СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА




Итоговая аттестация в 9 классе

Подготовка к сжатому изложению

 

Автор: Багмет Елена Леонидовна,

учитель русского языка

и литературы высшей категории

МБОУ СОШ № 4 ст. Атаманской

Павловского района Краснодарского

Края

 

Итоговая аттестация в 9 классе

Подготовка к сжатому изложению.

Новая форма итоговой аттестации в 9-м классе включает задания, призванные проверить, умеют ли учащиеся понимать прочитанный текст и ис­пользовать информацию, содержащуюся в нем, в качестве аргумента.

Как следует из «Методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных ко­миссий по проверке заданий с развернутым от­ветом» (авторы Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько), при разработке новой версии экзамена важно было обеспечить «преемственность контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов го­сударственной аттестации выпускников 9-х клас­сов». Этим и был обусловлен выбор видов работы с текстом - сжатое изложение.

По мнению психологов, краткий пересказ -прием, неорганичный для детской природы. Де­ти тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9-х классов могут сделать такой пересказ. Часто слова краткий и короткий в при­менении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать ко­роче, но при этом нередко исчезает главное, про­пускается существенная информация.

Роль этого вида изложения вряд ли можно пе­реоценить. Именно в кратком пересказе выяв­ляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ вы­явит все дефекты восприятия.

Как же научить школьников писать сжатое из­ложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот воп­росы, которые обычно задают учителя.

Сжатое изложение «требует не просто мобили­зации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структу­рированного восприятия содержания текста, уме­ния выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает вы­пускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуника­тивные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способ­ные связно и достаточно кратко передать полу­ченную информацию».

Как же научить школьников писать сжатое из­ложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот воп­росы, на которые мы постараемся ответить.

Предполагается, что учащийся может исполь­зовать различные приемы компрессии исходного текста - содержательные и языковые.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второ­степенную, исключение несущественной и второ­степенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1. Замены:

• замена однородных членов обобщающим на­именованием;

• замена фрагмента предложения синонимич­ным выражением;

• замена предложения или его части указатель­ным местоимением;

• замена предложения или его части опреде­лительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синони­мов.

3. Слияния:

• слияние нескольких предложений в одно.

Умение выразить информацию в краткой, ло­гически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составле­нии тезисов, конспектировании.

Предлагаем варианты упражнений по информа­ционной переработке текста, которые могут быть использованы на уроках русского языка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

Чтение и понимание текста - это задача, кото­рую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте пробле­му, мы должны учитывать то, как текст организо­ван: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться раз­делять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

Упражнение 1

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического проис­хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологического происхожде­ния, основой которых является вода, имеют жид­кокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является ус­тойчивый оборот как без воздуха, но чистый воз­дух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно из­нашиваются.

(Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является ус­тойчивый оборот как без воздуха, но чистый воз­дух необходим и в особо точном производстве. так как из-за пыли машины преждевременно из­нашиваются).

Таков может быть окончательный вариант со­кращения:

Чистый воздух нужен не только людям, он необ­ходим в точном производстве. Обращаем внима­ние учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воз­дух местоимением, в первой части добавлена от­рицательная частица не.

Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Ка­кие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказы­вания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но лю­дям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижи­ма. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае

можно заранее продумать и просчитать, что нуж­но сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчинен­ное, с последовательным соединением придаточ­ных; предложить продумать вариант с использо­ванием только одного придаточного.

Примеры выполнения работы учащимися:

1.1. Может показаться парадоксальным, но че­ловеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкрет­на и достижима, мы можем продумать или про­считать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

Мы видим использование приема исключения ин­формации, содержащейся в 3-м предложении исход­ного текста, приема слияния двух предложений - 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно за­ранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)

В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадок­сальным), контекстуальный синоним (просчи­тать), слиты 2 предложения.

3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точ­на, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

Используется прием исключения факультатив­ной информации (3-е предложение, второстепен­ные члены в 4-м предложении исходного текста).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: