Вопросы к экзамену по дисциплине
«Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков»
1. Социальная дезадаптация подростков как нарушение процесса социального развития индивида. Виды дезадаптации. Признаки социальной дезадаптации.
2. Характеристика факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков.
3. Понятия «реабилитация» и ее виды. Реабилитация в психолого-педагогическом, в социальном, социально-педагогическом, медико-педагогическом аспектах.
4. Содержание деятельности специалистов по медико-социальной реабилитации несовершеннолетних
5. Содержание деятельности специалистов по социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.
6. Содержание деятельности специалистов по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
7. Содержание деятельности специалистов по социально-бытовой реабилитации несовершеннолетних.
8. Содержание деятельности специалистов по социокультурной реабилитации несовершеннолетних.
9. Комплексная реабилитация в условиях ППМС - центра. Характеристика основных этапов реабилитации.
Основные функции социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
11. Характеристика контингента социально-реабилитационного центра для детей и подростков.
12. Содержание деятельности социально-реабилитационного центра для детей и подростков.
13. Социально-реабилитационная работа с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра. Этапы разработки программ реабилитации семьи.
14. Содержание деятельности отделения социально-правовой и реабилитационной помощи СРЦ.
15. Подготовительный этап в реабилитационной работе с несовершеннолетним в условиях социально-реабилитационного центра.
16. Психолого - медико - педагогический консилиум социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: функции, организация работы, принципы работы.
17. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего.
18. Принципы взаимодействия специалистов с воспитанниками СРЦ
19. Перечень социально-психологических, социально-педагогических и других реабилитационных услуг и мероприятий организуемых в СРЦ.
20. Межведомственное взаимодействие по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
21. Организация работы КДН и ЗП по оказанию помощи семьям и детям группы риска. Деятельность по реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
22. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.
23. Учетная карта семьи и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Содержание деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
25. Содержание индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
26. Деятельность педагога-психолога по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра.
27. Деятельность специалиста по социальной работе в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
28. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в условиях центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Система реабилитационной работы в рамках социального приюта.
30. Должностная инструкция специалиста по социальной работе социального приюта.
31. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего воспитанника социального приюта
32. Принципы деятельности учреждений социальной профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (принцип законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетним, принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней, принцип индивидуального подхода, конфиденциальности и др.)
33. Методы и приемы индивидуального педагогического воздействия, используемые социальным педагогом в процессе реабилитации (оценка поступка, самораскрытие, просьба о помощи, искажение мнения другого, рассказ о себе, жизненные планы, мой герой, метафоры, социальные пробы).
34. Нормативно-правовые основы деятельности учреждений социальной профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
35. Использование социальным педагогом в работе с дезадаптированными подростками методов и приемов социальной терапии (психогимнастика, библиотерапия, арттерапия, имаготерапия и др).
36. Структура и содержание социально-педагогической реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя.
37. Содержание социально-педагогической реабилитации детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами в СРЦ.