ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА




 

В настоящее время в ряде министерств и ведомств страны идет согласование государственной Программы развития туризма в Узбекистане на период до 2010 года. В рамках ее подготовки специалистами Национальной туристской администрации страны (НТА) проведен анализ состояния и проблем развития этой отрасли.

Особенность программы, как считают специалисты НТА Узбекистана, - в ее комплексном характере, а ее цель - "интенсификация туристской индустрии посредством внедрения элементов рыночной экономики".

За этот период туристская инфраструктура существенно улучшилась, особенно это коснулось рынка средств размещения, особенно в столице Узбекистана. За последние годы в столице Узбекистана построены новые отели, другие были существенно реконструированы, что не осталось незамеченным и привлекло внимание некоторых международной гостиничных брендов. Ряд бывших государственных и ведомственных гостиниц приватизирован, появились новые частные отели, некоторые из которых стали претендовать на право называться национальными брендами.

В настоящее время на территории республики действуют 162 гостиницы, турбазы и кемпинги, располагающие более чем 9 тыс. мест. Только за последние пять лет введены в эксплуатацию 17 крупных и средних гостиниц, которые одновременно могут принять более 1 330 гостей, а также свыше 20 небольших частных отелей.

В Узбекистане более 350 организаций с различными формами собственности, имеющих лицензию на право заниматься туристской деятельностью, из которых 300 - частные фирмы.

На сегодняшний день доля частного бизнеса в структуре туристского потока и общего объема туристских услуг составляет 90%.

Неравномерная концентрация объектов туристского интереса, гостиничной, транспортной и другой инфраструктуры индустрии гостеприимства Узбекистана приводит к тому, что 76,2% от общего туристского потока приходится на основные туристские центры - Самарканд, Бухару, Хиву и Ташкент. Остальные 24,6% иностранных туристов проявляют интерес к достопримечательностям, расположенным в Ферганской долине и трех областях юга страны.

Это отражается и на распределении материально-технической базы туризма страны. Так, 40 % всего производственного потенциала туризма сосредоточено в столице Узбекистана и Ташкентской области, 37% - на территории Самаркандской, Бухарской и Хорезмской областях, около 16% - в Ферганской долине и Сурхандарьинской области. На долю остальных областей, составляющих 50% всей площади республики, приходится всего лишь 7% производственного потенциала туризма Узбекистана.

Среди стран, генерирующих основные потоки туристов в Узбекистан, эксперты национальной туристской администрации называют туристские рынки Германии, Франции, Италии, Японии и России.

Развитие туристской инфраструктуры и предпринимательская активность в сфере туризма способствовали росту объемов оказанных услуг в отрасли. Так, в 2004 году рост общего объема реализации туристских услуг составил 73% за последние три года.

Вместе с тем, по оценке экспертов НК "Узбектуризм" со ссылкой на данные Госкомитета по статистике Узбекистана, туристско-экскурсионные услуги в общем объеме ВВП составляют 0,6%. Дня сравнения: в развитых государствах этот показатель достигает 7-9%о. Поэтому Президент Узбекистана Ислам Каримов поставил задачу - максимально использовать огромный туристический потенциал, которым обладает Узбекистан.

Следует учитывать, что, по мнению ряда экспертов, на этот показатель влияет отсутствие в республике методологии учета всех туристских расходов и совокупного дохода, получаемых различными предприятиями туристской индустрии, так и косвенных поставщиков туристских услуг. Кроме того, в действующем классификаторе сфер народного хозяйства Узбекистана вклад туризма в ВВП страны частично учитывается и другими отраслями. По мнению специалистов, выделение туризма в самостоятельную отрасль экономики будет способствовать повышению его роли в развитии народного хозяйства страны.

В качестве мер по улучшению туристской инфраструктуры специалисты рекомендуют совершенствовать менеджмент на государственных предприятиях туристской индустрии, уделять внимание поддержанию основных фондов и туристских объектов, дополнительно увеличить парки комфортабельных туристских автобусов, а также необходимо открытие авиарейсов на отдельных направлениях местных линий, например, Бухара-Ургенч, осуществление мониторинга цен и качества предоставляемых туристских услуг.

Необходимы глубокие маркетинговые исследования рынка туристских услуг, активизирование государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей республики на основных зарубежных туристских рынках, а также комплексной рекламно-информационной программы по созданию привлекательного туристского имиджа страны, создание единого национального бренда и логотипа туристского продукта Узбекистана.

Кроме этого, как полагают эксперты НК "Узбектуризм", необходимо развивать нормативно-правовую базу, регулирующую туристскую деятельность, совершенствовать механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций для развития туризма, повышать эффективность подготовки туристских кадров.

К сожалению, сейчас у республики нет внешнего бренда, при виде которого у любого человека могли возникнуть ассоциации с нашей страной. Есть это у Турции, Испании, Индии, а мы пока этому не уделяли должного внимания.

Реформы затронут и саму компанию. Следует отделить государственное управление от коммерческой линии, наладить систему учета визитов, стандартов услуг, сделать прозрачным систему лицензирования, причем в большей степени децентрализировать этот процесс – передать право принятия решений по выдаче лицензий в регионы, этим самым, укрепив их статус. Планируется создать новые перспективные и эффективные подразделения, например, международно-правовой отдел, связей со смежными государственными структурами (МИД, МВД, СНБ, ГТК, ГНК и т.д.).

Принятая правительством Государственная программа развития туризма до 2010 года, станет стратегическим планом для всей отрасли. Туристские фирмы уже сейчас выражают мнение, что она может способствовать укреплению доверия у них к государству, налаживанию тесных контактов с органами власти и управления, что раньше было маловероятным.

Также определены направления такого сотрудничества. Скажем, на международных туристских ярмарках, имеющих глобальное и региональное значение для нас, Узбекистан будут вместе представлять и частные фирмы, и авиакомпании, и «Узбектуризм» единым стендом. А что касается нынешнего мероприятия, то по его результатам проведем анализ и конечную информацию представим через СМИ населению. Раньше, увы, такого не было, и никто не знал, что дала отрасли данная ярмарка.


ГЕРМАНИЯ И УЗБЕКИСТАН

 

Хорошие перспективы имеет развитие узбекско-германского взаимовыгодного сотрудничества в области туризма, основы которых составляют неповторимые исторические, культурные и природные особенности двух стран. Германия - родина многих великих композиторов, в том числе Бетховена, Баха и Вагнера. Страна дала миру таких знаменитых ученых и мыслителей, как Гете, Кант, Гегель, выдающегося астронома Кеплера, а идея создания машины, выполняющей вычисления, появилась у немецкого математика и философа Лейбница.

На земле Узбекистана творили великие мыслители и ученые Востока - такие, как основатель алгебры аль-Хорезми, автор канона врачебной науки Ибн Сино (он был известен в Европе как Авиценна), математик и астроном аль-Беруни, правитель и астроном Улугбек, писатель и государственный деятель Навои, и многие другие представители нашего края, внесшие большой вклад в развитие мировой цивилизации.

Города Германии и Узбекистана также славятся по всему миру благодаря сохранению уникальных памятников монументального творчества и архитектуры. Города от Ростока до Фрейбурга, от Потсдама до Трира представляют собой главные достопримечательности. Так, город Кельн известен своим величественным собором, Гамбург - город моряков и торговцев, имеет богатейшую историю, а при упоминании Дрездена у нас возникает непроизвольная ассоциация со знаменитой картинной галереей. Путешественников в эту страну привлекают Балтийское побережье, красивые ландшафты Нижней Саксонии и ее столица - древний Ганновер, чистые озера и горные курорты предгорий Альп, а также живописная долина Рейна со множеством средневековых замков и монастырей, древней культурой Баварии и ее столицей – Мюнхеном, который является международным центром мирового класса.

Посетив замок Нойшванштайн короля Людвига II в Баварии, вы невольно можете вспомнить знаменитую крепость «Арк» эмира Бухары. У нашего соотечественника, посетившего немецкие города, несмотря на отсутствие прямого сходства между ними, может возникнуть много ассоциаций, связанных с известными памятниками в Самарканде, Бухаре, Хиве, Ташкенте или в Шахрисабзе. Удивительно, но сходство появляется в другом измерении, поскольку исторически наши страны представляли научные, культурные и политические центры своего региона. Германия наряду с Францией и Великобританией всегда была в авангарде истории Европы, а государства, возникшие на территории современного Узбекистана, определяли ход истории на всем пространстве обширного региона, расположенного на перекрестке Великого шелкового пути. Таким образом, историческая, культурная, научная и, наконец, политическая значимость диктовали характер сооружаемых в наших странах городов, замков, дворцов, религиозных и других объектов зодчества - символов могущества страны.

Как подчеркнул имеющий большой опыт работы в государствах Востока Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в нашей стране Маттиас Майер: «Узбекистан - это Германия Центральной Азии». Мнение посла свидетельствует о том, что представители Германии, посещающие страну, также приводят определенные параллели. Однозначно развитие народной дипломатии в виде туризма будет служить и расширению других сфер сотрудничества между нашими странами.

В ноябре прошлого года в Бухаре при участии членов делегации во главе с федеральным министром иностранных дел ФРГ Франком Вальтером Штайнмайером состоялся узбекско-немецкий бизнес-форум, где наряду с вопросами по расширению деловых контактов между предпринимателями двух стран было рассмотрено сотрудничество в области туризма, а также участие немецких партнеров в развитии туризма в Узбекистане. Так, немецкие компании проявляют интерес в создании современной инфраструктуры туризма в республике, проведении маркетинговых мероприятий, связанных с размещением узбекского турпродукта в Германии.

Согласно оценкам Всемирной туристической организации (ВТО), емкость туристических ресурсов Узбекистана составляет один миллион человек в год. Несмотря на то, что за последние десять лет количество туристов, посещающих Узбекистан, увеличилось в два раза, этот огромный потенциал пока остается далеко неиспользованным.

В туристической отрасли Узбекистана заняты около 15 тысяч человек. Подготовкой специалистов занимаются колледжи в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Хиве, а также в Самаркандском институте экономики и сервиса. В целях дальнейшего развития туристической индустрии в Узбекистане разработаны основные мероприятия в рамках государственной программы на период до 2010 года, направленной на создание принципиально нового туристического продукта. Темпы роста международного туризма, которые в настоящее время выше темпов роста объемов международной торговли, дают основание полагать, что интерес из Германии к посещению Узбекистана также соответственно будет расти.

Согласно оценкам ВТО, к 2020 году туристический поток в европейских странах возрастет на 30 %, а в Азии данный показатель составит 400 %. При этом в своих прогнозах зарубежные эксперты также учитывают рост развития туризма в Узбекистане.

Кроме того, развитие туризма в Узбекистане должно опираться не только на посещение зарубежными туристами исторических памятников, но и развитие других видов экотуризма, посещение ремесленнических объектов, мест, связанных с природой, и видов народного творчества в областях. Это направление может стать одной из основ развития туристического потенциала Узбекистана, а наличие уникальных природных условий, обилие национальных парков и заповедников позволит развивать с немецкими и другими зарубежными партнерами этот популярный во всех странах вид туризма. В настоящее время наряду с Германией к развитию экотуризма в Узбекистане проявляют интерес Франция, Италия, Япония, Малайзия, Индия, Китай, Турция.

По мнению специалистов, сейчас узбекский импорт - это не покупка турпродукта, а предоставление услуг. В связи с этим представитель Германского общества технического сотрудничества (GTZ) Юрген Купфер информировал, что совместно с туристическими и другими профильными колледжами Узбекистана проводится обучение гостиничному, туроператорскому и ресторанному бизнесу.

Развитие и использование туристической инфраструктуры открывает путь для организации совместно с немецкими компаниями -
туроператорами поездок в Узбекистан для больших групп туристов из Германии с использованием специальных чартерных рейсов, что, в свою очередь, может стать экономически выгодным, привлекательным и удобным предложением для немецких туристов, желающих совершить путешествие в нашу страну. Именно подобный опыт уже опробован путешественниками не только Германии, но и ряда государств Центральной Европы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: