История создание и развития прокуратуры




Прокуратура федеральный правовой государство


Введение

Прокуратура Российской Федерации - централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ.

Построение правового государства невозможно себе представить без деятельности прокуратуры, которая обеспечивает верховенство закона, защиту прав и свобод граждан и интересов государства.

Прокуратура России имеет четырех вековую историю, и на протяжении этого времени не прекращаются споры о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти.

В юридической литературе идет дискуссия о месте прокуратуры в системе госорганов. Получается, что три основные власти не охватывают деятельность прокуратуры, как и некоторых других государственных органов и даже должностных лиц (например, Президента РФ, Счетной Палаты РФ).

Таким образом, ряд авторов относят прокуратуру к органам законодательной власти, к органам судебной власти, к органам исполнительной власти. Существует точка зрения, автор которой относит прокуратуру к органу «президентской власти». Также есть мнение о наличии особой, так называемой «прокурорской» власти, появившееся в 70-х годах прошлого века. Однако у этой точки зрения есть оппоненты, считающие прокуратуру самостоятельным государственным органом, не относящейся к какой-либо ветви власти.

Такое же мнение высказал на парламентских слушаниях в мае 2008 года член Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления С.Г. Кехлеров: «Сегодня Российская прокуратура ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей власти... В современной России к таким институтам относятся Центральный банк, Счетная палата, Центризбирком, Уполномоченный по правам человека. В этом же ряду в обсуждаемом контексте должна рассматриваться и прокуратура».

Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура в системе государственных органов России занимает собственное место. Она напрямую не относится ни к одной из ветвей государственной власти, что способствует реализации ее основной, надзорной функции. Прокуратура является важнейшим элементом системы сдержек и противовесов. Безусловно, данный орган постоянно взаимодействует со всеми ветвями власти, поскольку все государственные органы призваны укреплять законность и охрану права человека и гражданина.


Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме РФ

История создание и развития прокуратуры

 

Прежде чем анализировать положение прокуратуры в системе органов государственной власти РФ, я считаю необходимым кратко осветить историю возникновения и развития российской прокуратуры.

В истории развития отечественной прокуратуры выделяют следующие этапы:

. Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.

. Советский этап - 1922 - 1991 гг.

. Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по настоящее время.

Возникновение прокуратуры в России было обусловлено объективной потребностью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов управления. Ее созданию предшествовало учреждение Петром в 1711 г. института фискалата. Однако это не произвело ожидаемого результата, в виду выявления таких недостатков, как зависимость от органов государственной власти, за чьей деятельностью осуществляли надзор и взяточничество.

Прокуратура была учреждена Петром I тремя указами от 12 и 18 января 1722 г. В них предусматривалось создание прокуратур, во-первых, при Сенате, которые возглавлял Генерал-прокуро, во-вторых, при коллегиях, в-третьих, при надворных судах (гофгерихтах); и 27 мая император распорядился образовать прокуратуру также при Святейшем Правительствующем Синоде, создав должность Обер-прокурора. Цель, поставленная перед прокурорами, - надзор за тем, чтобы государственные органы страны действовали в строгом соответсвтвии с регламентами и царскими указами.

После смерти Петра I роль прокуратуры начала понижаться, и фактически она переставала действовать. При Екатерине I она была отменена. Однако в 1741 г. Елизавета Петровна восстановила полномочия прокуратуры. И с восшествием на престол Екатерины II она окончательно сформировался как орган надзорного типа. Александр I продолжил развитие прокуратуры, и, создав в 1802 г. министерство юстиции, совместил должности главы данного органа (министра) с генерал-прокурором. Позже судебная реформа Александра II 1864 г. трансформировала прокуратуру в орган уголовного преследования, из-за усиления административной власти.

Как известно, Победа Октябрьской революции привела к глобальным переменам в государственном аппарате. Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. На протяжении нескольких лет социалистическое государство существовала без главного надзорного органа. Только 26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре, полписанное в последствие председателем М.И. Калининым.

Конституция СССР 1977 г раскрывала в специально отведенной главе для прокуратуры основополагающие принципы организации и деятельности ее органов. Через 2 года был издан закон, устанавливающий Расширение предмета и пределов прокурорского закреплялось.

Поскольку Закон о прокуратуре был принят во время действия последней советской Конституции, и к тому же за несколько лет реформаций был издан ряд законов, относившихся к организации и основам деятельности прокуратуры, 17 ноября 1995 г. состоялось принятие Закона о прокуратуре в новой редакции. Данный закон был приведен в соответствие с Конституцией 1993 г. и призвал способствовать дальнейшему развитию демократических процессов в стране и повышению эффективности прокурорского надзора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: