Так что рекомендация православной Церкви – освящать любую принимаемую еду и питье – имеет не только свой глубокий духовный смысл, но и своё немалое обеззараживающее действие!
К сожалению, эти опыты трудоемкие и дорогостоящие, поэтому провести их в большем объеме не представлялось возможным.
Хочу принести благодарность коллективу сотрудников бак.-лаборатории Северного Межрайонного центра Госсанэпиднадзора во главе с заведующей, врачом высшей категории С.В. Глушко за без корыстную помощь в проведении указанных изследований.
III. НЕКОТОРЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЦЕЛИТЕЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МОЛИТВ И КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ.
Мы уже говорили выше, что не только из Евангелия и литературы мы узнаем о фактах удивительных изцелений болящих, но и из личного опыта всех приходящих в Православный Храм: после Богослужения повышается общий тонус, улучшается настроение, уменьшаются боли. Хотелось узнать: возможно ли оценить объективно эти улучшения? Поэтому была проведена серия измерений обычных, клинических параметров самочувствия прихожан: до Богослужения и после, проведен анализ некоторых параметров крови – до молитвы и после, и т.п.
Сегодня есть обширный класс литературы, написанной очень профессионально, как правило – православными врачами и православными священнослужителями, имеющими и медицинское образование (к.м.н., д.м.н., профессорами) [12 - 20].
В этих книгах содержатся и духовные, и психологические рекомендации болящим, их близким и лечащим врачам. Однако, к сожалению, ни в одной из книг, кроме работ профессора В.Б. Слезина (где приведены энцефалограммы обследуемых людей до прочтения молитвы и после [39]), не приведены какие-либо клинические подтверждения тех удивительных изцелений, которые там описаны.
|
О необходимости такого подхода я неоднократно говорила в своих выступлениях – и перед врачами, и на 9, и 10 Рождественских чтениях (на секции Общества православных врачей), и в беседах с участниками Международного научного конгресса "Наука, информация, сознание 2001", (июль 2001 г.), где на стенде был представлен мой доклад о целительном воздействии молитв на человека.
Целью настоящей публикации этот материал не является, но небольшой объем этих изследований представлен в этой части книги.
Были сделаны замеры наиболее разпространенного критерия оценки здоровья человека: артериального давления – до Богослужения и после. Оказалось, что присутствие на Богослужении приводит к нормализации давления, как у гипотоников, так и у гипертоников. Цифры, степень гармонизации у всех, конечно, различны – это и 10%, и 20%, и даже 30 %. Как говорится – "по вере вашей да будет вам". Цифры давления колебались в таких пределах (таблица 3).
Таблица 3
АД – давление в мм. рт. ст. | |||
Исходное: до Богослужения | 180/130 | 160/120 | 80/60 |
Конечное: после Богослужения | 140/90 | 120/80 | 90/70 |
Было сделано более 100 замеров – в таблице представлены наиболее характерные цифры. У тех людей, кто ходил в Церковь регулярно, исповедуясь и Причащаясь, соблюдая посты и другие правила Церкви, давление постепенно нормализовалось, и стало возможным обойтись без лекарств.
Такой же положительный эффект воздействия молитвы ("Отче наш") и крестного знамения замечен при сравнении показателей крови: гемоглобина (Hb), лейкоцитов (L), активности ферментов: ALT (аланиновая трансфераза) и АSТ (аспарагиновая трансфераза) (Табл. 4, 5).
|
Таблица 4
Условия опыта | Гемоглобин Hb (г/л, ед.CИ) | Лейкоциты L (ед.СИ) |
Без молитвы и крестного знамения | 5,7 | |
С молитвой "Отче наш" и крестным знамением |
Таблица 5
Условия опыта | ALT | Норма | AST | Норма |
Без молитвы и крестного знамения | 0,47 | < 0,68 м моль л час М моle L hour | 0,24 | < 0,68 м моль л час М моle L hour |
С молитвой "Отче наш" и крестным знамением | 0,24 | 0,12 |
Из таблиц 3, 4 и 5 очевидна целительность молитвенного воздействия. Удивителен тот факт, что корреляция показателей произходит в точно требуемом для изцеления направлении: у гипотоников давление повышается, у гипертоников – снижается. Такая же картина и с биохимическими показателями крови: гемоглобин повышается, лейкоциты и ферменты активности печени AST и ALT снижаются.
Надо обратить внимание и на тот очень важный факт, что в этих изследованиях молитва и крестное знамение производились не над пробиркой с кровью ("in vitro") (как это делалось в опытах с пробами в части II данной работы), а человек молился и осенял крестным знамением себя ("in vivo"), и сразу делался анализ крови: до молитвы и после. При этом было замечено, что, если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, нечетко сложив троеперстие пальцев (правильное сложение – рис. 7), или не касался принятых по Уставу Церкви точек тела (середины лба, живота чуть выше пупа, правого и левого плеча), то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.