Вопросы ГЭК
Направление подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование
Профиль «Психология и социальная педагогика»
Целью проведения государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена является определение степени освоения выпускником компетенций, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и основной профессиональной образовательной программой ОПОП.
1. Роль философских знаний в формировании мировоззренческой позиции социального педагога и (или) педагога-психолога. Ваш личный опыт использования философских знаний в деятельности социального педагога и (или) педагога-психолога (ОК-1).
2. Значение анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции социального педагога и (или) педагога-психолога. Ваш опыт учета основных этапов и закономерностей исторического развития в формировании личной гражданской позиции (ОК-2).
3. Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы развития психологии. Составные элементы (строение) современной психологии.Ваш личный опыт применения психологических знаний в психолого-педагогической деятельности (ОК-2).
4. История становления социальной педагогики за рубежом и в России. Ваш личный опыт использования исторического наследия в социально-педагогической деятельности (ОК-2).
5. Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога. Ваш личный опыт учета социально-педагогических принципов в профессиональной деятельности (ОК-2).
|
6. Роль экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности, в том числе социально-педагогической и (или) психолого-педагогической. Ваш личный опыт использования экономических знаний в деятельности социального педагога и (или) педагога-психолога (ОК-3).
7. Роль правовых знаний в деятельности социального педагога и (или) психолога. Ваш личный опыт использования нормативно-правовой документации в социально-педагогической и (или) психолого-педагогической деятельности (ОК-4).
8. Роль коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Ваш личный опыт применения профессиональных коммуникации на русском и иностранном языке для решения профессиональных задач (ОК-5).
9. Социальные, этноконфессиональные и культурные характеристики различия коллектива, обеспечение толерантности. Ваш личный опыт учета в профессиональной деятельности социальных, этноконфессиональных и культурных характеристик коллектива (ОК-6).
10. Профессиональное самообразование и самоорганизация педагога. Ваш личный опыт профессионального самообразования и самоорганизации (ОК-7).
11. Методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности. Ваш личный опыт по использованию методов и средств физической культуры для обеспечения полноценной социально-педагогической и (или) психолого-педагогической деятельности (ОК-8).
12. Приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Ваш личный опыт оказания первой помощи, использования методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
|
13. Учет в деятельности социального педагога и (или) педагога психолога общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Ваш личный опыт учета особенностей психического и психофизиологического развития ребенка при решении профессиональных задач (ОПК-1).
14. Развитие ребенка в социуме: понятие о развитии ребенка, биологические и социальные факторы развития. Влияние среды на развитие ребенка. Ваш личный опыт выявления влияния биологических и социальных факторов, в том числе наследственности на развитие ребенка (ОПК – 1).
15. Применение качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях. Ваш личный опыт использования качественных и количественных методов в профессиональных исследованиях (ОПК-2).
16. Методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов в социально-педагогической и (или) психолого-педагогической деятельности. Ваш личный опыт применения методов диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3).
17. Применение в профессиональной деятельности знания различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Ваш личный опыт применения различных теорий обучения, воспитания и развития в профессиональной деятельности (ОПК-4).
|
18. Деятельностный подход в отечественной психологии: ключевые понятия и основные положения. Ваш личный опыт применения идей деятельностного подхода в профессиональной деятельности социального педагога и (или) педагога-психолога (ОПК-4).
19. Психоаналитический подход: феномен личности с позиции психоаналитического подхода. Ваш личный опыт использования идей психоаналитического подхода в профессиональной деятельности (ОПК-4).
20. Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов. Психология способностей и интеллекта: определение, структура, уровни. Ваш личный опыт определения темперамента и интеллекта в профессиональной деятельности (ОПК-4)
21. Участие социального педагога и (или) педагога-психолога в организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой. Ваш личный опыт организации различных видов деятельности (ОПК-5).
22. Совместная деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды. Ваш личный опыт межличностного взаимодействия с субъектами образовательной среды (ОПК-6).
23. Роль нормативных документов и знания предметной области в культурно-просветительской работе. Ваш личный опыт использования нормативных документов в культурно-просветительской работе (ОПК-7).
24. Компетентность педагога-психолога и (или) социального педагога как важная составляющая профессионализма. Этические основы психолого-педагогической и (или) социально-педагогической деятельности. Ваш личный опыт соблюдения принципов профессиональной этики (ОПК-8).
25. Профессиональная деятельность в поликультурной среде, учет особенностей социокультурной ситуации развития в деятельности социального педагога. Ваш личный опыт учета особенностей социокультурной ситуации развития ребенка (ОПК-9).
26. Роль междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов, в том числе социального педагога и (или) педагога-психолога в решении профессиональных задач. Ваш личный опыт участия в межведомственном взаимодействии для решения профессиональных задач (ОПК-10).
27. Характеристика основных прав ребенка, работа социального педагога по защите прав ребенка. Применение в профессиональной деятельности основных международных и отечественных документов о правах ребенка и правах инвалидов. Ваш личный опыт в исследовании проблем защиты прав ребенка (ОПК-11).
28. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности социального педагога, психолога. Учет рисков и опасностей социальной среды и образовательного пространства. Ваш личный опыт применения здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности (ОПК-12).
29. Роль информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в решении стандартных задач профессиональной деятельности. Ваш личный опыт решения стандартных профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-13).
30. Организация мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося в деятельности социального педагога. Ваш личный опыт организации мероприятий по социальной защите обучающегося (ПК-15).
31. Выявление интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся. Ваш личный опыт выявления интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16).
