Ачасем
Оль=па Гена выляёё\. Вань=па Эдик та выляёё\.
– Ваня, атя Оль=па Галя … каятп=р, – тет Эдик.
Арёын ачасем х\р ачасем … каяёё\. Ачасем шкул … выляёё\.
6. Ответь на вопросы.
Ачасем м\н т=ваёё\?
Арёын ачасем =ёта пыраёё\?
Ачасем =ёта выляёё\?
7. Прочитай, вставляя вместо точек нужное слово. Расскажи о Маше. Спиши текст, заменяя слова Маша, в=л словом эп\.
Маша шкулта в\ренет. В=л Вов=па п\р парта … ларать. Лай=х в\ренет. Килте Маша к\неке вулать, компьютерпа вылять.
-29,30-
1. Прочитай. О чем это стихотворение? Выучи.
2. Прочитай текст. Расскажи о чем он.
К\ркунне йыв=ё ёулёисем саралаёё\, х\релеёё\. В\сем ё\р ёине ъкеёё\. Х\вел й=вашш=н п=хать. Час-часах ёум=р ё=вать.
Юпа уй=х\нче сив\тет. Шыв ш=нать. Кай=ксем =ш= енне в\ёсе кайаёё\. Пакша к=мпа, ёырла хат\рлет. С=р= мулкач шуралать.
Чък уй=х\нче п\ррем\ш юр ё=вать. Упапа ч\р\п ёыв=рма выртаёё\.
3. Найди в тексте перевод этих предложений.
1) В октябре становится холодно.
2) Солнце греет плохо.
3) Замерзает вода.
4) Серый заяц побелеет.
5) В ноябре выпадает первый снег.
6) Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют.
7) Медведь и еж впадают в спячку.
4. Используя текст, расскажи, какие изменения происходят осенью в неживой природе. Расскажи, как изменяется жизнь животных.
5. Выпиши из текста задания 2 предложения об изменениях, происходящих в жизни животных осенью.
6. Рассмотри рисунок. Используя вопросы, опиши обстановку в комнате и погоду за окном.
М\нле уй=х ёитр\?
Ёантал=к м\нле?
Ачасем =ёта т=раёё\?
Гриша =ёта ларать?
Кушак =ёта ларать?
Теттесем =ёта выртаёё\?
Упапа пукуне =ёта лараёё\?
7. Прочитай слова. Скажи, почему их написали в три столбика? Составь рассказ о режиме дня, используя слова эп\, эс\, в=л, эпир, эсир, в\сем.
т=рать пуётарать зарядка т=вать ё=вать тасатать ш=л=нать ёиет каять | вулать ёырать шутлать ъкерет юрлать ташлать сикеть чупать | килет вылять яр=нать пул=шать п=хать т=вать итлет ёыв=рать |
8. Используя слова умне, ум\нче, патне, пат\нче, хушшине, хушшинче составь предложения-просьбы. Разыграй с товарищем диалог по образцу.
– Саша, доска умнее тух.
– Эп\ доска умне тухат=п.
– Саша, эс\ =ёта т=рат=н?
– Эп\ доска ум\нче т=рат=п.
-31-
1. Прочитай. О чем это стихотворение? Значение каких слов тебе нужно узнать? Выучи стихотворение наизусть.
![]() | Хыпар хуч\ п\лтерет: Зоопарка васк=р, тет. Слонпа жираф, уп=те, Кашк=р, тил\пе т\ве Килн\ пир\н хулана, Ёынсене сав=нтарма. хыпар – обЪявление васк=р – торопитесь сав=нтарма – радовать |
2. Прочитай. О чем этот текст? Какие слова тебе не знакомы?
Зоопаркра
Пир\н хулана зоопарк килн\. Эпир вырсарни кун зоопарка кайр=м=р. Кунта кашк=р, упа, тил\, п=ши, мулкач, ч\р\п, пакша, хир сысни пур. В\сем пир\н енчи в=рмансенче пур=наёё\.
Ак= слон, жираф, т\ве, уп=те, ар=слан. В\сем =ш= енче пур=наёё\.
Кунта вара шур упа, п=лан, ёурё\р тилли, тюлень. В\сем ёурё\рте пур=наёё\.
Зоопаркра ч\р-чунсене лай=х п=хаёё\.Читл\хсене тасатаёё\, тутл= ёитереёё\. Кашк=р, тил\, ар=слан какай юратаёё\. Слонпа п=ши ут= ёиеёё\. Мулкачпа жирафа куп=ста, киш\р, кур=к параёё\.
ут= - сено | ёурё\р - север |
3. Выучи названия животных.
т\ве – верблюд уп=те – обезьяна ар=слан - лев | хир сысни – кабан ёурё\р тилли – песец п=лан – олень |
4. Ответь на вопросы?
