-процедурные уловки манипуляторов в деловом общении. Распространенные логико-риторические приемы манипулятивного общения. Тактика защиты от манипуляций в общении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: