Можно выделить следующие способы развития связей с общественностью образовательных учреждений.
1. «Открытые двери».
Вуз периодически организует дни открытых дверей для внешней аудитории – потенциальных абитуриентов и их родителей, представителей законодательной и исполнительной власти, будущих работодателей выпускников, местного сообщества, чтобы все они могли ознакомиться с условиями и возможностями обучения, преподавательским составом. Им демонстрируют лицензии, сертификаты, почетные грамоты и дипломы, документы об образовании сотрудников, отчеты о работе и т.д. Преподаватели и администрация в такие дни носят на груди бейджики, вручают посетителям визитки, буклеты, проспекты, вывешиваются необходимые наглядные материалы. Здесь можно выгодно презентовать образовательные программы вуза и т.д.
2. Наша газета.
Традиционно во многих вузах издается малотиражная газета. Событием же может стать специальный ее выпуск, содержание и оформление которого ориентированы на значимые для вуза целевые аудитории.
З. «Wау-со6ытие».
Это – нестандартное событие, созданное с целью при влечь внимание, вызвать позитивные – вплоть до восхищения – эмоции. Таковым, например, можно назвать появление в созвездии Большая Медведица звезды «Санкт-Петербургский международный институт менеджмента».
В «wау-событие» можно превратить и «стандартный» День факультета, и круглый стол, и профессиональную конференцию... Но все-токи лучше, чтобы это было нечто необычное и впечатляющее.
4. «Совместный проект».
В 1998 г. Нижегородский государственный университет им. Лобачевского ННГУ начал олимпиаду «Таланты земли Нижегородской» для школьников из небольших городов и сел области. Работы участников публиковались на страницах газеты «Биржа плюс карьера». Благодаря этим олимпиадам в течение 1998-2005 гг. около 2700 школьников из 49 районов Нижегородской области попытали счастья стать студентами университета.
|
5. Создание традиций.
Несколько лет назад агентство PR «Эксперт» предложило Нижегородскому филиалу Университета Российской академии образования провести весеннюю акцию «Зеленое дерево», которая и состоялось в рамках традиционного Дня открытых дверей вуза, эмблема которого – миртовое дерево. Акция настолько соответствовала имиджу учебного заведения, что стола традиционной и теперь каждую весну студенты и преподаватели совершают ритуал высадки деревьев, который каждый раз привлекает внимание широкой общественности.
6. «Этапы большого пути».
Речь идет о событиях, связанных со знаменательными дотами, например, открытием какой-то специальности, первым выпуском и т.д.
7. Teambuilding.
Тренинговые командные программы позитивно влияют на внутренний климат организации, тем более такой, как ВУЗ. И, например, в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента такие мероприятия, кок спортивные состязания и конкурсы, проводятся довольно часто. И студенты, и преподаватели с нетерпением ждут их, принимают в них самоеактивное участие.
8. Adions-presentations.
Как правило, в западных университетах есть специалист, занимающийся подготовкой заявок на гранты, докладов для учредителей и администрации, связями со спонсорами и выпускниками. Здесь полагают, что решать подобные задачи помогают публикации в журналах, презентации научных и образовательных программ и распространение информации о вузе в Интернете, Все это эффективные приемы построения имиджа.
|
9. Конкурсы и рекорды.
Еще один прием – различные конкурсы на разработку фирменного стиля, на лучшее название вузовской газеты, на лучший «формат» досуга, а также регистрация достижений в различных книгах рекордов, в том числе и в своих собственных. Например, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена существует «Книга рекордов Герцена», где фиксируются разнообразные вузовские достижения: самая долгая овация, котрой удостаивался преподаватель после блестящей лекции, самое большое количество аспирантов, обучающихся на кафедре, самый молодой профессор и т.д. Заявки в нее оцениваются на интернет-форуме.
10. Научные мероприятия: конференции, симпозиумы, семинары.
Одним примером из тысяч подобных может служить Всероссийская научно-практическая конференция «Связи высшего учебного заведения с общественностью: практические аспекты формирования и продвижения имиджа», состоявшаяся в Санкт-Петербурге в середине марта по инициативе все того же РГПУ им. АИ Герцена, в которой приняли участие руководители и ведущие специалисты служб общественных связей, отделов маркетинга и рекламы вузов Санкт-Петербурга, Иваново, Пятигорска, Красноярска, Нижнего Новгорода и т.д.
Но возможности вузовских коммуникаций не исчерпываются событийной инженерией. Есть также ряд медийно- ориентированных технологий, позволяющих вузу вести эффективный социальный диалог и формировать собственную индивидуальную позицию.
|
Попробуем систематизировать их.
1. Ньюсмейкерство.
Эта технология – важнейшая в системе медийных. Для успешной ее реализации не помешает провести ревизию и классификацию всех ньюсмейкерских ресурсов учебного заведения.
2. «Похвала ВУЗу».
Здесь используются все возможности продемонстрировать успешность, высокую репутацию учебного заведения, квалификацию его преподавательских кадров, качество обучения и т.д.
3. «Похвала клиенту».
Суть приема – в возвышении в глазах окружающих тех, кто имеет тесные отношения с вузом. В контексте этой технологии хорошо работают клубы выпускников. Как пример можно привести сайт Ивановского государственного университета, который активно посещают выпускники вуза.
4. «Включение в контекст»
Немало событий, происходящих в стенах учебного заведения, могут прозвучать громче, если включить их в контекст внешних процессов.
5. «Счетная палатка».
Речь о периодических анкетированиях, экспертных опросах студентов, потенциальных абитуриентов и их родителей с целью выяснить предпочтения целевой аудитории вуза. Данные таких исследований позволяют определить каналы информирования этих целевых аудиторий, чтобы иметь возможность влиять на них.
И еще одно безусловно полезное, важное и перспективное направление это:
6. Интернет.
Все большее число абитуриентов и студентов получает доступ к Всемирной паутине, и, естественно, правильно построенная Интернет-кампания продвижения вуза в Сети может достичь вполне ощутимые результаты.