1) Пир\н енчи в=рмансенче м\нле ч\р-чунсем пур=наёё\?
2) Ёурё\рте м\нле ч\рчунсем пур=наёё\?
3) Слон =ёта пур=нать?
4) П=ши м\н ёиет?
5) Ар=слан м\н юратать?
-32,33-
1. Прочитай. О чем это стихотворение? Выучи стихотворение наизусть.
![]() | Ш=ши х=рать, кушакран. Кушак х=рать, йыт=ран. Йыт= х=рать, кашк=ртан. Кашк=р х=рать упаран. Упа-упа утаман Х=рамасть в=л никамран. П. Эйзин |
![]() | 2. Прочитайте. Разыграйте по ролям. |
– Сывл=х сунат=п, Саша.
– Ыр= кун пулт=р, Маша.
– Саша, эс\ вырсарни кун м\н т=ват=н?
– Вырсарни кун эп\ кинотеат=ра каят=п. Эс\ м\н т=ват=н?
– Пир\н хулана зоопарк килн\. Эп\ аттепе вырсарни кун зоопарка каят=п.
– Эп\ зоопарка ш=мат кун каят=п.
– Унта м\нле ч\р-чунсем пур?
– Зоопаркра шур упа, п=лан, ёурё\р тили, слон, ар=слан, жираф, хир качаки, уп=тесем пур.
3. Опиши животных, которых дети видели в зоопарке.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
План
1) Ку м\н?
2) В=л м\нле?
3) В=л =ёта пур=нать?
4) В=л м\н ёиет?
4. Вспомни названия детенышей животных. Составь вопросы по рисункам и задай товарищам.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
5. Сотрудники зоопарка решили на табличках с названиями животных написать их чувашские названия. Помоги им перевести их на чувашский язык и расположить в алфавитном порядке.
Верблюд, обезьяна, лев, жираф, слон, коза, зебра, лось, лиса, медведь, кабан, заяц, волк, еж, олень, тюлень, песец.
![]() | 6. Выпишите из задания 1 слова-действия. Переведите их на русский язык. Что вы заметили? |
![]() | ||
Русский язык | Чувашский язык | |
? |
![]() | 8.Аня и Ваня распределили слова в две группы. По какому признаку они это сделали? Дети начали выделять части слова карандашами разного цвета. Доделайте эту работу до конца. |
Вы можете ответить на вопрос, поставленный в задании 7?
юратат=п килет\п юратат=н килет\н юратать килет юрататп=р килетп\р юратат=р килет\р юратаёё\ килеёё\ | юратмасат=п килмесет\п юратмасат=н килмесет\н юратмасать килмесет юратмасатп=р килмесетп\р юратмасат=р килмесет\р юратмасаёё\ килмесеёё\ |
9. Проверьте свои предположения. | ![]() |
Чувашский язык Русский язык
мас мес
10. Переведи.
Кошка не боится мышки. Мышка боится кошки. Я иду в зоопарк. Ты не идешь в зоопарк. Зайцы любят морковь. Олени не едят рыбу. Мы с братом не любим лук.
-34-
1. Прочитай. Выучи.
![]() | П=ру ч\нет ам=шне: – Му-му, – парать сассине, – Кур=к ёир\м ул=хра, К=шман тупр=м картара, С\т \ёесч\ х=в=ртрах. ч\нет – зовет ул=хра – на лугу картара – во дворе тупр=м – нашел х=в=ртрах – быстрее |
![]() | 2. К\тъ по-русски будет стадо. Как, на ваш взгляд, переводятся слова к\тъё\ и к\тъ к\тет? |
3. Прочитай. Познакомься с новыми словами. Перескажи текст по-русски.
Ман=н кукка Сергей Максимович ятл=. В=л ялта пур=нать. Сергей кукка – фермер. В=л \несем п=хать. /не ферми пыс=к. Унта зоотехник, ветеринар, доярк=сем, к\тъёсем \ёлеёё\. Зоотехник \несене т\р\с п=хма в\рентет. Ветеринар в\сене сыватать. Доярк=сем \не с=ваёё\. К\тъёсем к\тъ к\теёё\.
Эп\ час-часах яла каят=п. Куккана п=русем п=хма пул=шат=п. В\сене с=т \ётерет\п, кур=к ёитерет\п. Ёулла ул=хра к\тъ к\тет\п.
кукка – дядя (мамин брат)
п=ру п=хат=п – ухаживаю за теленком
\не с=вать – доит корову
4. Найди в тексте перевод этих предложений и спиши.
Зоотехник учит правильно ухаживать за коровами. Ветеринар их лечит. Пастухи пасут стадо. Доярки доят коров. Дядя Сергей – фермер. Он ухаживает за коровами.
5. Образуй отрицательную форму слов-действий. Расставь в словах ударение. Составь предложения.
Пур=нать, выляёё\, \ёлет\п, \ётерет\п, ёитерет\п, п=ру п=хат=п, к\тъ к\тет\п, сыватать, п=хма в\рентет.
-35,36-
1. Прочитай. Выучи.
![]() | Ват кукаёин сар ч=ххи Сар ё=марта тун=, тет. +на ш=ши пын=, тет те, Хърипе ёапса ё\м\рн\, тет. хърипе ёапса – ударом хвоста ё\м\рн\ – разбил |
мак=рать плачет, рыдает
й\рет
![]() | 2. Составьте продолжение сказки. 1) Ват кукаёи мак=рать. 2) Кукамай та й\месть. 3) Сар= ч=х ё\н\ ё=марта т=вать. 4) Кукамай\ те й\рет. 5) Кукаёи халь мак=рмасть. |
![]() | 3. Прочитайте диалог. Составьте продолжение. |
– Эс\ вырсарни кун м\н т=ват=н?
– Эп\ ку вырсарни кун кукамай патне каят=п.
– Сан=н кукаму =ёта пур=нать?
– Ман=н кукамай ялта пур=нать.
– Ун=н килти ч\р-чунсем пур-и?
– Кукамай=н \не, сур=хсем, сысна пур.
– …
4. Продолжи предложения.
/не кур=к ёи…. Йыт= ут= ёи…. Сысна ё\р улми ютат…. Качака какай ёи…. П=ру с\т \ё…. В=л к=шман юрат….
![]() | 5. Решите кроссворд. Расскажите о каждом животном. |
6. Прочитай. Переведи.
конюх с\л\ ут= тасатать | кашни ир час-часах ёаран ёине \ё кил\шет | паллаштарать п=хма в\рентет лашасем п=хать уё=лма к=ларать |
![]() | 7. Подберите к рисункам тексты. По третьему рисунку придумайте рассказ. |
1.Артем=н пичч\ш\ Андрей Михайлович ятл=. В=л спорт шкул\нче конюх пулса \ёлет. Артемпа ун=н й=м=к\ час-часах спорт шкулне ёъреёё\. Андрей пичч\ш\ в\сене тихасемпе паллаштарать. В\сене п=хма в\рентет. Ачасене ку \ё кил\шет.
2. Андрей Михайлович спорт шкул\нче \ёлет. В=л – конюх. Андрей пичче лашасем п=хать. В=л в\сене с\л\ ёитерет, ут= парать, шыв \ётерет. Лашасен выр=нне тасатать. Кашни ир ёаран ёине уё=лма к=ларать. Андрей Михайлович лашасене юратать.
лашасен выр=н\ – лошадиное стойло
![]() | ![]() |
8. Используя тексты, переведи на чувашский язык.
Андрей Михайлович работает в конноспортивной школе конюхом. Он лошадей кормит овсом, дает им сено, поит. Убирает стойло лошадей. Дядя Андрей знакомит детей с жеребятами. Детям нравится эта работа.
9. Используя тексты, подготовь рассказ по рисункам.
-37-
1. Выучи наизусть.
![]() | Хура алсиш ал=ра, Шур ё=мат= урара. К=вак тут=р пуё=мра, Сар ёунашка ай=мра. ай=мра – подо мной |
2. Что на рисунке не соответснвует описанию в стихотворении?
3. Прочитай слова. Поставь ударения. Каким словом можно обобщить предметы, названные этими словами?
шарф пальто | к\р\к алсиш | куртка ё\л\к | калпак тут=р |
Слова для справок: апат-ёим\ё, пахча ёим\ё, тумтир, ч\р чунсем.
4. Прочитай и запомни.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
5. Прочитай. Перескажи.
Х\лле
Х\лле. Сив\. Урамра шур= юр выртать. Ачасем =ш= тумтир т=х=наёё\. Оля паян =ш= к\р\к, ё=мат=, алсиш т=х=нать. +на сив\ мар.
Саша ё\л\к, =ш= ат=, алса т=х=нать, илемл\ шарф ёыхать. +на та сив\ мар.
Ачасем т=вайккинче ёунашкапа, й\лт\рпе, п=р ёинче конькипе яр=наёё\. Юр к\лекке те т=ваёё\.
т=вайкки – горка
6. Ответь на вопросы.
Эс\ х\лле м\н т=х=нат=н?
Урамра м\н т=ват=н?
7. Найди в тексте слова, которые нужно читать по правилам:
;
. Слова спиши.
8. Расскажи о сегоднешней погоде.
-38-39-
1. Прочитай стихотворение. О чем оно? Выучи наизусть.
![]() | Лапка-лапка юр ё=вать, хура ё\ре шуратать. Хура ё\ре шуратать, мам=к сарн=н туй=нать. В=шт=р-в=шт=р ёил в\рет, пите сив\ ч\п\тет. Пите сив\ ч\п\тет, х\л ёитнине п\лтерет. |
сив\ ч\п\тет – мороз щиплет
лапка-лапка юр ё=вать – хлопьями идет снег
мам=к сарн=н туй=нать – как будто укрыто ватой
2. Прочитай. Запомни названия зимних месяцев.
Раштав уй=х\ – декабрь
К=рлач уй=х – январь
Нар=с уй=х\ – февраль
3. Прочитай. Соотнеси чувашские и русские предложения.
Раштав – х\л\н п\ррем\ш уй=х\. К=рлач – ёултал=к=н п\ррем\ш уй=х\. Нар=с – х\л\н юлашки уй=х\.
Декабрь – первый зимний месяц. Январь – первый месяц года. Февраль – последний зимний месяц.
4. Прочитай, составь словосочетания.
юрпа конькипе | й\лт\рпе ёунашкапа | выляёё\ яр=наёё\ |
5. Прочитай текст. Ответь на вопросы.
Раштав уй=х\. Урамра сив\. Лапка-лапка юр ё=вать. Йыв=ёсем ёинче шур= юр выртать, мам=к сарн=н туй=нать. Ачасем урамра юрпа выляёё\, юр к\летке т=ваёё\, ёунашкапа, й\лт\рпе, конькипе яр=наёё\. В\сем сав=наёё\.
Паян м\нле ёантал=к?
Ачасем урамра м\н т=ваёё\?
Эс\ х\лле м\н т=ват=н?
![]() | 6. Пользуясь текстом и рисунками к уроку, составьте рассказ. |
7. Прочитай слова. Подумай о чем можно рассказать, используя данные слова. Составь рассказ и запиши.
Шур=, сив\, ё=вать, юр, ёантал=к, яр=наёё\, ачасем, й\лт\рпе.
-40-
1. Прочитай стихотворение. О чем оно? Выучи наизусть.
![]() | Кай=ксене х\лле йыв=р, Юр хуплан= таврана. В\сем валли сыр=ш т=в=р, Ч\н\р, к\т\р х=нана. йыв=р – тяжело, трудно сыр=ш – кормушка ч\н\р– зовите к\т\р – ждите х=нана – в гости |
2. Прочитай. Запомни названия птиц.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
чакак сорока | к=с=я синица | уй=п снегирь | ёерёи воробей |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
улатакка дятел | ула курак ворона | к=вакарч=н голубь | чана галка |
3. Выдели слова, которые нужно читать по правилам:
;
. Слова спиши.
4. Соотнеси русские и чувашские предложения.
Уй=п х\лле пир\н пата в\ёсе килет. П\ч\к к=с=я нумай хурт-к=пшанк= ёиет. Шур= к=вакарч=н – мир символ\. Улатакка – в=рман тухт=р\.
Дятел – лесной доктор. Снегирь к нам прилетает зимой. Маленькая синица съедает много насекомых. Белый голубь – символ мира.
![]() | 5. Решите кроссворд. Придумайте предложения с отгадками. |
6. Названий каких птиц нет в кроссворде. Запиши их. Придумай с ними предложения.
-41,42-
1. Прочитай стихотворение. Соответствует ли рисунок содержанию текста? Ответь на вопрос.
![]() | Урама эп\ тухат=п, Пит нумай к=с=ясем. В\сене апат парат=п: – Ёий\р, ёий\р, тус=мсем! Ак= ларать к=вакарч=н: – Мана та парат=н-и? Х\лле выё= кай=ксем, Апат хат\рлет\н-и? выё=– голодные |
2. Прочитай. Расставь ударения. Запиши слова в алфавитном порядке. Составь с ними предложения.
Чакак, ула курак, к=с=я, чана, уй=п, ёерёи, ула такка, к=вакарч=н.
3. Ответь на вопросы.
Х\лле пир\н пат=рта м\нле кай=ксем пур?
Эс\ в\сене =ёта курат=н?
Эс\ кай=ксене пул=шат=н-и? М\нле пул=шат=н?
4. Прочитай. Перескажи текст, изменив слово ачасем на слова эпир и эп\.
Х\лле. Раштав уй=х\. Пите сив\ ч\п\тет. Лапка-лапка юр ё=вать. Пур ё\рте те шур= юр выртать. Кай=ксем валли апат ёук. В\сем выё=.
Ачасем сыр=шсем т=ваёё\. Сыр=ш ёине к\рпе, ё=к=р, какай хураёё\. Унта к=с=ясем, ёерёисем, чакаксем, уй=псем в\ёсе килеёё\. Ёерёисем к\рпе, ё=к=р ёиеёё\. К=с=ясем какай юратаёё\.
к\рпе – крупа
![]() | 5. Прочитайте по ролям. О чем говорит Катя со своей подругой? |
– Катя, эс\ х\лле кай=ксене апат парат=н-и?
– Эп\ х\лле кай=ксем валли сыр=ш т=ват=п. Унта ё=к=р, к\рпе, какай хурат=п.
– Сыр=ш ёине м\нле кай=ксем килеёё\?
– Сыр=ш ёине ёерёисем, к=вакарч=нсем, к=с=ясем килеёё\.
–/нер эп\ уй=псем курт=м.
– +ёта курт=н?
– Уй=псем паркра, йыв=ёсем ёинче нумай.
\нер – вчера
![]() | 6. О чем задумались Аня и Ваня? |
? | ? |
эп\ кур ат=п эс\ кур ат=н | курт=м курт=н |
-43-
1. Прочитай, выучи.
![]() | Ё\рёи, чакак, к=с=я К=вакарч=нпа чана Пурте килн\ х=нана Сыр=ш ёине апата. – Тавах сана, Урине, Ёитерет\н эс пире. Ёулла хыёри пахчара П\тер\п\р хуртсене. хурт – червях, гусеница |
2. Прочитай текст. Перескажи по-русски. Когда происходят описываемые в тексте события? В момент речи или до этого? Какие слова помогают установить момент речи? Как изменяются слова-действия?
Эп\ вырсарни кун паркра уё=лса ёърер\м. Унта к=с=ясем курт=м. В\сем выё=. /нер эп\ шкултан килт\м те к=с=ясем валли сыр=ш тур=м. +на йыв=ё ёине ёакр=м. Сыр=ш ёине к\рпе, ё=к=р, какай хут=м.
![]() | 3. Понаблюдайте, как изменяются слова-действия. Выделите аффиксы, указывающие на то, что действие происходило до момента речи. Сформулируйте правило о том, как эти аффиксы использовать. Придумайте способ рассказать об этом другим детям. |
кил – килт\м т=х=н – т=х=нт=м яр=н – яр=нт=м кур – курт=м хур – хут=м т=р – т=т=м | ёак – ёакр=м ту – тур=м пул=ш – пул=шр=м сик – сикр\м тух – тухр=м ёи – ёир\м |
![]() | 4. О чем рассказали Аня и Ваня своим одноклассникам с помощью моделей? |
+ т=м [л,н,р] + т\м [л',н',р'] | + р\м [л',н',р'] | хур – хур + т=м т=р – т=р + т=м |
![]() | 5. Проверьте свои выводы. Еще о чем рассказал Сергей Сергеевич? |
6. Расскажи о том, что ты делал вчера в школе, сегодня утром. Расскажи о том, что в воскресенье ты в школу не ходил. Начни так:
Эп\ \нер шкулта вулар=м, …
Эп\ паян ирхине т=т=м, выр=н пуётарт=м, …
Эп\ вырсарни кун ир т=мар=м, шкула кай…, задач=сем шутла…, кружока кай…, …
-44,45-
1. Прочитай, выучи. Запомни новые слова.
![]() | Елка, елка, сим\с елка! Х\л Мучи паян ирех сав=нма ч\нет пире. Х\л Мучи – Дед Мороз Ё\н\ ёул – Новый год Юр Пике – Снегурочка парне – подарок хат\рлет – готовит хутаё – мешок илемлетет - украшает |
2. Прочитай и составь предложения.
валли – для
анне валли атте валли асанне валли | кукаёи валли ш=лл=м валли юлташ валли |
3. Составь рассказ по рисунку.
Опорные слова: тетте лавкки, ачасем, Х\л Мучи, парнесем, илеёё\, елка валли, теттесем, ачасем валли, илемл\, к=вак, сар=, х\рл\.
Вместо гномиков снегурочка |

![]() | 4. Прочитайте по ролям. В какой момент речи происходят события? Чем отличается выделенное слово-действие? |
- Илемпи, эс\ Ё\н\ ёула парнесем хат\рлер\н -и?
- Эп\ анне валли тут=р т\рлер\м. Атте валли открытка ёырт=м. П\ч\к ш=лл=м валли алсиш ёыхр=м. Тус=м, сана валли те парне хат\рлер\м.
- Тавтапуё, Илемпи. Эп\ те сана валли парне хат\рлет\р\м.
- Тавтапуё, Урине.
т\рлет – вышивает ёыхать - вяжет
![]() | 5. На какой вопрос ищут ответ Аня и Ваня? |
? До момента речи?
Эс\ хат\рлер\н … | Эс\ курт=н … |
![]() | 6. Понаблюдайте, как изменяются слова-действия. Выделите аффиксы, рассказывающие, что действие совершает до момента речи человек, к которому обращаемся (эс\). Сформулируйте правило о том, как эти аффиксы использовать. Придумайте способ рассказать об этом другим детям. |
ёых – ёыхр=н т\рле – т\рлер\н парнеле – парнелер\н кай – кайр=н илемлет – илемлетр\н | ил – илт\н в\рен – в\рент\н тавр=н – тавр=нт=н хур – хут=н т=р – т=т=н |
![]() | 7. О чем рассказали Аня и Ваня своим одноклассникам с помощью моделей? Вы согласны с ними? |
+ т=н [л,н,р] + т\н [л',н',р'] | + р\н [л',н',р'] | хур – хур + т=н т=р – т=р + т=н | ||
![]() | 8. Проверьте свои выводы. Еще о чем рассказал Сергей Сергеевич? Почему в модели даны вопросительные предложения? | |||
9. Переведи на чувашский язык.
я | не смотрел не читал не видел не писал | ты | не смотрел не читал не видел не писал |
10. Используя данные слова, составь предложения. Запиши их.
Ш=лл=м, эп\, машина, валли, илт\м.
Ман=н, валли, й=м=к, пур, пукане.
Анне, тут=р, валли, хат\рлер\м.
Атте, валли, ёырт=м, открытка.
11. Переведи на чувашский язык.
В мешке Деда Мороза есть подарки для детей. Я выучил для Деда Мороза стихотворение. Ты вчера не смотрел сказку?
-46-
1. Прочитай и ответь: что для кого? Выучи наизусть.
![]() | Х\л Мучи хутаё\нче Киш\р пур – Мулкач валли, М=й=р пур – Пакша валли, Пыл та пур Упа валли. Х\л Мучи хутаё\нче Прем\к пур – Петюк валли, Шоколад – Сашук валли, Пан улми – Ленук валли. |
м=й=р – орех пыл – мед
![]() | 2. Прочитайте вопросы, вставляя вместо точек названия героев стихотворения. Ответьте на эти вопросы. |
… м\н юратать? Х\л Мучи … валли м\н хат\рлен\?
1. Прочитай. Переведи. В какой момент речи происходит действие в каждом предложении? Какие аффиксы указывают на момент речи?
Раштав уй=х\. Ё\н\ ёул ёывхарать. Пир\н шкулта елка ларать. Саша \нер уяв валли упа костюм\ ё\лер\.
![]() | 2. Почему Аня и Ваня выписали эти слова? На какой вопрос они ищут ответ? |
В=л \нер ё\ле + р\
До момента речи
В=л | ? + … |
![]() | 3. Понаблюдайте, как изменяются слова-действия. Выделите аффиксы. О чем они «рассказывают»? Сформулируйте правило о способе образования формы В+Л до момента речи. Придумайте способ рассказать об этом другим детям. |
ё\ле – ё\лер\ кала – калар\ вула – вулар\ ташла – ташлар\ юрла – юрлар\ ёъре – ёърер\ | в\рен – в\ренч\ лар – ларч\ ил – илч\ к\р – к\ч\ пыр – пыч\ хур – хуч\ |
![]() | 4. О чем рассказали Аня и Ваня своим одноклассникам с помощью моделей? Вы согласны с ними? |
+ ч\ [л,н,р] [л',н',р'] | л,н,р
| к\р – к\р + ч\ хур – хур + ч\ т=р – т=р + ч\ |
![]() | 5. Проверьте свои выводы. Еще о чем рассказал Сергей Сергеевич? |
6. Переведи. Какой аффикс указывает на то, что действие уже совершилось, а какой на то, что действие не совершалось. Придумай со словами предложения.
он | гулял помог маме смотрел телевизор катался на лыжах поел | не гулял не помогал маме не смотрел телевизор не катался на лыжах не ел |
-47-48-
1. Прочитай, выучи.
![]() | Эх,т=вайкки, т=вайкки, м\н чул ача яр=нать, Ёуна, й\лт\р е коньки т=вайккине якатать. м\н чул – сколько якатать - разравнивает |
2. Прочитай и расскажи, как ты готовишься к Новому году.
Ё\н\ ёул ёывхарать. Пир\н шкулта елка пулать. Эп\ елка валли теттесем тур=м. Х\л Мучи валли с=в= в\рент\м. Уяв валли мулкач костюм\ ё\лер\м. Елк=ра эп\ юрлат=п, с=в= калат=п, ташлат=п.
3. Прочитай слова. Выбери для них обобщающее слово из слов для справок. Запиши слова, разделив на две группы. Каждую группу назови соответствующим словом на чувашском языке.
Упа, мулкач, лаша, п=ши, ш=ши, качака, пакша, \не, кашк=р, тил\, сур=х, йыт=.
Слова для справок: тумтир, кай=ксем, ч\р чунсем.
4. Отгадай, кто в кого нарядился?
Миша тискер ч\р чун костюмне т=х=нн=. Ёак ч\р чун х=м=р т\сл\. Ун=н хъри к\ске, пуё\ пыс=к. В=л в=рманта пур=нать. Х\лле ш=т=кра ёыв=рать. Миша м\н?
Катя килти ч\р чун костюмне т=х=нн=. Ёак ч\р чун с=р= т\сл\. Ун=н хъри в=р=м, х=лхисем п\ч\к, куё\ сим\с. В=л пъртре пур=нать, ш=ши тытать. Катя м\н костюмне т=х=нн=?
Маша тискер ч\р чун костюмне т=х=нн=. Ун=н х=лхи в=р=м, хъри к\ске, куё\сем пыс=к. В=л ёулла с=р= т\сл\, х\лле – шур=. Ку м\н?
Саш=н костюм\ х=м=р т\сл\. В=л килти ч\р чун. Ун=н куё\сем хура, хъри в=р=м, пуё\ пыс=к. Ку ч\р чун кил сыхлать. М\н в=л?
кил сыхлать – сторожит дом
5. Ответь на вопросы.
1) Эс\ елка валли костюм тур=н-и?
2) В=л м\нле?
6. Прочитай. Переведи. Что можно сказать о моменте речи? Перескажи текст как о прошедшем событии.
Эп\ теат=ра каят=п. Унта «Юрпике» спектакль п=хат=п. Спектакль хыёё=н Ё\н\ ёул уяв\ пулать. Эп\ илемл\ елка ум\нче с=в= калат=п, юр=сем юрлат=п. Х\л Мучи мана парне парать.
![]() | 7. Прочитайте слова. На какую тему можно составить текст, используя эти слова. Придумайте рассказ. |
Х\лле, раштав уй=х\, коньки, й\лт\р, юр, ачасем, Х\л Мучи, алсиш, калпак, сив\, =ш=, выляёё\, шур=, х\рл\, сим\с, яр=наёё\, чупаёё\, сав=наёё\, т=вайкки, хоккейла, уроксем хыёё=н, пите ч\п\тет.
-49,50-
1. Прочитай. О чем стихотворение? Какие слова не понятны? О значении каких слов можно догадаться по содержанию стихотворения? Выучи наизусть.
![]() | Х\л кун\нчи шартлама Ачасене х=ратмасть: Чупса тухр=м урама – Х\л Мучи пире хавас. Сав=наёё\ ачасем, Й=л! ёиёеёё\ куё\сем. Пир\н хал\ каникул – Й\лт\р сыр, выля та кул. х=ратмасть – не пугает |
2. Выучи новые слова.
ёиёет – сверкает кун\пе – целый день | к\тет – ждет п\ррехинче – однажды |
3. Найди соответствия. С каждым словосочетанием составь предложения.
шартлама сив\ х\ллехи каникул й\лт\р сырать т=вайккинчен яр=нать юр хырать ёунашка ёине ларать к\неке вулать кун\пе вылять | целый день играет одевает лыжи(встает на лыжи) читает книгу зимние каникулы сильные морозы катается с горки садится на санки убирает снег |
4. Прочитай. Расскажи, как отдыхали Аня и Ваня на каникулах.
Каникулта
К=рлач уй=х\. Урамра шартлама сив\. Ачасем каникулта. Анюкпа Ванюк яла кайр\ё. Унта в\сен кукам=ш\пе кукашш\ пур=наёё\. Ачасем т=вайккинчен ёунашкапа яр=нч\ё, юлташ\семпе хоккейла выляр\ё, кукашш\пе юр хырч\ё.
П\ррехинче Анюкпа Ванюк й\лт\рпе в=рмана кайр\ё. Ачасем в=рманта кай=ксем валли сыр=ш ёакр\ё. Сыр=ш ёине к\рпе, ё=к=р, какай хуч\ё.
![]() | 5. Прочитайте. Ответьте на вопросы. |
¾ Таня, эс\ каникулта =ёта пулт=н?
¾ Эп\ каникулта асанне патне кайр=м.
¾ Сан=н асаннъ =ёта пур=нать?
¾ Ман=н асанне ялта пур=нать. Эп\ унта ачасемпе выляр=м: т=вайккинчен ёунашкапа яр=нт=м, й\лт\рпе в=рмана кайр=м, юр к\летке тур=м.
¾ Катя, эс\ каникулта =ёта пулт=н?
¾ Эп\ каникулта Канашра пур=нт=м. Унта ман=н кукка пур=нать.
¾ Сан=н кукку =ёта \ёлет?
¾ Ман=н кукка заводра \ёлет. Эп\ унпа п\рле вагонсем т=вакан цехра пулт=м.
1) Таня каникулта =ёта пулч\?
2) Тань=н аслам=ш\ =ёта пур=нать?
3) Таня ялта м\н тур\?
4) Катя каникулта =ёта пур=нч\?
5) Катя кукк=ш\пе п\рле =ёта пулч\?
![]() | 6. Вернитесь к урокам 25-26. Сравните, по тем же моделям изменяются слова, приведенные в этом задании. |
ман=н анне атте аппа кукка пичче кукамай кукаёи юлташ | сан=н аннъ аёу аппу кукку пиччъ кукаму кукаёу юлташу | ун=н ам=ш\ ашш\ апп=ш\ кукк=ш\ пичч\ш\ кукам=ш\ кукашш\ юлташ\ |
7. Используя тексты заданий 4, 5 расскажи, как ты отдыхал во время каникул.
-51-
1. Прочитай. Какие слова не понятны? О значении каких слов можно догадаться по содержанию стихотворения? Выучи наизусть.
![]() | Сав=наёё\ ачасем, Й=л! ёиёеёё\ куё\сем. Пир\н хал\ каникул – Й\лт\р сыр, выля та кул. Вылясасс=н кун\пе Т=ван кил пире к\тет. Ал=ри к\некепе В=р=м каё та к\скелет. к\скелет – укорачивается т=ван кил – родной дом |
2. Прочитай новые слова.
ир – утро | ирхине – утром |
Найди соответствия.
к=нт=р к=нт=рла каё каёхине | вечером днем вечер день |
3. Составь из слов предложения.
Ирхине, каяёё\, ё=в=наёё\, т=раёё\, ачасем, шкула, тумланаёё\.
В\ренеёё\, в\сем, к=нт=рла, шкулта.
Каёхине, шашк=лла, выляёё\, шахм=тла, тата, ачасем.
4. Переведи.
Утро. Дети идут в школу. День. Дети учатся в школе. Они читают, пишут, решают примеры и задачи. Наступил вечер. Дети читают книги, смотрят телевизор, играют в шашки и в шахматы.
5. Прочитай. Ответь на вопрсы.
Ман=н кукамай Улат=р хулинче пур=нать. Эп\ х\ллехи каникулта Улат=рта кант=м. Улат=р – илемл\ ват= хула. Унта музейсем, парксем, илемл\ кив\ ёуртсем пур. Хулари кив\ ёуртсем – культура пал=к\сем.
Мана Улат=р хули кил\шет.
Улат=р – Алатырь
кив\, ват= – старый
пал=к – памятник
Маш=н кукам=ш\ =ёта пур=нать?
Маша х\ллехи каникулта =ёта канч\?
Улат=р м\нле хула?
Улат=рта м\нсем пур?
-52-53-
1. Прочитай. Выучи наизусть.
![]() | Х\ллехи каникулта Пух=нн= эпир шкулта. Сим\с ч=р=ш пит кап=р. Х\л Мучи ёинчен юрлатп=р, Ыр=скер ачасене Кашнинех парать парне. Б. Борлен кап=р – нарядный ыр=скер – добрый кашнинех – каждому |
2. Прочитай. Поставь ударение. Выбери обобщающее слово для каждого столбика.
упа лаша путек мулкач тил\ кашк=р | к=ёат= калпак алсиш к\пе к\р\к шарф | кук=ль п=т= икерч\ ё=к=р яшка какай |
Слова для справок: тумтир, апат-ёим\ё, ч\р чунсем.
3. Подбери к схемам слова для составлении рассказа о прошедших зимних каникулах. При составлении рассказа используй формы эп\, эс\,в=л.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | 4. Как научить других детей рассказывать о действии, которое уже совершилось? Аня и Ваня сделали заготовку-таблицу. Помогите им заполнить ее. |
форма | вопросы | аффиксы | примеры |
Эп\ | М\н тур=м? | -р=м, -р\м -т=м, т\м | вулар=м итлер\м килт\м хут=м |
Эс\ | |||
В=л |
![]() | 5. Сергей Сергеевич похвалил детей и продолжил таблицу. Что нового вы из нее узнали? |
форма | вопросы | аффиксы | примеры |
Эпир | М\н тур=м=р? | -р=м=р, -р\м\р -т=м=р, т\м\р | вулар=м итлер\м килт\м хут=м |
Эсир | М\н тур=р? | -р=р, -р\р -т=р, -т\р | вулар=р итлер\р килт\р хут=р |
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |