МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ,
МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА
Учебно-методическое пособие для студентов
II курса стоматологического факультета
ЧАСТЬ II
Краснодар
УДК 578 + 579]: 611.31 (075.8)
ББК 52.64
М 59
Составители:
доцент кафедры микробиологии КубГМУ, к.б.н. Ф.Ш. Сиюхова;
Под редакцией: Ф.Ш. Сиюховой
«Микробиология, вирусология, микробиология полости рта»: учебно-методическое пособие для студентов II курса стоматологического факультета.
Краснодар, КМИ, 2017. – 120 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 31.05.03 Стоматология, с примерной программой по дисциплине «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» и с действующей учебной программой курса микробиологии, иммунологии, вирусологии КМИ по обучению студентов стоматологов.
Предназначено для студентов II курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для успешного освоения дисциплины, формирования грамотного специалиста.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» раскрывает содержание лабораторных работ, знакомит с основными методами микробиологической диагностики, стерилизации, дезинфекции; биологией возбудителей, специфической профилактикой и лечением инфекционных поражений полости рта. Целью является знакомство студентов-стоматологов, обучающихся на кафедре микробиологии с тематикой лабораторных занятий, порядком проведения микробиологической диагностики инфекций, вопросами к занятию, определяющими основной подход к теоретической подготовке студента, позволяющий успешно провести лабораторную работу, понять суть изучаемого явления, подготовиться к теоретическому экзамену и дальнейшему изучению клинических предметов. Пособие также содержит дополнительный материал по ряду разделов.
|
Часть II учебно-методического пособия «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» содержит методические разработки по проведению лабораторного практикума по полутора модулям, из 5 предусмотренных учебно-методическим комплексом, разработанным кафедрой микробиологии КубГМУ. В частности содержит методические рекомендации по лабораторному практикуму модуля IV: «Частной медицинской микробиологии» и второй части модуля V: «Клиническая микробиология полости рта».
Учебно-методическое пособие рекомендуется для использования при подготовке к лабораторным занятиям. Для эффективного изучения учебного материала в первую очередь необходимо ознакомиться с планом лабораторного занятия и контрольными вопросами, изложенными в пособии. Затем с помощью лекционного материала, учебной литературы и приложений к занятиям настоящего издания изучить теоретический материал. После этого с помощью данного пособия следует ознакомиться с порядком выполнения лабораторной работы, оформить протокол в рабочей тетради.
Часть II учебно-методического пособия «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» рекомендована для студентов II курса стоматологического факультета в IV семестре обучения на кафедре микробиологии.
|
Часть II пособия изложена на 120 страницах, состоит из введения, полутора модулей, вопросов к итоговому контролю по ним.
ВВЕДЕНИЕ
Микробиология, вирусология, микробиология полости рта является фундаментальной наукой, предметом, которой является изучение микроорганизмов в жизнедеятельности человека в норме и патологии. Это и раскрывает актуальность знания микробиологии каждым врачом-стоматологом.
Часть II учебно-методического пособия «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» содержит материал по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по 1,5 модулям и представлена: модулем IV - Частной медицинской микробиологией и частью II (частной) модуля V - Клинической микробиологией полости рта. Пособие позволяет системно, последовательно изучать теорию, осваивать методологию предмета, что необходимо для успешного усвоения дисциплины. Приведенные в пособии методические разработки по всем предусмотренным IV семестром обучения по дисциплине: «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» занятиям позволяет студенту не только познакомиться с методами микробиологической диагностики инфекций, порядком проведения экспериментов, но и сориентироваться в теории, которая будет использована на занятии. Пособие систематизирует самостоятельную работу по подготовки к занятию, делая ее целостной и направленной, что необходимо, учитывая сложность и обширность предмета.
Знания по дисциплине: «Микробиология, вирусология, микробиология полости рта» являются базой для таких предметов, как: патофизиология, иммунология, бактериальные и вирусные инфекционные болезни, туберкулез, дерматовенерология, акушерства и гинекологии, хирургии, терапии, травматологии и ортопедии, профилактики стоматологических заболеваний, пропедевтики стоматологических заболеваний, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, стоматологии ортопедической.
|
МОДУЛЬ IV
ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
МИКРОБИОЛОГИЯ
ЗАНЯТИЕ № 1
Дата________________
Тема: ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ. МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЧУМЫ, БРУЦЕЛЛЕЗА
План занятия
1. Возбудитель чумы. Морфология - демонстрация готовых препаратов-мазков.
2. Приготовление, окраска и микроскопия препаратов-мазков из убитых культур бруцелл.
3. Бактериологическая диагностика бруцеллеза. Выделение гемокультуры (разбор).
4. Серологическая диагностика бруцеллеза. Реакция Райта. Регистрация результатов реакции Райта.
5. Ускоренный метод серологической диагностики бруцеллеза – реакция Хеддлъсона и др.
6. Аллергическая диагностика бруцеллеза. Постановка пробы Бюрне (разбор).
7. Знакомство с иммунопрепаратами, применяемыми для диагностики, профилактики и лечения чумы, бруцеллеза (диагностикумы, аллергены, вакцины, сыворотки).
Методические указания
1. Возбудитель чумы. Морфология - демонстрация готовых препаратов-мазков.
Промикроскопировать готовые препараты-мазки возбудителя чумы и зарисовать в рабочую тетрадь. Обратить внимание на морфологию и тинкториальные свойства микроорганизма.
3. Приготовление, окраска и микроскопия препаратов-мазков из убитых культур бруцелл
Приготовить, окрасить по Граму и промикроскопировать препарат из убитой культуры бруцелл. Обратить внимание на размеры микроорганизмов.
Рис.1. Yersinia pestis, окраска по Граму | Рис. 2. Yersinia pestis окраска метиленовой синью |
4. Серологическая диагностика бруцеллеза. Реакция Райта. Регистрация результатов реакции Райта
Поставить реакцию Райта с сывороткой больного бруцеллезом по классической схеме пробирочной реакции агглютинации. Диагностический титр реакции Райта - 1:200.
Зарегистрировать в таблице результаты реакции Райта. Сформулировать и записать вывод: указывают ли результаты реакции на наличие заболевания бруцеллезом у данного больного?
Регистрация результатов реакции Райта
Разведения сыворотки | 1:50 | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:800 | Контроль |
Результат реакции |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Ускоренный метод серологической диагностики бруцеллеза – реакция Хеддлъсона и др.
На стекле размечают карандашом 4 квадрата размером 3x3 см каждый. Микропипеткой наносят в квадраты капли сыворотки объемом 0,04, 0,02 и 0,01 мл, в последний квадрат одну каплю (0,03 мл) физиологического раствора (контроль). В каждую каплю другой микропипеткой добавляют по 0,03 мл бруцеллезного диагностикума. Перемешивают капли стеклянной палочкой пли петлей, начиная с контрольной капли и идя от меньших количеств сыворотки к большим. Слегка подогревая и покачивая стекло, наблюдают за появлением агглютинации, которая должна наступать в течение 5 минут.
Оценка реакции: агглютинация только в первой капле – реакция сомнительная; агглютинация в первой и второй каплях – реакция положительная; агглютинация во всех трех каплях – реакция резко положительная.
Примечание: Реакция Хеддльсона имеет только скрининговое, ориентировочное значение. В случае ее положительного результата необходимо ставить более надежные серологические реакции (Райта, РПГА, ИФМ) и/или аллергическую пробу Бюрне.
Зарисовать реакцию Хеддльсона с указанием доз сыворотки в каждой капле.