32. Понятия «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике. Типы и причины отклонений, их влияние на процесс социализации. Теории девиаций. Ваш личный опыт по выявлению детей с девиантным поведением и определению причин возникновения их девиаций (ПК-16).
33. Сущность понятия «дезадаптация», виды и причины дезадаптации, реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Ваш личный опыт по реабилитации дезадаптированных детей и подростков (ПК-16).
34. Социализация личности как социально-педагогическое явление. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Факторы социализации и их типология в социальной педагогике. Механизмы социализации. Ваш личный опыт по определению специфики факторов и механизмов социализации, их влиянию на подрастающее поколение (ПК-16)
35. Детский алкоголизм как форма отклоняющегося поведения, особенности, причины, последствия. Ваш личный опыт по выявлению и анализу случаев детского алкоголизма и проведению профилактической работы (ПК-16).
36. Наркомания несовершеннолетних как форма отклоняющегося поведения, особенности, причины, последствия. Ваш личный опыт по выявлению случаев употребления наркотиков детьми и проведению профилактической работы. (ПК-16).
37. Программы социального сопровождения и поддержки обучающихся. Ваш личный опыт по разработке программ социального сопровождения обучающихся (ПК-17).
38. Сущность понятия «социальное воспитание». Объект и субъект социального воспитания. Программа воспитания и социализации обучающихся как компонент основной образовательной программы в свете реализации ФГОС. Основные формы организации педагогической поддержки социализацииобучающихся. Ваш личный опыт участия в организации различных форм педагогической поддержки социализации обучающихся.
39. Социально-педагогическая профилактика, коррекция, реабилитация отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Разработка программ социального сопровождения. Ваш личный опыт по разработке профилактических, коррекционных, реабилитационных программ (ПК-17).
40. Социально значимая деятельность: понятие, виды, методика вовлечения детей и подростков в социально-значимую деятельность. Ваш личный опыт участия в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18).
41. Система социальной защиты детства. Ваш личный опыт по выстраиванию профессиональной деятельности на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19).
42. Реализация права ребенка на воспитание в семье, формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ваш личный опыт участия в социально-педагогическом сопровождении замещающей семьи (ПК-19).
43. Методы диагностики в деятельности социального педагога. Социально-педагогический мониторинг семьи. Основные типы семей, их характеристика и влияние на процесс социализации ребенка. Современные тенденции семейного воспитания. Ваш личный опыт диагностики семейных проблем (ПК-20).
44. Сущность понятий методика и технология, основные этапы социально-педагогической технологии, классификация социально-педагогических технологий Ваш личный опыт выбора и применения наиболее оптимальной социально-педагогической технологии для решения профессиональной задачи (ПК-20).
45. Социальный педагог как посредник между обучающимися и различными социальными институтами. Ваш личный опыт выступления в качестве посредника между обучающимися и различными социальными институтами (ПК-21).
46. Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Концепция психического развития А. Валлона. Эпи-генетический принцип развития Э. Эриксона. Ваш личный опыт использования основных идей представленных выше теорий в профессиональной деятельности (ПК-21).
47. Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста (от рождения до 7 лет). Особенности развития речи, памяти, внимания, словесно-логического мышления ребенка, сенсорной сферы дошкольника. Развитие личности и общения. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности дошкольников (ПК-21).
48. Психическое развитие младших школьников. Учебная деятельность: содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Мотивация учения Особенности общения с взрослыми и сверстниками. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности младших школьников (ПК-21).
49. Психическое развитие подростка. Учебная деятельность и мотивация учения. Общение со сверстниками. Особенности общения со взрослыми. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности подростков (ПК-21).
50. Психическое развитие в юношеском возрасте. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте. Особенности общения со взрослыми и сверстниками. Ваш личный опыт организации совместной и индивидуальной деятельности детей юношеского возраста (ПК-21).
51. Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. Ваш личный опыт применения методов и технологий, позволяющих решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22).
52. Сбор и первичная обработка информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. Ваш личный опыт обработки первичной информации (ПК-23).
53. Психодиагностика: предмет, объекты и задачи. Основные требования к психодиагностическим методикам (валидность, надежность, стандартизация). Классификации методов психодиагностики. Характеристика основных психодиагностических подходов: объективного, субъективного, проективного. Ваш личный опыт проведения психологической диагностики (ПК-23).
54. Понятие «рефлексия» в профессиональной деятельности. Характеристика процессов ее осуществления. Ваш личный опыт рефлексии результатов своих профессиональных действий (ПК-24).
55. Психологическая служба в системе образования: назначение, функции и предмет деятельности. Психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического и психологического развития детей. Ваш личный опыт по психологическому просвещению педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (ПК-25).
56. Взаимодействие психолога с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей и подростков. Ваш личный опыт взаимодействия с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей и подростков (ПК-26).
57. Создание развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка. Ваш личный опыт по созданию и организации развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка (ПК-27).
58. Понятие психологическая готовность к успешной деятельности будущего специалиста: характеристика и критерии качества. Ваш личный опыт формирования психологической готовности к профессиональной деятельности (ПК-28).
59. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Ваш личный опыт руководства проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29).
60. Составление профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности. ваш личный опыт составления профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК-30).
61. Понятие «профессиональные собеседования», тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся. Ведение психологического тренинга по профессиональному самоопределению. Ваш личный опыт проведения тренингов (ПК-31).
62. Психологическое консультирование как средство и форма оказания психологической помощи. Этика поведения в психологическом консультировании. Виды запросов в консультировании. Психотерапия: определение, объекты и условия ее применения. Ваш личный опыт проведения психологического консультирования (ПК-31).