Реферат
На тему: О вкладе Сорокина Питирима в развитие социологической мысли
Содержание
Введение | |
1. Биографическая справка | 4-5 |
2. Проблематика исследований Сорокина П.А. | |
2.1. Предмет и метод социологии 2.2. Социальная стратификация и социальная мобильность 2.3. Социокультурная динамика 2.4. Доктрина интегрализма 2.5. Доктрина конвергенции 2.6. Социология права 2.7 Социология революции | 6-7 7-8 8-9 9-10 |
3. Библиография трудов Сорокина П.А. в прямой хронологии | 11-15 |
Заключение | |
Список использованной литературы |
Введение
СОРОКИН Питирим Александрович один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения.
Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.
Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
|
Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).
Питирим Сорокин внес поистине огромный вклад в развитие науки. Все работы Сорокина П.А. охватывали огромный пласт проблем изучения социологии.
Биографическая справка
Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968).
|
Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезде в Санкт-Петербург П.Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905-1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гиназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как "разновидность эмпирического неопозитивизма". Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.
В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П.Сорокин в 1919-1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем - отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса "Уголовной социологии". В сентябре 1922 г. П.Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.
|
В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всх постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.
Проблематика исследований Сорокина П.А.
2.1. Предмет и метод социологии
В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:
его строения и состава
данных в нем процессов или его жизнедеятельности
происхождения и развития общества и общественной жизни.
Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
2.2. Социальная стратификация и социальная мобильность
Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927). Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.
Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.
Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе.
2.3. Социокультурная динамика
В фундаментальном четырёхтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:
Пространственное или механическое соседство — конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;
Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;
Каузальная, или функциональная интеграция — когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;
Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) — когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу
На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.
В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.
Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер — за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной — снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII — VI веков до нашей эры, а она в свою очередь — идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. (Имеется в виду идеациональная истина — В.П.). В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей (П.А Сорокин связывал это с эпохой возрождения — В.П.), но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время» (Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 474). Циклические изменения фаз он обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи.
П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.
В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты: (во-первых,) «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» (П.А. Сорокин. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101).
2.4. Доктрина интегрализма
П.А. Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. В работе «Интегрализм — моя философия» (1957) П.А. Сорокин рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. Наивысшей формой действительности П.А. Сорокин считает активное разумное творческое начало — Бесконечное Творческое X. С точки зрения способов познания П.А. Сорокин различает:
эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом);
рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики);
сверхчувственно–сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией);
Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.
Сам человек — тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого X всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Этот культурный («суперорганический») мир существенно изменил поверхность земли и уже простирает своё влияние к Космосу (здесь идеи интегрализма суперорганического мира П.А. Сорокина перекликаются с мыслями В.И. Вернадского о ноосфере).
Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно П.А. Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты. В то же время П.А. Сорокин констатирует, что за последние столетия деятельность человечества в области истины (научные открытия) и красоты (произведения искусства) опережала деятельность в области добра (неэгоистической любви). Поэтому ему не удалось открыть пути для морального облагораживания суперорганического мира и контроля над своими животными пристрастиями. В современную эпоху это накладывается на смену фаз социокультурной суперсистемы западной части суперорганического мира. В результате совместного действия двух этих причин встал вопрос о самом выживании человеческой цивилизации. Выход из этого кризиса П.А. Сорокин видит в необходимости увеличения неэгоистической творческой любви и этики солидарности. Отсюда его интерес к теории созидательного альтруизма, которую он разрабатывал в 1940-е — 1950 –е годы.
2.5. Доктрина конвергенции
Основы теории конвергенции были намечены П.А. Сорокиным ещё в работе «Россия и Соединённые Штаты», написанной в 1944 году, когда СССР и США были союзниками во Второй мировой войне. Но и позднее, уже в годы Холодной войны, в частности, в работах «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960) и «Главные тенденции нашего времени» (1964), П.А. Сорокин проводит мысль о том, что наблюдается постепенная конвергенция (схождение) черт, характеризующих советское и западное общества, СССР и США. Он считал, что если удастся избежать новой мировой войны, то доминирующей формой общества будет не капитализм, и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в тоже время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим». Для Запада конвергенция будет означать отказ от иллюзорных материальных ценностей чувственной фазы, ограничение власти денег. Для СССР конвергенция будет означать уважение прав человека и повышение материального уровня жизни масс. Постепенно и Запад, и Советский союз придут к смешанному типу экономики, отличающемуся и от экономики свободного предпринимательства, и от чисто государственной экономики. В этом вопросе П.А. Сорокин был солидарен с Дж. Гэлбрейтом. В Советском Союзе в 1970-е годы идеи конвергенции разделял академик-диссидент А.Д. Сахаров, в то время как на официальном уровне теория конвергенции клеймилась в СССР как буржуазная. Во второй половине 1980-х гг. мысли о конвергенции высказывал и советский лидер-реформатор М.С. Горбачёв. И хотя реальные пути развития США и особенно СССР оказались несколько иными, чем предсказывал П.А.Сорокин, доктрина конвергенции оказала большое влияние на различные теории нарождающегося и будущего типа человеческого общества (модели постиндустриального общества и др.).
2.6. Социология права
Нормальное развитие общества П.А. Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А. Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни, особенно в российский период. Среди важнейших работ данной проблематики: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве» (1919), «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» (1922).
П.А. Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства). Право влияет на человека и общество следующим образом:
как мотивационная сила способствует формированию гражданина;
как принудительная сила осуществляет акты принуждения со стороны государства или общества, угрозу наказанием или поощрение правовой наградой, и даже проводит «социальный отбор» (при использовании смертной казни);
как дрессирующая сила способствует выработке у членов общества одних привычек и искоренению других.
Высшая степень проявления права — это правовое убеждение, осознание индивидом своих прав и обязанностей.
В процессе исторического развития складываются определенные правовые идеалы, то есть представления о том, какими должны быть в идеале правовые нормы, например, «Царства Божия на земле», «Свободы, Равенства и Братства», коммунистически-социалистический идеал. П.А. Сорокин горит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А. Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А. Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:
критерий интересов личности;
критерий правового равенства между личностями;
критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;
критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;
критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.
В постепенном приближении к этому идеалу П.А. Сорокин видел будущее человечества.
2.7 Социология революции
П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.
Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.
В работе «Листы из русского дневника» (1924) П.А. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии: «Первая обычно очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ. Эта начальная стадия лучезарна своим настроением, её правительство гуманистично и милостиво, а его политика мягка, нерешительна и часто бессильна. Но вот в людях начинает просыпаться «наихудший из зверей». Краткая увертюра подходит к концу и обычно на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза. Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий всё на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все ещё жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп. Революционное правительство на этой стадии безжалостно, тиранично и подчас кровожадно, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна и террористична... Постепенно революция вступает в свою третью, конструктивную фазу, начинает создавать новый социальный и культурный порядок. В постреволюционном порядке обычно новые модели и образцы поведения тем самым гармонизируют со старыми, но не потерявшими жизненную силу образцами дореволюционной действительности». Первую фазу П.А. Сорокин называет фазой революционного подъёма, вторую — революционной диктатурой, третью — реакцией.
Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.
Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:
любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;
каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.
Библиография трудов Сорокина П.А. в прямой хронологии
[1910]
Пережитки анимизма у зырян // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№20. - С.49-62; №22.-С.39-47.
Рыт пукалoм: [Рассказ о жизни сев. деревни] // Арханг.губ.вед.-№203.
[1911]
К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Ар-ханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№1.-С.34-41; №5.-С.356-361.
"Пестрое кружево": [Дорож. заметки о путешествии в Удор. край с целью этногр. исслед. летом 1911 г.] // Во-логод. листок.-1911.-19, 21, 26 июня; 26 июля; 6,9,17,21, 28 авг.; 2,4,6,11 сент.
Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера- №8-9.-С.645-651; №11.-С.863-868.
Современные зыряне // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№18.-С.525-536; №22.-С.811-820; №23.-С.876-885; №24.-С.941-949.
[1913]
Брак в старину: (Многомужество и многоженство).-Рига: Наука и жизнь.-47 с.
Преступность и ее причины.-Рига: Наука и жизнь.-46 с.
Самоубийство, как общественное явление.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.
Символы в общественной жизни.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.
Границы и предмет социологии // Новые идеи в социо-логии.-СПб..-Сб.1.-С.59-108.
[1914]
О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.
Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали.- СПб..- L, 3.-456 с.
Л.Н.Толстой как философ.-М.: Посредник.-28 с.-(Всемир. б-ка в память Л.Н.Толстого).
Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии.-СПб..-Сб.3.-С.115-155.
[1915] "Третья" школа и спор "классиков" с "социологами" в уго-ловном праве.-М..-20 с.
[1917]
Автономия национальностей и единство государства.-Пг.: Набат.-16 с.
Вечный мир и всемирное единение народов.-Пг.: Рев. мысль.-31 с.
О свободах: Неотъемлемые права человека и граждани-на.-Пг.: Рев. мысль.-14 с.
Основы будущего мира.-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копей-ка").
Причины войны и пути к миру.-Пг..-31 с.
Проблема социального равенства.-Пг.: Рев. мысль.-66 с.
Сущность социализма: Лекция, прочит. во фракции соци-ал-революционеров при Исполкоме Всерос. Совета крест. депутатов.-Пг..-16 с.-(Всеобщ. б-ка изд-ва "Новь").
Формы правления.-Пг..-8 с.
Что нужно народу: монархия или республика?-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копейка").-(Сер. полит.-соц. брошюр; №2).
Что такое монархия и что такое республика?-Пг.: Рев. мысль.-32 с.
Что такое социализм?- Пг.: Рев. мысль.-4 с.
К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Изв. Вологод. о-ва изуч. сев. края.- кн.IV.-С.48-55.
[1918] Программа по изучению зырянского края.-Яренск: Изд. союза "Коми котыр".
[1919] Элементарный учебник общей теории права в связи с уче-нием о государстве.-Ярославль.-236 с.
[1920]
Общедоступный учебник социологии: В 2 ч. Ч.1-2.-Ярославль: Изд-во Ярославл. кредит. (о-ва) сов. коопера-тивов.-291 с.
Система социологии.-СПб.-*
П.Л. Лавров как социолог // Вперед!: Сб. ст., посвящ. па-мяти П.Л.Лаврова / Под ред. П.Витязева.-Пг.
[1921] Social mobility.- N.Y..-559 р.-(Harper's social science series).
[1922]
Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.-Пг.: Колос.-272 с.
Современное состояние России.-Прага.- 108 с.- Библиогр.: с.108.
Социология как объективная наука.-Пг.
Тезисы к публичному научному диспуту по поводу "Сис-темы социологии".-Пг.: Колос.-4 с.
Основные проблемы социологии П.Л.Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы.-Пг.
Влияние войны на состав населения, его свойства и обще-ственную организацию // Экономист.- №2.-С.77-107.
Влияние голода на социально-экономическую организа-цию общества // Экономист.-№2.-С.23-53.
Голод и идеология общества // Экономист.-№4-5.-С.3-32.
[1923]
Популярные очерки социальной педагогики и полити-ки.-Ужгород.
Soziologie in Rubland // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.3, Н.1.-S.92-93.
[1924]
Идеология аграризма.-Прага.-35 с.
Очерки социальной политики и педагогики.-Ужгород.
[1925]
Russian diary, 1917-1922.-L..- 310 р.
Sociology of Revolution.-Philadelphia; L.-428 р.-(Lippincatt sociol. ser.).
American millionaires and multi-millionaires: A comparative statist. study // Social forces.-№3.-Р.627-640.
[1926]
Monarchs and rulers: A comparative statist. study // Social forces.-1925.-№4.-Р.22-35;-№4.-Р.523-533.
Impoverishment and the expansion of governmental control // The Amer. Jornal of Sociology.-Vol.32, №2.-Р.206-215.
[1927]
Leaves from a russian diary.- N.Y.-310 р.
Russian sociology in the twentieth century.- S.l.-P.57-69.-(Prepr. from "Publ. of Amer. sociol. soc.".-Vol.31).
Leaders of labour and radical movements in the United States and foreign countries // The Amer. Journal of Sociology.-Vol.33, №3.-Р.395-399.
A survey of cyclical conceptions of social and historical process // Social forces.-№6.-Р.28-40.
Sozial Bewegungsvorgange // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.6, H.2.-*
[1928]
Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y.-785 р.
Experimente zur Soziologie // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.4, №1.-S.1-10.
Arbeitsleistung und Entlohnung // Kolner Vierteljahrashefte fur Soziologie..-J.7, №2.- S.186-198.
Farm leaders in the United States // Social forces.-№7.-Р.33-45.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.
[1929]
Principles of rural-urban sociology.-N.Y.-652 р.- Auth.: P.A.Sorokin, C.C.Zimmerman.
Die Politische Einstellung der Farmer und Bauern // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.5.-S.1-25.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.
Some contrasts of contemporary european and american sociology // Social forces.-№8.-Р.57-62.
[1930] A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. / Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.- Wash.; Minneapolis.-Vol.1-3.
[1931]
Soziologische theorien im 19. und 20. jahrhundert.-Munchen: Verl. C.H.Beck.-342 S.
Sociology as a science // Social forces.-№10.-Р.21-27.
[1932] Rejoinder to Rice // Social forces.-№10.-Р.326-327.
[1937]
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.,
Vol.1: Fluctuation of form of art. Painting, sculpture, architecture,
music, literature and criticism.- 745 р.
Vol.2: Fluctuation of systems of thuth, ethics and law.-727 р.
Vol.3: Fluctuation of social relationships, war and revolution.-636 р.
Vol.4: Basic problems, principles and methods.-804 р.
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L.
[1939] Тime-budgets of human behaviour.-Cambridqe: Harvard Univ. press.-204 р.-(Harvard sociol. studies; №2).--Auth.: P.A.Sorokin, С.А.Berger.
[1941] The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y..-338 р.
[1942] The crisis of our age: The social and cultural outlook.-Sydney; L..-272 р.
[1943]
Man and society in calamity: The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behaviour, social organisation and cultural life.-N.Y.-352 р.
Sociocultural causality, space, time: A study of referential principles of sociology and social science.-Durham: Duke Univ. press.-246 р.-(Sociol. ser.).
[1944] Russia and the United States.-2-nd ed.-N.Y.-253 р.-(Libr. of World Affairs; №15).
[1945] The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y..-338 р.
[1947] Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.-N.Y.; L.-742 р.
[1948] Reconstruction of humanity.-Boston.-247 р.
[1949] Toynbee`s philosophy of history // The Pattern of the part: can we determine it?- Boston.
[1950]
Altruistic love: A study of American "good neighbours" and christian saints.-Boston.-253 р.
Explorations in altruistic love and behaviour: A Symposium.-Boston.-353 р.
Leaves from a russian diary and thirty years after.-Boston.-346 р.
Russia and the United States.-L..-213 р.
Social philosophies of an age of crisis.-Boston.-345 р.
[1951] SOS: The meaning of our crisis.-Boston.-177 р.
[1952] Social philosophies of an age of crisis.-L..-345 р.
[1953] Integralism is my philosophy // Burnett W. This is my philosophy.-L.
[1954]
Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston.-476 р.
The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Boston.-552 р.
[1956]
The american sex revolution.-Boston.-186 р.
Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Chicago.-357 р.
[1957]
The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 р.
Social and cultural dynamics: A study of change in major systems of art, truthe, ethics, law and social relationships: [Rev. and abridged in one volume].-Boston.-718 р.
[1958]
Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-L..-357 р.
Reconstruction of humanity.-Bombay.-223 р.
[1959]
Power and morality: Why shall guard the guardians?-Boston.-204 р.-Auth.: P.A.Sorokin, N.A.Lunden.
Social and cultural mobility: Containing complete reprints of "Social mobility" and chap. 5 from vol. 4 of "Social and cultural dynamics".-L.-645 р.
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L..
[1961] Sane sex order.-2-nd ed.-Bombey.-158 р.
[1962]
Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.
Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.- N.Y.-742 р.
[1963]
A long journey: The autobiogr. of Pitirim Sorokin.-New Haven.-327 р.
Modern historical and social philosophies: Danilevsky, Spengler, Toynbee, Schubart, Berdyaev, Northrop, Kroeber, Schweitzer.-N.Y..-345 р.
[1964]
The basic trends of our time: Essays.-New Haven:College Univ.press.-208 р.
Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y..-783 р.
[1965] A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. /Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.-N.Y.
[1966] Sociological theories of today.-N.Y.; Tokio.-676 р.
[1967] The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Chicago.-323 р.
[1970] Sane sex order.-Bombey.-153 р.-(Bhavan's book univ.; №82).
[1971] Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston; N.Y..-476 р.
[1976] Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Westport.-357 р.
[1979] Sociological theories of today.-N.Y.: Auno press.-676 р.
Заключение
В реферате отражены только некоторые основные идеи, образующие каркас научного наследия великого российско-американского ученого. Можно сказать, что его идеи переживают сейчас начало третьей фазы своего жизненного цикла.
Первая фаза включает российский период его жизни, когда он сформировался как ученый, впитав и творче