Вопрос 27. Профессионально-значимые качества учителя, необходимые для эффективного формирования психологической компетентности




Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Задача развития психологической компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включать эти знания в психологическую практику школы.

В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

  • компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;
  • интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;
  • социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.

Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества учителя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность.

Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.

М.И.Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.

А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух, педагогическая ситуация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

- осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Существует педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Показатели и параметры психолого-педагогической компетентности также можно измерить с помощью методик диагностики деятельности учителя. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:

- педагогическую деятельность учителя;

- активность как показатель профессионализма учителя;

- мотивационные побуждения учителя;

- деформации личности учителя в процессе педагогической деятельности;

- социально-психологическую компетентность учителя;

- коммуникативную компетентность педагога;

 

 

Вопрос 28 Особенности влияния самооценки педагога на его педагогическую деятельность.

Самооценка– этооценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка учителя - это представления о методах преподавания, которые оказывают влияние на успешность обучения.

Уровень самооценки Педагог, независимо от уровня образования, навыков и умений, имеет свой определенный уровень самооценки - представление о себе, как о личности, как о профессионале в той или иной области. На уровень самооценки влияют факторы:

- успешность в жизни;

- жизненные неудачи и их “частотность”;

- уверенность себе и уровень самолюбия;

- тип нервной системы и черты характера.

На самооценку учеников влияет и самооценка учителя.

Требования предъявляются к учителю:

- современный учитель должен уметь ориентироваться в образовательной ситуации;

- современный учитель должен уметь составлять перспективные

планы;

- современный учитель должен определять задачи и цели;

- современный учитель должен быть готов отвечать за результаты своей деятельности.

Именно самооценка учителя влияет на его поведение и методы работы с учениками.

Основными показателями самооценки учителя является... его личное “я”. Причем, как и у любого человека, личное “я” учителя делится на “я-реальное” и “я-идеальное”. Профессия педагога насыщена общением, эмоциями, переживаниями. Все это не может не отражаться на нем, как на личности, поэтому каждый представитель этой профессии рано или поздно начинает изучать в себе профессионала, оценивать те или иные качества личности, которые, по его мнению, оказывают влияние на его педагогическую деятельность. Отсюда идет чувство удовлетворенности или недовольства личными методами преподавания и, как следствие, эмоциональные переживания соответствия реального “я” с идеальным образом себя, как учителя.

Психологи отметили, что формирование самооценки человека, в том числе и учителя, происходит в двух приемах:

1. соотношение уровня личных притязаний с достигнутым результатом.

2. сопоставлении личного мнения о себе с мнением окружающих.

Для объективного самооценивания учителя психологи придумали специальную анкету, так называемый “лист самооценки”, куда входят такие два важных пункта, как:

Что я знаю (общедидактические требования к организации учебного процесса, нормативные документы, требования государственного стандарта к моему предмету и т.д.)

Что я умею (отслеживать эффективность применяемых методов обучения, стимулировать стремление к учебе у учеников, решать возникающие в классе конфликты и т.д.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: