Урок 13. Самарянка – пример свидетельства




Введение

Читая Новый Завет, мы видим, что Иисус во время Своей земной жизни и служения встречался с совершенно разными людьми. Римские военные (сотник) и терорристы (зилот), религиозные лидеры и священники, рыбаки и самые разные представители рабочего класса, предатели народа (мытари) и изгои общества, неприкасаемые. В этом удивительная особенность Иисуса – Он без лицеприятия каждому проповедовал о покаянии и спасении. Был ли это благородный богатый юноша, или учитель закона Никодим, или прокаженный нищий – все одинаково нуждались в рождении свыше.

Так в Евангелии от Иоанна в 4 главе мы читаем об одной из таких удивительных встреч. Здесь Иисус снова преступает все общественные, национальные и религиозные барьеры и предрассудки для достижения души падшей женщины, отвергнутой обществом.

Мы, люди, склонны быть лицеприятными. Нам часто недостает любви и сострадания. Мы более похожи на учеников, которые, видя своего Учителя, беседующего с самарянкой, недоумевали: «Зачем Он говорит с нею?»

Прочитаем Иоанна 4 и постараемся ответить на этот вопрос: «О чем и зачем говорил Иисус с женщиной самарянкой у колодца?»

 

Основная часть

- Где происходит встреча Иисуса и самарянки? Прочтите стихи 1-7.

В Самарии, близ города Сихарь, у колодца Иакова.

 

- Что такое Самария?

Когда после смерти Соломона произошло разделение царства на Северное и Южное, Северное царство перестало ходить в Иерусалим, который находился в Южном царстве, на поклонение Богу. Царь Северного царства – Израиля – Амврий назвал столицей город Самария. 3 Царств 16:24. Впоследствии, иногда Самарией стали называть всю территорию Северного царства. Во время Христа Самария была политически отделена от Иудеи и управлялась римским наместником. (10, 297) После пленения Ассирией, оставшиеся на этой земле евреи смешались с язычниками. Так образовалась смешенная нация – самаряне.

- Город Сихарь находился напротив горы Гаризим. (5,1569) Около горда на растоянии почти 1 км находился колодец Иакова. Колодец Иакова – один из самых глубоких в Палестине. Его глубина примерно 30 м. он наполняется из подземного источника. Колодец находится на участке земли, которую Иаков завещал Иосифу. Эта земля называлась Сихем. Колодец Иакова существует по сей день. (6,225)

 

- В какое время происходит встреча? (…)

В 6 часов. В переводе на наше время – это 12 часов дня.

Обычно женщины ходили за водой к колодцу группами и рано утром или вечером. Эта женщина пришла в разгар зноя и одна. (6,225)

- Почему? (…)

Самарянка пришла к колодцу в то время, в которое, по ее расчетам, никого у колодца не будет. Она не хотела встречаться здесь с другими женщинами – жительницами Сихарь. Это говорит о том, что она была изгоем в этом обществе. У самарян грех прелюбодеяния или блуда, в котором была повинна эта женщина, так же считался недопустимым. Поэтому самарянка, похоже, была подвержена общественному порицанию. (6,226)

Но, пытаясь избежать других женщин-самарянок, она встретила у колодца мужчину-иудея. О том, что перед ней иудей, она могла понять по одежде. Этот мужчина был у колодца один.

 

- Какое поведение этого иудея было ожидаемо? (…)

Скорее всего, любой другой иудей предпочел ее не замечать. Разговаривать с незнакомой женщиной на улице считалось предосудительным. Раввины не заговорили бы даже со своей женой, сестрой или дочерью. (4,83)Ревностные иудеи не стали бы и приветствовать жену на улице. Существовали даже такие фарисеи, которых называли «оцарапанными», потому что они, идя по улице, закрывали глаза при виде любой женщины, чтобы не видеть ее, поэтому ударялись о стены домов или ушибались о предметы. Открытое общение раввина с женщиной в общественном месте – это конец его репутации. (1, 150)Раввины считали женщин глупыми и не способными воспринимать какое-либо учение. Они говорили: «Лучше сжечь слова закона, чем отдать их женщине». У них была пословица: «Всякий раз, разговаривая с женщиной, мужчина причиняет себе зло и, в конечном счете, наследует геенну». (1,171)

 

- Если таково было отношение к женщине-еврейке, то что говорить о женщине-самарянке?Самарянки считались нечистыми от рождения. Даже ученики были крайне поражены тем фактом, что Иисус говорил с этой женщиной. «О чем Ты можешь говорить с нею? Разве Ты не видишь, что это – женщина, да еще и самарянка!» Такой разговор был чреват скандалом и, по мнению учеников, не допустим и вреден для Учителя. (4,87)

 

- Самарянка ожидала одного поведения, но Иисус поступил совершенно неожиданно. Что сделал Иисус? (…)

- Он попросил самарянку дать Ему пить! Мы читаем эти слова, и нам они не кажутся странными. Путник утомился от дальнего пути и у колодца попросил незнакомую женщину дать ему пить. Но так только на первый взгляд.

Иисус делает неслыханную вещь! Он заговорил с самарянкой. Более того, Он попросил пить из ее сосуда! По иудейским правилам посуда эта считалась ритуально нечистой. (1, 152) Иудей скорее бы предпочел мучиться жаждой, чем пить из посуды самарянки! (10,298)

Кроме того, в древних источниках говориться, что попросить воды у самарянки, означает заигрывать с нею. Особенно если она одна. (6,225) Колодцы были обычным местом встреч. И местом заключения помолвок. Встреча мужчины и женщины у колодца – это фактически первый акт ухаживания. Так Моисей встретил Сепфору у колодца, Ревекку засватал Елиазар у колодца, Иаков встретил Рахиль у колодца.

Сам образ колодца в Библии несколько раз употреблён как намек на связь между мужчиной и женщиной. Притчи 5:15-19, Песн. 4:12-16.

Поэтому разговор у колодца мог выглядеть двухсмысленно.И просьба Иисуса этой падшей женщиной могла быть воспринята как заигрывание. (9,198) А правоверные иудеи старались избегать таких скандальных ситуаций.

 

- Как отвечает ему женщина? Стих 9.

Самарянка отвечает Ему вопросом: «Как? Ты просишь у меня пить?!» Поступок Иисуса очень удивил женщину. Она была поражена не менее учеников.

«Иудеи с самарянами не общаются!» - За этими словами стоит давний и очень глубокий конфликт. Взаимная национальная и религиозная ненависть. У нее глубокие многовековые корни. Когда Северное царство в 722 гг. до Р.Х. было уведено в плен ассирийскими захватчиками, тогда натерриториюИзраиля были переселены языческие народы. Оставшиеся на земле евреи стали вступать в браки с язычниками. Жители же Южного царства – иудеи, не смешивались с язычниками и на самарян смотрели как на предателей и отступников. За долгие века эта ненависть между двумя родственными народами только увеличивалась. (1,149)

Кроме национального конфликта, был еще религиозный. Самаряне признавали только Тору Моисея. Они построили на горе Гаризим свой собственный храм. Там они поклонялись Богу. В 129гг. до Р.Х. иудейский военачальник Гиркан разрушил этот храм. Но самаряне продолжали поклоняться на горе Гаризим. Даже сейчас есть горстка самарян, которая продолжает эту традицию!

 

Иудеи настолько ненавидели самарян, что предпочитали путешествовать вокруг их земли, удлиняя тем самым в два раза свой путь, лишь бы не проходить по Самарии. Они считали самарян народом нечистым и проклятым. Само имя «самарянин» - было позорным. На всякого самарянина иудеи смотрели как на одержимого бесом. (8,676)

Иудей мог иногда находиться в дружеских отношениях с язычником, но с самарянином – никогда. В суде не принималось свидетельство самарян. Сделки с ними считались недействительными, а пригласив к себе в дом самарянина, все равно, что навлечь на себя Божье проклятие – считали иудеи.

 

- Что отвечает ей Иисус? 10 стих

Он не отвечает на вопрос. Его слова можно перефразировать так: «Ты удивляешься тому, что я прошу у тебя пить? Ты удивилась бы еще больше, если бы знала, Кто с тобой говорит. Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, сама бы просила бы у Меня воду живую.»

 

- Что такое вода живая?

В прямом смысле – это проточная вода, текущая вода, струящаяся. Но Иисус говорил о воде живой в переносном значении, образно. Прочтите Исаию 12:2-3. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения. Сам Бог назван источником живой воды. Прочтите Иеремию 2:12-13.

 

- Что отвечает Иисусу женщина? Стихи 11-12

У Иисуса не было с собой кожаного ведра, которым набирали воду из таких колодцев, иначе Он не просил бы пить. «Ты даже этой воды подчерпнуть не можешь, куда уж тебе дать мне живую воду?» Толкователи усматривают в ее ответе кокетство и даже флирт. Она начинает шутить. Женщина видит, что перед ней какой-то странный иудей.

