«Устраните действие всех ситуационных переменных в деятельности менеджеров, конфликт, удачу, вину, смерть, и теория управления получит условия для спокойного плавания. Но вы устраните тем самым и реальный мир с его фактической неотвратимостью, и получите в результате некие бесплодные упражнения в абстрактной логике». И все же, заключает Одиорне, мы не вправе совсем отказаться от теоретического осмысления менеджерской деятельности. Принципы этой деятельности существуют, но они не наука, а интуиция и искусство.
5. Основные черты российской системы управления1
Характерные черты менталитета россиян | Предпосылки использования данных форм менеджмента | Особенности управления в зависимости от черт менталитета | |
Коллективизм | Там, где преобладают коллективные начала | Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы | |
Индивидуализм | Регионы с более развитой рыночной экономикой | Ориентация на личность; индивидуальный контроль; оплата по личному вкладу; личные способности - двигатель карьеры | |
Трудолюбие | Наличие трудолюбивого контингента | Высокая производительность при всех прочих равных условиях; отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу | |
Леность | Контингент людей, не желающих работать | В управлении необходим пресс - давление; низкая производительность труда, в т.ч. и управленческого; стремление к изменению в производстве тогда, когда это обеспечивает минимум затрат | |
Преобладание авторитарных форм мышления | Производственная необходимость | Авторитарный стиль управления; строгий контроль; ограничение самостоятельности | |
Анархизм | Недоверие к управляющим работникам | Форма управления без четко выраженной власти, стимулирование развития личностного фактора | |
Практицизм Устремленность к трансцендентному | Наличие практичных работников Коллективы ученой интеллигенции | Формирование нестандартной системы управления; рациональность системы управления; неформальные отношения между управляющими и работником Мягкость (мечтательность) в управлении; попустительство в отношении работника; расплывчатость (неопределенность) системы управления | |
Стремление к новому Догматизм | Коллектив творческих людей Религиозная среда | Предоставление свободы действия творческим личностям, поощрение неординарных поступков Затрудненное восприятие нового; отрицание достижений НТП, трудности с их внедрением | |
'6 | Настойчивость Расхлябанность | Контингент настойчивых людей Контингент «расхлябанных» людей | Стремление к достижению цели; поиск новых путей для достижения поставленной цели Отсутствие ясных целей, воли и желания их осуществлять |
Атеизм, нигилизм Христианство -православие | Среда неверующих Религиозная среда | Почти полное отсутствие моральных ценностей в формах и методах управления Осуждение богатств; пуританство; презрение грязных денег; учет общественного мнения |
Источник: Картавый МЛ., Немахин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 1999, №3.
|
|
В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента придается большое значение менталитету нации как «своеобразной памяти народа о прошлом, психологической детерминанте поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах.,.».
Менталитет — подсознательная социально-психологическая " программа" действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляющаяся в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования — совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны. Проявление биопсихосоциальной программы поведения людей сказывается в различных сферах человеческой деятельности: в быту, общении, производстве, управлении. В этом качестве менталитет — всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Закон соответствия менеджмента менталитету означает, что определенной ментальное, каждой конкретной черте национального характера, стороне менталитета соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента.
Менталитет формируется на основе социального восприятия, религии и культурных ценностей. Существует зависимость между менталитетом, типом менеджмента, типом корпоративной управленческой культуры и организационной структуры предприятия. Наличие соответствия не отрицает противоречий между менеджментом и менталитетом. Мусульмане оставляют работу и молятся не в момент перерыва, а когда необходимо творить намаз, что вызывает сбой в рабочем ритме.
|
Научные подходы
Ситуационный подход
Ситуационный подход к управлению основан на утверждении, что не существует единственно верного универсального способа управления для любой ситуации: способ, который был очень эффективен в одной ситуации, может оказаться,совершенно непригодным для других и в другой ситуации. Различные ситуации и обстоятельства требуют различных навыков, и в разных ситуациях разные типы людей будут лучше соответствовать, например, роли менеджера или лидера. Из этого утверждения следует, что теведжеры должны постоянно искать различные подходы, применять их в различных ситуациях.
Ситуация — комплексное целое, представляющее паттерны (модели, способы интеграции и интерпретации) множественных стимулов, события, объекты, людей, эмоциональный тон, существующее в некоторый момент времени, в некотором контексте. Этот термин близок по значению к терминам «состояние дел» или «стечение обстоятельств».
Ситуационный подход причастен ко всем аспектам ОП. Лидеры, группы, команды и отдельные люди не могут существовать в изоляции друг от друга или более широкого окружения. Следовательно, для всех них требуется знание и понимание ситуации с тем, чтобы качества, которые они привносят, могли бы быть эффективно гармонизированы и объединены. При применении ситуационного подхода менеджер определяет характеристики личностей, составляющих группы, и групп, динамический способ взаимодействия которых образует организацию и определяет свой стиль руководства еще до принятия какого-либо решения по конкретной проблеме в конкретной ситуации.
Тем не менее ситуационный подход не панацея от всех организационных бед, поскольку в рамках данного подхода существуют свои проблемы. Например, на крупном предприятии число переменных громадно и поэтому нелегко понять ни их относительную важность, ни то, как они, взаимодействуя, образуют новое качественное состояние. Даже если можно понять главные переменные, то все еще остаются проблемы понимания, измерения, сопоставления и оценки того, как они воздействуют на основные подразделения и отделы, какие из них, как, кому и в какой степени необходимо учитывать при решении вопросов о способах адаптации к конкретным обстоятельствам. Различие организационного поведения и естественных наук состоит, прежде всего, в проблемах с получением объективных, точных данных.
Уроки и выводы современной экспериментальной и когнитивной социальной психологии, сформулированные Л. Россом и Р. Нисбеттом в результате анализа проблем предсказуемости и связности поведения, позволяют обосновать необходимость ситуационного подхода в исследовании и прогнозировании поведения систем. (Слайд ___)
1. Слабость фактора индивидуальных различий в вопросах предсказуемости поведения проявляется в том, что прогноз поведения человека, группы в новой ситуации на основе знания только индивидуальных различий ненадежен.
2. На поведение часто оказывают решающее влияние ситуационные элементы. Фундаментальная ошибка атрибуции: чрезмерное представление людей о значимости личностных черт, диспозиций при одновременной неспособности признать важность влияния ситуации на поведение.
3. Недостаточная доказуемость влияния детских проблем и условий воспитания на поведение в зрелом возрасте. При проведении исследований данных явлений, возможно, сказывался эффект Пигмалиона.
4. Проблема предсказуемости поведения возникает всегда, когда человек (даже хорошо знакомый) оказывается, в новой ситуации. Масштабность эффекта ситуативных факторов должна являться предметом специального исследования.
5. Хотя результаты научных эмпирических исследований часто противоречат житейскому опыту, люди тем не менее часто делают правильные прогнозы на основе ошибочных убеждений и ущербных прогностических стратегий. Таким образом, сосуществуют научная и обыденная социальная психология: в определенных рамках, сходных ситуациях достаточно верный прогноз можно сделать на основе житейского опыта.
6. В основе отличий в поведении систем (людей) с позиций современной социальной психологии лежат три принципа:
7. принцип ситуативности (сила, тонкость и частая скрытость ситуационных факторов). По К. Левину, существуют внешне незначительные, но по сути важные детали ситуации — канальные факторы, открытие или закрытие, отсутствие или наличие которых (одобрение — неодобрение, отсутствие — наличие плана, программы, стимула и т.п.) существенно меняет поведение;
8. принцип субъективной интерпретации конкретной ситуации индивидом. Эта интерпретация — активная, она связана с приданием значения тем или иным аспектом ситуации и является результатом многих когнитивных и мотивационных влияний. Интерпретация изменчива. Понять диспозицию мотивов поведения личности легче, чем просчитать и интерпретировать ситуацию;
9. принцип напряженности систем: и психика человека, и социальная группа — своего рода напряженные системы, поля, где имеет место неустойчивое равновесие между побуждающими и сдерживающими силами и даже малый фактор внешней среды, или ситуационного характера может вызвать лавинную реакцию. Состояние каждой части поля зависит от каждой другой части.
Для получения эффективного прогноза поведения нужно анализировать не только стимулирующие, но и сдерживающие (типа групповых норм) факторы. На пороге изменений система находится в более неустойчивом равновесии. Крупные манипуляции могут быть неэффективны, а малые (основанные на факторе напряженности, использующие каналы эффективности) — могут оказаться неожиданно эффективными.