Горшочек кипит на подворье, ни огня, ни дыму не видно?
Что это такое, как вы думаете?
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Описание реализации проекта
Аннотация
Актуальность темы
Проблема
Цели и задачи
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап (педагоги, дети, родители)
Основной - практический этап (педагоги, дети, родители)
Заключительный этап
Выводы по работе в проекте
Список использованных источников и литературы
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название проекта: «Эти удивительные муравьи…»
Участники проекта: воспитанники ОУ, педагоги, родители.
Вид проекта: опытно-исследовательский проект, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1-2 недели).
Направление развития: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.
Ресурсы проекта:
Кадровые ресурсы: квалифицированные педагоги и специалисты первой и высшей категории.
Информационный ресурс: методическая, художественная, научно-популярная литература, интернет, мини-зоопарк, развивающая среда ОУ.
ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Аннотация
Вряд ли найдется человек, который хоть раз не останавливался возле муравейника, завороженный таким далеким и в то же время необъяснимо близким нам миром этих удивительных насекомых. Дистанция, разделяющая нас, огромна. Заботы этих хлопотливых существ могут показаться некоторым просто недостойными серьезного разговора. Но есть в этих заботах нечто такое, что заставляет посмотреть на братьев наших меньших внимательнее и с уважением.
Актуальность
Обитающие на нашей планете живые существа подразделяются на два мира: растительный мир и животный. Так, животный мир подразделяется на следующие классы: млекопитающие, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Среди насекомых встречаются существа полезные и вредные. Данный проект о полезных насекомых, которые приносят пользу человеку – о МУРАВЬЯХ!
С давних времен жизнь трудолюбивых муравьев была для людей предметом постоянных наблюдений и интереса. В древних сказаниях, поэтических произведениях и даже в Библии уделялось внимание этим насекомым. Однако, несмотря на это, мы еще многого о них не знаем, а некоторые тайны их жизни приоткрылись ученым совсем недавно.
Семейство Муравьи (Formicidae) это самое многочисленное по количеству особей семейство насекомых. Самый обычный и часто встречающийся в России - рыжий лесной муравей.
Почему именно рыжие муравьи?
Но, как оказалось, польза этого вида чрезвычайно велика. Рыжие муравьи оказывают существенное влияние на лесную экосистему. Всем известно, что лес-это «легкие» Земли, которые дарят нам свежий воздух. Актуальность данной темы состоит в том, что численность муравьев на единицу площади в лесах очень велика, поэтому они оказывают существенное влияние на лесную экосистему. Как было сказано выше, муравьи играют в биоценозах огромную положительную роль. Вместе с тем, муравьи испытывают негативное влияние со стороны человека, когда чаще всего разрушаются муравейники или изменяется привычная для муравьев природная среда.
Проблема
С исчезновением муравьев, санитаров леса, может возникнуть экологическая катастрофа - опасность разрушения лесной зоны, как основного источника сохранения всего живого на Земле.
Дошкольный возраст, это период жизни ребёнка, когда он эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира.
Привлечение внимания дошкольников к муравьям, повышение знаний о полезных свойствах лесных муравьев, охране окружающей среды
побудило нас к проектной деятельности.
Цель проекта:
Создание познавательного интереса детей к изучению жизнедеятельности и пользе муравьёв, сохранение их численности и охране муравейников.
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию по данной теме: провести опрос, наблюдение и выяснить, что дошкольники знают о муравьях и их пользе для леса и человека.
2. Изготовить макет муравейника в разрезе для наглядного представления дошкольникам о внутреннем строении муравейника и изучить его.
3. Познакомить детей со строением тела насекомого - муравья, его пользе и вреде для человека.
4. Оградить близлежащие муравейники на территории и за территорией детского сада, изготовить и установить таблички "Осторожно, муравьи!".
6. Расширять словарный запас детей («охраняется государством», формикарий, экспедиция, и др.);
7. Расширить круг людей, прилагающих усилия для сохранения окружающей нас среды.
Ожидаемый результат:
Для детей:
· Проявление интереса к изучению жизнедеятельности и пользе муравьёв, сохранение их численности и охране муравейников;
· Обогащение словарного запаса детей новыми словами;
· Сформированность целевых ориентиров личности дошкольника:
-проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
-обладает установкой положительного отношения к миру;
-проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
-обладает элементарными представлениями из области живой природы;
Для педагогов:
· Пополнение методической копилки авторскими конспектами образовательной деятельности;
· Повышение педагогической компетентности и мотивации при организации воспитательно-образовательного процесса в рамках проекта;
· Разработка консультативно-практического материала для родителей;
· Возможность транслировать наработанный опыт (конкурсы, конференции, публикации);
Для родителей:
· Активное участие родителей в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта и жизнедеятельности ДОУ;
· Объединение усилий ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и привить любовь к природе.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
Педагоги
ü Презентация проекта на педагогическом часе, обсуждение возможных событий в рамках проекта;
ü Выбор форм работы с детьми, родителями, специалистами;
ü Внедрение детей в проектную деятельность, формулирование проблемы;
ü Подготовка картотек загадок, поговорок, пословиц, фотоальбомов, иллюстративного материала для создания развивающей среды в ДОУ;
ü Подготовка информационных страничек для педагогов и родителей (развивающие игры, макет муравейника, презентации);
ü Подготовка консультаций для родителей («Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Шестиногий народец» и др.);
ü Составление конспектов образовательной деятельности, образовательных событий; мини-сочинений;
ü Подбор материала для продуктивной деятельности;
Дети
ü Вхождение в тему, возникновение желания как можно больше узнать о муравьях;
ü Вживание в игровую ситуацию;
ü Видеопросмотр детского проекта Пермякова Саши «Эти удивительные муравьи…»;
Родители
ü Мотивация родителей на участие в проекте;
ü Приобретение и чтение детям художественной литературы по теме проекта;
ü Просмотр и подбор занимательного материала с Интернета;
Основной (практический) этап.
Педагоги / Дети
ü Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Загадки муравейника», «Возвращение муравьишки с использованием ТРИЗ-технологии», "Муравьи и муравейники" и др.;
ü Оформление фотогалереи, фотоколлажей, создание презентации по теме;
ü Экскурсия, целевая прогулка в ближайший лес;
ü Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание под лупой, наблюдения за муравьями и муравейниками;
ü Экспедиция по ограждению муравейников совместно с родителями;
ü Сопровождение и презентация детских проектов;
ü Познавательно-речевая викторина «Мы идём в гости к муравьям»;
ü Оформление книжного уголка по теме проекта: книги, иллюстрации, художественные произведения;
ü Чтение художественной, научно-популярной литературы: рассказы С. Олефира «Дай руку, и пошли охранять муравейник», стихотворения Б. Ходарева «Муравьиные города», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и др.;
ü Инсценирование фрагментов рассказа В. Бианки «Муравьишка»;
ü Просмотр мультфильмов о муравьях в главной роли: «Букашки. Приключения в долине Муравьёв», «Тайная сила природы», «Баранкин, будь человеком!» и др.;
ü Мини-конкурс «Сочинение новой сказки «Путешествие муравья», совместно с родителями;
ü Разучивание стихов, загадок, потешек, пословиц, поговорок;
ü Повторение правил поведения в лесу;
ü Посещение мини-зоопарка «Членистоногие»;
Родители
ü Совместное «Сочинение новой сказки «Путешествие муравья»;
ü Консультационная работа;
ü Помощь в создании РППС;
Заключительный этап.
Педагоги
ü Обмен впечатлениями, опытом между корпусами детского сада;
ü Образовательная деятельность «Интересные муравьи», "Муравьи и муравейники" и др.
ü Презентация итогов работы коллектива в рамках проекта;
ü Размещение опыта работы на официальном сайте детского сада;
Дети
ü Участие в выставке детских творческих работ;
ü Дети познакомятся с художественной, научно-популярной познавательной литературой;
ü Участие в экспедиции по ограждению муравейников совместно с родителями;
ü Развивающие игры о насекомых:
ü Создание муравьиной фермы - формикария;
Родители
ü Посещение с детьми мини-музея, выставки;
ü Макет «Муравейник»;
ü Отзывы о проекте;