«Этот колодец дал нам отец Иаков. Он выкопал его. Его дети и скот пили эту воду. Кто ты, что имеешь лучшую воду? Разве ты больше отца Иакова?» Этот вопрос самарянки предполагает отрицательный ответ. Никто из евреев не посчитал бы себя лучше прародителя Иакова. Да и откуда незнакомец мог взять живую, текущую воду в пустынной засушливой местности? Это могло быть только чудо, как когда-то Моисей по слову Божьему дал воду народу Израиля, ударив по скале, и из нее потек источник живой воды. Кем делает себя этот странный иудей?

 

- Что отвечает ей Иисус? Стихи 13-14

Он снова игнорирует ее вопрос. Не пускается в разъяснения о себе и Иакове, а делает еще одно удивительное заявление. «Моя вода намного лучше, чем вода в колодце. Эта лишь временно утоляет жажду. Вода, которую я даю, утоляет жажду навсегда. Более того, она становится источником, ее можно будет давать другим.»

 

- Женщин отвечает: «Если у тебя есть такая вода, которая не заканчивается, то дай мне ее. Я больше не буду сюда ходить и черпать.» В этом ответе звучит насмешка. Женщина все еще не понимает того, о чем говорит ей Иисус. Ее мысли не отрываются от земного.

 

- Что говорит Иисус? Стих 16 (…)

Женщина считала Иисуса незнакомцем, который ничего не знал о ней. Она скрывалась от знакомых, потому что у нее была позорная репутация. Она стыдилась и избегала других людей. Ее аморальная блудная жизнь заставляла носить воду в самую жару, когда не было вероятности встретиться с другими жителями Сихари, чтобы не краснеть от стыда перед ними и не слышать из перешёптываний или прямых слов непринятия. Женщина была изгоем.

Но здесь у колодца она думала, что могла поговорить непринужденно с незнакомцем, от которого не ждала упреков, нравственных поучений или прямого обличения в грехе. Он ничего не знает о ней. Она чувствует себя свободно и комфортно. Даже шутит и кокетничает. И вдруг неприятная тема всплыла в разговоре.

 

- Что ответила женщина на этот неприятный вопрос? (…)

Женщина попыталась закрыть тему. Нет мужа и нет, о чем тут разговор? Для незнакомца такого ответа должно быть достаточно, чтобы больше не говорить об этом. Мало ли почему у самарянки нет мужа. Может быть, она вдова или вообще никогда не была замужем.

Некоторые толкователи даже в этом ответе усматривают долю флирта. Ее заявление о том, что у нее нет мужа, могло означать «Я свободна, я в твоем распоряжении». (6,226).

 

- Если такое было, то Иисус не допускает этой двусмысленности и сразу проясняет всю ее греховную жизнь. Он дальнейшими словами ошеломляет ее.

Иисус прямо сказал женщине, что ее жизнь наполнена грехом. Самарянка была 5 раз замужем. Скорее всего, она разводилась или разводились с ней. И теперь она имела какого-то мужчину (шестого). То ли она вообще не выходила за него замуж, то ли у него была жена, то ли ее прежние мужья были живы, так что, как бы она не называла свои отношения – для Бога она прелюбодейка. (3,76)

Если до этого необычный иудей мог показаться ей просто странным, то теперь женщина понимает, что перед ней кто-то великий. Пророк. Он знает о ней то, что простой незнакомец не мог знать.

- Женщина оставляет шутки и поднимает богословский вопрос. «Как нужно поклоняться Богу? Кто прав: самаряне или иудеи?» Толи во избежание дальнейшего разговора о грехе, то ли ее действительно интересовал этот вопрос и она воспользовалась удобным случаем поговорить с раввином, который не чурался ее.

Самаряне поклонялись на горе Гаризим. Именно в Сихеме Авраам построил первый жертвенник. Бытие 12:6-7. На горе Гаризим израильтяне перед тем, как войти в обетованную землю, произносили обещанные Богом благословения. Второзакония 11:29-30. По преданию самарян, именно в Сихеме был земной рай, именно на горе Гаризим брали начало все реки земные, Адам сотворен был из ее праха, на ней остановился Ноев ковчег и много другое. К горе Гаризим каждый самарянин обращал свое лицо при молитве и все они верили, что Мессия должен прийти с ее вершины. (8,675-676)Иудеи насмехались над святым местом самарян. Смаряне- над святым местом иудеев и однажды под покровом ночи, даже пытались осквернить Иерусалимский храм. (6,226)

 

- Иисус не ввязывается в богословский спор. Он дает неожиданный ответ.

«Наступает время» - осталось совсем немного времени до смерти и воскресения Иисуса Христа. Совсем немного времени до сошествия Духа Святого, совсем немного времени до разрушения храма Иерусалима. Вопрос где поклоняться скоро не будет иметь значения. Вместо него имеет значение вопрос: «Как поклоняться?» (1,164)

«Вы не знаете, чему кланяетесь» - отвергнув Писание, признавая только Тору и смешавшись с язычниками и их культурой, самаряне имели искаженное представление о Боге. Искаженное и неполное.

«Спасение от иудеев» - у иудеев было более полное представление о Боге. Они имели все открытое тогда Слово Божие. И именно от них должен был прийти Мессия. (10,299)

«Бог ищет Себе истинных поклонников, которые будут поклоняться Ему в духе и истине» - поклонение Богу не должно быть чисто внешним и формальным. Поклонение должно быть внутренним, глубоким, идущим от сердца. Но не только это. Настоящее угодное Богу поклонение – это поклонение в истине. Можно быть очень искренним, но заблуждаться. Истинное поклонение – это поклонение, основанное на Слове Божьем. Бог определяет то, как надо Ему поклоняться. Он открывает Свою волю в Писании.

«Бог есть Дух» - этот атрибут Бога делает возможным поклонение Ему на любом месте. Бог – Дух и Он присутствует везде.

 

- Только представьте, как была удивлена женщина таким ответом! Как сильно слова Иисуса отличались ото всего, что она слышала или предполагала услышать! Что мог ей ответить обычный иудей или раввин? «Мы, иудеи, поклоняемся верно, а вы, самаряне – еретики!» - вот ожидаемый ответ. Этот ответ породил бы долгий спор о том, кто прав, кто – нет.

Иисус же говорит неслыханные слова. Выходит так, что храм в Иерусалиме не важен. Скоро можно будет поклоняться везде. Главное не это, а главное – как поклоняться Богу!

 

- Что отвечает женщина на эти удивительные слова? (Стих 25)

Самаряне верили и ждали обещанного Моисеем великого Пророка. Прочтите Второзаконие 18:18. Самаряне ожидали, что великий Пророк станет вторым Моисеем, который откроет истину, восстановит живую веру и истинное поклонение. (4,85)

 

- Иисус прямо заявляет женщине, что Он и есть тот Мессия, Пророк! Мало того, Он говорит великое «Я есмь» - Имя Божие - о Себе. Он заявляет о Своей Божественности!

 

Андрей Вовк пишет: «В беседе с Иисусом женщина испытывала удивление за удивлением. Она уже была потрясена Собеседником, Который, будучи иудеем, попросил пить у нее, самарянки, словно для Него нет ни барьеров, ни многовековой вражды. Она уже была потрясена Собеседником- Незнакомцем, Который прямо указал на всю ее греховную жизнь. Она была удивлена тем, как этот Человек так просто рассказал о решении проблемы, связанной с многовековым спором между иудеями и самарянами о месте поклонения. И вот, к довершению всего сказанного объявил Себя Мессией, Которого она ждала и Который, по ее мнению, должен был разрешить все религиозные споры и ответить на все вопросы. Можете представить глубину ее удивления?» (1,166-167)

 

- Что делает женщина? (…)

Самарянка бросает у колодца свой сосуд и бежит в город. Совсем недавно она избегала людей, теперь она ищет их и говорит им: «Идите! Смотрите! Человек у колодца рассказал обо мне все, что я сделала. Не Он ли Мессия?»

Похоже, удивительная перемена произошла с самарянкой, такая, что заставила людей побросать свои дела и пойти смотреть, по словам этой падшей и презираемой женщины! Стихи 29-30.

- Как жители Сихари относились к самарянке? Как самарянка поступила по отношению к ним? Какие оправдания она могла бы найти ддля того, чтобы не свидетельствовать им о Христе, если бы захотела?

 

- Прочтите стих 35.

От города до колодца было примерно 1 км. (1,176) Эта площадь была засеяна злаками. Иисус и ученики сидят у колодца и видят, как из города выходят люди, много людей, и идут к ним. Они, по-видимому, были одеты в светлые одежды и создавали контраст с засеянными полями. (10,300) Иисус использует образный язык и говорит о них, что поля побелели и готовы к жатве. Эти несчастные заблуждающиеся самаряне готовы принять весть спасения.

 

- Прочтите стихи 39-41. Много самарян уверовала в Иисуса благодаря Его встрече у колодца с падшей блудной женщиной. Сама женщина, нет сомнения, была преображена Богом. Она стала истинной поклонницей. Жизнь ее изменилась после встречи со Христом, потому что «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». 2 Коринфянам 5:17.

Через три года после встречи у колодца была основана церковь. Апостолы и первые христиане шли возвещать из Иерусалима в Иудею и Самарию и до краев земли. Это значит, что довольно скоро самарянка и другие жители Сихари могли воочию увидеть исполнение слов Иисуса. (2,173) Теперь не было различия между иудеями и самарянами, мужчиной и женщиной. Все они стали едины во Христе Иисусе. Галатам 3:28. Все получили дар Святого Духа и стали истинными поклонниками Богу. Деяния 8:6-7,14-17.

 

Подведение итога

Так почему же Иисус заговорил с женщиной? (…)

Иисус подает нам пример благовестия.

Не будьте лицеприятными. Иисус не остается в стороне от людей. Он со всеми беседует свободно. Иисус сочувствует нуждам людей. Милн пишет: «Наша несостоятельность в распространении Благой вести – это сигнал о нашей несостоятельности в любви». (4,87) Людям безразлично то, что мы знаем, если они чувствуют, что безразличны нам. Не будьте холодными и безразличными! Никогда не презирайте других, считая их недостойными евангелия или неспособными его воспринять!

Ставьте благовестие на первое место, как это делал Иисус. Прочтите стих 34.

Нам может мешать нести благую весть наш страх, лень, стыд, стремление к комфорту. Самарянка стала такой свидетельницей, какими Бог хочет видеть нас. У этой женщины-самарянки могло быть множество оправданий: страх, стыд, обида. Но она стала примером свидетельства. В ней, действительно, живая вода стала источником, текущим в жизнь вечную. Она не только сама испила живительную воду, но и побежала делиться ею с другими – с кем?! - с теми, кто ее презирал!

Андрей Вовк пишет: «Отвергните человеческие амбиции или антипатию к грешникам, отвергните эгоистичный и самолюбивый образ жизни. Отвергните лень, неорганизованность, жизнь в мелком контексте земной суеты. Отвергните всех идолов сердца: деньги, здоровье, стремление к спокойной жизни, к славе, почету, успеху. Отвергните страх быть осмеянными миром. Если вы не удалите все препятствия из вашей жизни, мешающие вам свидетельствовать, вы не принесете этой вести погибающим, она преткнется об одно из препятствий внутри вас!» (1,153)

Иисус – источник воды живой. Он приглашает всех жаждущих идти к Нему и пить! Христос дает дар спасения и новую жизнь людям независимо от того, кто они и что из себя представляют. Перед Богом все равны и все одинаково нуждаются.Мы призваны нести эту весть, проповедовать Слово, потому что это единственный путь спасения погибающих грешников.

 

Домашнее задание

Женщина, взятая в прелюбодеянии, Евангелие от Иоанна 8 глава.

 

Библиография

1. Вовк «Евангелие от Иоанна», ч1

2. Мак-Артур «12 необыкновенных женщин»

3. Генри «Толкование на книги НЗ», т3

4. Милн «Евангелие от Иоанна»

5. Мак-Артур «Учебная библия с комментариями»

6. Кинер «Библейский культурно-исторический комментарий», ч2

7. Придди «Женщины в Библии»

8. Лопухин «Библейская история Ветхого и Нового Заветов»

9. «Словарь библейских образов»

10. Харчлаа «Даллаский комментарий на НЗ»

 

Урок 13. Самарянка – пример свидетельства

Ин.4

 

Самарянка

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое живая вода?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________ Каких поклонников ищет Себе Бог? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________

Почему ученики недоумевали о том, зачем Иисус разговаривает с женщиной? Какие препятствия у них были для благовестия? __________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________

Какие препятствия могли быть у женщины для благовестия своим знакомым – жителям города Сихарь? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что для вас характерно как препятствие к благовестию?

Антипатия к грешникам _________________________________________ Эгоизм и самолюбивый образ жизни ______________________________ Лень_________________________________________________________Суета________________________________________________________Идолы:деньги,успех,стремление к покою__________________________ Страх быть осмеянными________________________________________

Другое____________________________________________________________________________________________________________________ Сам Иисус и самарянка подают нам пример благовестия

1)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Молитва ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Женщина, взятая в прелюбодеянии. Иоанн 8

Встреча 18 апреля

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: