ФАКТОРЫ, НАРУШАЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ ВАЛИДНОСТЬ




ПЕРЕМЕННЫЕ И ГИПОТЕЗЫ

В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

ВИДЫЭКСПЕРИМЕНТА

Переменной в психологическом эксперименте называют любое психическое

явление или сопутствующие явления окружающей действительности, которые в принципе могут изменяться (отсюда – переменная).

Переменная, которую экспериментатор изменяет в соответствии со своим планом, называется независимой. Переменная, состояние которой предположительно зависит от изменений первой (независимой), называется зависимой.

Изменения, произвольно вносимые экспериментатором в ситуацию эксперимента, называются экспериментальным воздействием. Обычно с помощью экспериментального воздействия создаются уровни или условия независимой переменной.

Схема эксперимента, когда разные состояния или условия независимой пере-

менной предлагаются одной и той же группе испытуемых называется интраиндивидуальной.

Схема эксперимента, когда разные состояния или условия независимой пере-

менной распределяются по разным группам испытуемых, называется межгрупповой.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных, искусственных условиях, где воссоздается фрагмент реальной действительности и возможен

строгий, жёсткий контроль условий эксперимента. Лабораторный эксперимент

рекомендуется, когда необходимо отделить независимую переменную от множе-

ства сопровождающих её факторов. Чаще всего лабораторный эксперимент ис-

пользуется для выявления обобщённых научных закономерностей.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях (например, про-

изводства или обучения) или близких к ним. Поэтому естественный эксперимент

иногда называют «полевым». Эксперимент состоит в том, что в реальное проте-

кание деятельности в естественных условиях вводятся некоторые факторы, ко-

торые, по предположению исследователя, влияют на отдельные стороны этой дея-

тельности. Результаты такого «внедрения» замеряются. Выводы, сделанные на

основе естественного эксперимента, имеют значение, прежде всего, для тех усло-

вий, в которых проводился эксперимент, и перенос их на более широкую реаль-

ность затруднён.

Научная гипотеза – это предположение, сформировавшееся на основе имею-

щихся наблюдений, теоретических размышлений, выдвигаемое как временное и

уточняемое последующими экспериментами.

Гипотезы, применяемые в научном исследовании, делятся по степени обоб-

щённости и абстрактности.

Теоретическая гипотеза – это утверждение о существовании некоторой обоб-

щённой закономерности, причинной зависимости, закона функционирования и др.

Теоретическая гипотеза предельно абстрактна и отражает общие положения тео-

рии. Теоретическая гипотеза должна сопровождаться теоретическим объяснением

закономерности. Экспериментальная гипотеза более конкретна и представляет

собой предположение, выдвигаемое для решения проблемы методом эксперимен-

тального исследования. В экспериментальной гипотезе находит отражение част-

ное, конкретное проявление теоретической закономерности. Одна и та же теоре-

тическая гипотеза может выражаться через бесконечное множество эксперимен-

тальных. Экспериментальная гипотеза формулируется в терминах конкретной

экспериментальной процедуры и включает в себя: независимую переменную, за-

висимую переменную, отношение между ними и уровни ключевых дополнительных

переменных.

Выделяют несколько видов экспериментальных гипотез. Основная экспери-

ментальная гипотеза – выражает предположение о наличии некоторой конкрет-

ной связи между зависимой и независимой переменной. При выдвижении экспе-

риментальной гипотезы автоматически возникает гипотеза о противоположном

отношении названных переменных. Такая гипотеза называется контргипотезой.

Существует и третья конкурирующая экспериментальная гипотеза – гипотеза об

отсутствии влияния независимой переменной на зависимую, т.е. гипотеза об от-

сутствии какой-либо связи между исследуемыми явлениями.

Примеры формулировок экспериментальной гипотезы: «Чем…, тем….»; «Ес-

ли…, то….»; «При наличии … имеет место ….».

Статистическая гипотеза служит для организации процедуры сравнения реги-

стрируемых параметров и необходима на этапе математической обработки и ин-

терпретации данных эмпирических исследований. Экспериментальная гипотеза –

первична, статистическая – вторична. Статистическая гипотеза формулируется в

терминах сравнения математических величин. При этом, её формулировка зави-

сит от схемы эксперимента. Например, для интраиндивидуальной схемы реко-

мендуется формулировка типа: «При условии Х1, О значимо отличается от О при

условии «Х2»; для межгрупповой схемы: «О в группе «А» значимо отличается от

О в группе «В».

Выделяют два вида статистических гипотез: Н0 и Н1. Эти гипотезы взаимоис-

ключающие, поэтому после статистической обработки обязательно отвергается

одна из них.

Н0 называется нулевой гипотезой или гипотезой об отсутствии различий. Н0

строится на основе третьей конкурирующей экспериментальной гипотезы, т.е. ги-

потезы об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Если меж-

ду исследуемыми явлениями не существует связи, то изменяя независимую пере-

менную, мы не получим изменений в состоянии зависимой, и между замерами не

будет статистически значимых различий. Именно этот факт отражается в гипотезе Н0.

Н1 называется альтернативной гипотезой или гипотезой о различии. Н1 стро-

ится на основе основной экспериментальной гипотезы и отражает различия между

экспериментальными замерами, вызванные действием независимой переменной

на зависимую.

Если направление действия независимой переменной трудно предсказать (на-

пример, вызывает независимая переменная увеличение или же снижение уровня

зависимой, или же просто значимые изменения в распределении), то Н1 формули-

руется как ненаправленная гипотеза. В этом случае говорится только о наличии

различий: «Х1 отличается от Х2» (или «Х1 не отличается от Х2»); но не рассмат-

ривается направление изменений. Таким образом, ненаправленная альтернативная

гипотеза может объединять в себе содержание и основной экспериментальной и

контргипотезы. Ненаправленные гипотезы проверяются с помощью двусторонних

статистических критериев.

Если предположение о направлении действия независимой переменной на зави-

симую достаточно ясно (например, действие независимой переменной вызывает

увеличение значений зависимой), то формулируется направленная гипотеза.

При этом, в формулировке отражается направление изменений: «Х1 превышает

Х2» (или «Х1 не превышает Х2»). Направленные гипотезы проверяются с помо-

щью односторонних статистических критериев.

ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

Валидность – это свойство эксперимента, которое обеспечивает достоверность

полученных результатов. Эксперимент должен:

1) обеспечивать истинность выводов,

2) давать возможность обобщения (выводы, основанные на ограниченном ко-

личестве данных, должны оставаться достоверными и за пределами эксперимента).

Выделяют два вида валидности эксперимента: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя валидность относится к возможности обобщения вывода: экспери-

мент, обладающий внешней валидностью, обеспечивает возможность распростра-

нения результатов исследования за пределы экспериментальной ситуации. Внеш-

няя валидность связана с таким понятием как репрезентативность.

Репрезентативность (to represent – представлять) – свойство эксперимента

представлять изучаемую реальность. Поэтому, внешняя валидность эксперимента

характеризуется мерой соответствия экспериментальной процедуры реальности.

Необходимо выдерживать соответствие реальности на уровне независимой пере-

меной, зависимой и дополнительных переменных.

Переменные, которые создают саму ситуацию исследования, называются до-

полнительными переменными. В качестве дополнительных переменных рас-

сматриваются:

1) ситуация эксперимента:

− обстановка,

− время,

− окружающие люди,

2) особенности испытуемых,

3) экспериментальный материал.

Ключевой называется дополнительная переменная, наиболее важная для про-

верки экспериментальной гипотезы и ее обобщения. Например, если задачей экс-

перимента является поиск психологических закономерностей, рассматриваемых

только в некоторый возрастной период, в качестве ключевой ДП будут выступать

возрастные особенности испытуемых.

Для обеспечения внешней валидности необходимо, чтобы уровень каждой до-

полнительной переменной в эксперименте (особенно, ключевой ДП) соответство-

вал её уровню в изучаемой реальности. Для проверки наиболее общих экспери-

ментальных гипотез рекомендуется дублирование экспериментов при разных

уровнях дополнительной переменной.

Популяция – контингент потенциальных испытуемых, изучаемый в экспери-

ментальном исследовании. Индивиды, входящие в какую-либо популяцию обыч-

но характеризуются некоторыми общими для всех признаками: например, общей

возрастной или профессиональной принадлежностью, общими свойствами лично-

сти, социальным положением и др. Распространение экспериментальных резуль-

татов на популяцию (обобщение) – основное преимущество эксперимента.

Выборка – испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в

эксперименте.

Репрезентативность выборки испытуемых – степень адекватности отраже-

ния свойств и характеристик изучаемой популяции в выборке испытуемых, при-

влечённых для эксперимента.

Внутренняя валидность обеспечивает достоверность экспериментальных ре-

зультатов. Мы должны быть уверены, что именно запланированное эксперимен-

тальное воздействие привело к изменениям состояния зависимой переменной. Та-

ким образом, внутренне валидный эксперимент – это эксперимент, обеспечи-

вающий достоверные выводы. Такой эксперимент предполагает исключение по-

сторонних влияний на зависимую переменную кроме действия независимой.

Объяснения экспериментального эффекта альтернативные действию независи-

мой переменной называются конкурирующими гипотезами.

Факторы, отличные от независимой переменной, но способные повлиять на за-

висимую и вызвать изменения в её состоянии называются побочными перемен-

Ными.

При планировании эксперимента удобно иметь образец для сравнения – абсо-

лютно валидный гипотетический эксперимент. Такой гипотетический экспери-

мент, полностью соответствующий всем требованиям валидности называют безу-

пречным. В зависимости от того, насколько реальные эксперименты представля-

ют безупречный, их называют более или менее валидными. Существует три вида

безупречного эксперимента: идеальный, бесконечный и эксперимент полного со-

ответствия.

1. В идеальном эксперименте допускается изменение только независимой пе-

ременной (и, разумеется, зависимой переменной, которая принимает различные

значения при разных условиях). Все прочее остается неизменным, и поэтому на

зависимую переменную влияет только независимая.

2. Бесконечный эксперимент состоит из неограниченного числа проб: про-

должается бесконечно или использует бесконечное число испытуемых.

3. Эксперимент полного соответствия полностью воспроизводит внешнюю

реальность. Эксперимент полного соответствия предполагает тождественность

уровня независимой, зависимой и всех дополнительных переменных в экспери-

менте той реальности, на которую переносятся выводы.

ФАКТОРЫ, НАРУШАЮЩИЕ ВНУТРЕННЮЮ ВАЛИДНОСТЬ

ЭКСПЕРИМЕНТА

Внутренняя валидность эксперимента может быть нарушена двояким образом:

побочные факторы могут вызывать ненадёжность или систематическое смешение.

Ненадёжность можно определить как изменчивость отдельных результатов от

пробы к пробе вследствие случайных влияний. Характерно, что изменчивость

здесь разнонаправленная, непредсказуемая. Если количество проб мало, такие из-

менения не усредняются и среднее значение зависимой переменной существенно

искажается. Если мы имеем дело с ненадёжностью, то влияния, вызывающие ис-

кажения, случайно направлены и могут воздействовать на оба условия независи-

мой переменной в равной степени.

Систематическое смешение возникает тогда, когда разные побочные влияния

тесно связаны с разными условиями независимой переменной. Например, одно

условие независимой переменной постоянно (систематически) сопровождается

побочной переменной «А», другое – переменной «В» (или же вообще не испыты-

вает побочного влияния). Таким образом, разные условия независимой перемен-

ной искажаются по-разному, характерным и постоянным для каждого условия

способом. Это приводит к тому, что одно состояние независимой переменной мо-

жет оказаться в более выгодных условиях, чем второе.

Выделяют следующие группы факторов, нарушающих внутреннюю валид-

ность эксперимента:

1. Факторы времени.

2. Факторы отбора.

3. Факторы задачи.

4. Эффекты последовательности.

5. Влияние экспериментатора и испытуемого.

Указанные факторы проявляются в эксперименте в качестве конкретных по-

бочных переменных, способных оказывать влияние на зависимую переменную

помимо независимой.

Факторы времени связаны с изменениями, которые происходят с течением

времени. Эти факторы могут быть как известны заранее, так и непредсказуемы.

Искажающее влияние факторов времени особенно опасно для естественных и лю-

бых долговременных экспериментов. К факторам времени относят фон, естест-

венное развитие и инструментальную погрешность.

1. Фоном (или, иногда: «эффектом истории») называют конкретные события,

происходящие в период проведения эксперимента. К фоновым явлениям относят

колебания температуры, сезонные погодные изменения, шумы, изменение осве-

щения и др. Как фон рассматривают и случайные события, помехи, которые име-

ют место во время проведения экспериментальной процедуры. Особое место за-

нимают такие фоновые явления, как события личной жизни испытуемых и обще-

ственные изменения.

2. Естественное развитие – изменение характеристик испытуемых, являющее-

ся следствием течения времени и имеющее процессуальный характер. Это могут

быть изменения состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида

(возрастные перемены, накопление опыта и др.), изменения связанные с динами-

ческими процессами в группе. Само пребывание в ситуации эксперимента может

вызвать изменения в поведении испытуемого процессуального характера. Однако,

процессы, соответствующие естественному развитию, могут происходить и неза-

висимо от эксперимента. В этом случае они выступаю как фактор, нарушающий

внутреннюю валидность, если определяют различия между двумя последователь-

ными замерами.

3. Инструментальной погрешностью называют неточности измерения, раз-

личающиеся от пробы к пробе. Инструментальная погрешность может появляться

в результате ненадёжности инструментария, износа техники, случайных ошибок

экспериментатора или испытуемых, утомления экспериментатора или, наоборот,

приобретения им опыта измерения.

Факторы отбора связаны с характеристиками групп испытуемых, участвую-

щих в экспериментальном исследовании.

1. Ошибка селекции возникает вследствие неправильного распределения ис-

пытуемых по группам. Группы, соответствующие разным условиям независимых

переменных, должны быть эквивалентны по составу. Стойкие различия между

группами, результаты которых сравниваются в эксперименте, неизбежно вы-

зывают систематическую ошибку в результатах. Такой эффект и называется

ошибкой селекции.

2. Эквивалентность групп, достигнутая до начала эксперимента, может быть

нарушена в результате экспериментального отсева – неравномерного выбыва-

ния испытуемых из сравниваемых групп.

3. К факторам отбора относится и статистическая регрессия, которая возника-

ет, если группы отбирались на основе «крайних» показателей. Статистическая

регрессия отражает общую статистическую закономерность, которая выражается

в том, что «крайние» (очень высокие или слишком низкие) показатели, получен-

ные в первом замере, имеют тенденцию приближаться к средним величинам при

вторичном измерении. В целом, чем сильнее отклоняется оценка от среднего зна-

чения, тем больше вероятность того, что она связана с ошибкой измерения. Так,

как правило, получающему самые высокие оценки в некотором смысле необы-

чайно «везет» (большая позитивная ошибка), а получающему самые низкие оцен-

ки «не везет» (большая негативная ошибка). Поэтому, при последующем тестиро-

вании показатели тех, кто получил высокие оценки, несколько сместятся к сред-

нему по группе, а получившие низкие оценки улучшат свои позиции. Если для

эксперимента была специально отобрана группа испытуемых, имеющих крайне

низкие или крайне высокие показатели, то при повторном тестировании их ре-

зультаты изменятся и без воздействия независимой переменной. Таким образом,

статистическая регрессия опасна для экспериментов с предварительным тестиро-

ванием и только в том случае, если специально отбирались группы на основе

«крайних» показателей.

Факторы задачи связаны с различием экспериментальных задач, которые

предъявляются испытуемым при разных условиях независимой переменной.

Эффектами последовательности называются влияния одного из условий не-

зависимой переменной на условия, следующие за ним. В этом случае сам факт

предъявления предыдущих проб влияет на характеристики ответов испытуемого в

последующих пробах.

Эффекты последовательности различаются по качеству действия и могут быть

положительными и отрицательными. Положительными называются эффекты,

когда выполнение одного задания облегчает выполнение следующего (например:

обучающий эксперимент). Отрицательным считается эффект, если после вы-

полнения определённого задания выполнение последующего затрудняется (на-

пример, привычка заучивать тексты с помощью чтения вслух может помешать за-

учиванию без него).

Эффекты последовательности также различаются по времени действия и могут

быть недолгими или продолжительными. Недолгими считаются эффекты, кото-

рые распространяются только на одну последующую пробу; продолжительными

– те, действие которых сохраняется длительное время.

Если действие продолжительных эффектов последовательности накапливается

по мере предъявления проб, его называют эффектом переноса.

Эффекты переноса различаются по равномерности влияния от пробы к пробе. В

этом смысле выделяют однородные и неоднородные эффекты переноса. Если

влияние любого условия на каждую последующую пробу всегда одинаково по ве-

личине, то мы имеем дело с однородным переносом. Если величина влияния од-

ного условия на другое меняется с течением времени, то такой перенос называют

неоднородным (например, известно, что эффект научения наиболее выражен вна-

чале процесса обучения, и затем постепенно угасает).

Условия независимой переменной могут оказывать неодинаковое влияние друг

на друга. В связи с этим различают симметричный и асимметричный перенос.

Симметричным называется эффект, когда влияние условия «А» на последующее

условие «Б» является точно таким же, как и влияние условия «Б» на последующее

условие «А». Если влияние условия «А» на условие «Б» отличается от влияния

«Б» на «А», то такой эффект называют асимметричным. Наличие асимметрич-

ных эффектов между условиями независимой переменной существенно затрудня-

ет применение в эксперименте интраиндивидуальной схемы.

Эффект тестирования рассматривают как частный случай эффектов последо-

вательности. Эффект тестирования наблюдается тогда, когда предварительное

тестирование способно повлиять на результат итогового. Чаще всего это происхо-

дит в тех случаях, когда даже однократное выполнение какой-либо деятельности

способствует научению подобным процедурам.

На результаты эксперимента может оказать влияние и сам экспериментатор, а

так же испытуемые.

Если исследователь заинтересован в подтверждении (или опровержении) своей

гипотезы, то он может неосознанно вносить искажения в ход эксперимента и ин-

терпретацию данных, добиваясь, чтобы испытуемый «работал под гипотезу».

Американский психолог Розенталь назвал это явление «эффектом Пигмалиона»

в честь персонажа греческого мифа.

Влияние испытуемых на результаты эксперимента связано с тем, что уже само

участие в исследовании порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений,

которые являются причинами специфических эффектов. Среди наиболее известных:

«эффект плацебо»,

«эффект Хотторна»,

«эффект аудитории».

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что

препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается

улучшение состояния. Соответственно, если испытуемые считают, что действие

экспериментатора произведёт на них какое-либо влияние, то обычно так и проис-

ходит. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна проявился при проведении социально-психологических

исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который про-

водили психологи, расценивалось испытуемыми как проявление внимания к ним

лично. Поэтому, участники исследования вели себя так, как ожидали от них экс-

периментаторы.

Эффект аудитории (или эффект социальной фасилитации) был обнаружен

Г. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспери-

ментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или

иную работу. При этом, в отдельных случаях результаты деятельности могут

улучшаться или же, наоборот, наблюдается противоположная тенденция: сниже-

ние эффективности деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: