КОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ У РЕБЕНКА С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВПФ
П |
Роблема.
Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное многими причинами. Нередко в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети, которые не демонстрируют признаков аномального развития и которых родители, врачи, педагоги причисляют к так называемой «практической норме». Часто педагоги затрудняются в определении причин, вызывающих трудности школьного обучения этих детей.
Ней-ропсихологический анализ состояния ВПФ позволяет узнать, какие функциональные системы оказались недостаточно сформированными, и тем самым понять причины трудностей и найти пути для их преодоления (Ахутина, 1998; Семенович, 2002; Потанина, Соболева, 2004; Глозман, Потанина, Соболева, 2006; Глозман, 2009).
Жалобы родителей:
- невнимательность, «витание в облаках» на уроках; угадывающее чтение, пропуск букв, точек при письме и чтении;
- нежелание вникать в задание, угадывание ответов вместо
попытки подумать;
- путаница в математических знаках (+,-), в условиях задач (на столько-то больше, во столько-то больше);
- отсутствие интереса к учебе.
Нейропсихологическое обследование ребенка с помощью Луриевских методов (Лурия, 1973), модифицированных для детской популяции (Семенович, 2002; Глозман, Потанина, Соболева, 2006), с количественной обработкой результатов (Глозман, 1999) показывает следующее:
1) несформированность межполушарных взаимодействий и слабость функций правого полушария: трудности в пробе на реципрокную координацию, пробе Хэда, зеркальность в написании букв;
2) динамические трудности: ошибки при выполнении сложной двигательной программы, импульсивность, динамические трудности в составлении плавного, стройного рассказа, отсутствие плавности при чтении;
3) низкие нейродинамические показатели психического функционирования: флуктуации внимания, неустойчивость (флуктуации) умственной работоспособности;
4) несформированность пространственных представлений: несформированность схемы тела в пробе Хэда, неумение определять время по часам, сложности в понимании логико-грамматических конструкций;
5) недостаточная сформированность функций контроля: угадывающее чтение.
Данные нейропсихологического обследования дополняет анализ ошибок в тетрадях на момент проведения диагностики. Основные типы ошибок Андрея на письме (пропуски и перестановки букв) указывают, прежде всего, на недостаточную сформированность серийной организации письма, внимания и функций контроля у ребенка:
• написание слитно предлогов со словами и отдельных слов
(например: класснаяработа, влесу);
• после точки забывает писать с большой буквы;
• недописывание окончаний слов, пропуск букв, особенно «ь»;
• забывает ставить точки в конце предложения, пропускать
нужное количество строчек или клеточек.
Сильные звенья психического функционирования
хорошее развитие памяти (высокие максимальный объем и прочность запоминания при низких показателях первоначального запоминания из-за трудностей включения в задание), зрительного и акустического гнозиса, мышления.
Задачи и методы коррекционно-развивающего обучения.
Направления коррекционной работы на первом этапе коррекционно-развивающего обучения:
Ø активизация ребенка для повышения нейродинамических
показателей его деятельности;
Ø формирование двигательной сферы и межполушарных
взаимодействий;
Ø развитие функций программирования и контроля деятельности;
Ø формирование пространственных представлений;
Ø формирование образа слова как целостного гештальта.
Ø
При проведении курса коррекционных занятий используются следующие принципы:
а) развитие недостаточно сформированных функций, опираясь на сильные звенья психического функционирования ребенка;
б) использование игровой формы занятий (так как у наблюдается негативное отношение к обучению как следствие неуспешности в нем);
в) начинать коррекцию с воздействия на базовые психические функции (межполушарные связи, нейродинамика психических процессов, функции контроля и произвольной регуляции), воздействуя, таким образом, опосредствованно на формирование дефицитарных психических функций ребенка;
г) обеспечение постепенного усложнения заданий, переходя от более простых к более сложным формам деятельности с постепенным уменьшением помощи педагога.
Коррекционные и развивающие методы и упражнения
1. Упражнения, направленные на активизацию энергетического потенциала ребенка, оптимизацию функционального состояния стволовых и глубинных образований, повышение непродинамических показателей:
• дыхательная гимнастика Стрельниковой;
• двигательные упражнения по методу замещающего онтогенеза (Семенович, 2002);
• «Дути-болл»: на середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков по сигналу начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника (Потанина, Соболева, 2004);
• хлопки в ладоши под ритмическую музыку;
• контрастный душ и ароматерапия (родителям рекомендовано проводить дома).
•
2. Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий:
• рисование двумя руками;
• игра в «зеркало»: копирование поз напротив стоящего с таким условием, что все, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить тоже правой и т. д.;
• «Ухо-нос»: левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой — за ухо, затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот (Сиротюк, 2000);
• «Лезгинка»: левая рука сложена в кулак, правая рука пря
мой ладонью прикасается к мизинцу левой, затем положение
рук одновременно меняется (Сиротюк, 2000).
3. Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы:
• «Парад»: маршировать на счет «раз-два-три-четыре».
В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два» и т. д. (Сиротюк, 2002);
• «Считаем до 100»: игрокам нужно сосчитать до ста, перекидывая друг другу мячик, но нельзя вслух называть числа,
в состав которых входят «запретные» цифры, например: 2, 5, 8.
Игра идет в быстром темпе, проговорившийся игрок получает
штрафное очко. Побеждает игрок, набравший меньшее количество штрафных очков. Можно усложнить задание, добавляя
сигнал на переключение, например, звонок колокольчика, означающий, что теперь «запретными» становятся другие цифры
(Образцова, 2005);
• «Болгария»: ребенку дается инструкция: «представь, что
ты оказался в Болгарии, здесь чтобы ответить "нет" нужно кивнуть головой, а чтобы сказать "да" — покачать головой из стороны в сторону. Я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайсяправильно на них отвечать»;
• «Запретная буква»: в обычную игру в слова (придумать
слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить
слова, в составе которых есть «запретная» буква. Например,
не называть слова с буквой «р». Количество «запретных» букв
можно увеличить. Игра идет в быстром темпе, называя слова,
игроки перебрасывают друг другу мяч;
• «Азбука Морзе»: рисование различных значков в ответ на
условный сигнал, например: на один стук рисуем галочку, на
два стука — кружочек, на три стука — палочку;
• «Кодировщик»: необходимо поднять правую руку, если
услышишь название животного, левую — если это название
съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на слово,
обозначающее неодушевленное и несъедобное понятие. Как вариант игры — те же движения надо воспроизвести в ответ на услышанные слова, состоящие из одного, двух и трех слогов;
• «Графический диктант» (с условными обозначениями зада
ния): на два стука рисовать линию вниз, на один вправо и т. д.
(Ануфриев, Костромина, 1999);
• «Корректурная проба с переключением»: после условного
сигнала смена зачеркиваемой буквы на другую;
• «Мяу-карты»: кто быстрее покажет движение и звук на
карточку с изображением животного, принадлежащего к определенной группе.
4. Задания направленные на развитие звукового анализа слова (правильной последовательности букв) и формирование образа слова:
• «Найди общий звук»: читается ряд слов, задача ребенка —
услышать, какой звук есть во всех словах. Например: каша, пар,
лак, март — общий звук «а»;
• «Отгадай слово»: читается ряд слов, задача ребенка — за
помнить (записать) первую букву каждого слова. Из получен
ных таким образом букв складывается «зашифрованное» слово.
Например: скатерть, трава, облако, лимон — «зашифрованное»
слово — СТОЛ. В усложненном варианте ребенка просят запо
минать вторую или третью букву каждого слова, постепенно
увеличивая количество букв отгадываемого слова;
• «Игра в слова»: каждый игрок должен придумать слово на
третью букву с конца слова. Например: арБуз — БуратИно —
игоЛка и т. д.
• «Поймай букву»: читается ряд слов, задача ребенка —
хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданной буквой.
Например, «поймать» все слова с буквой «о»;
• «Слоги»: раскладываются карточки со слогами. Задача ре
бенка подобрать к каждой карточке по четыре картинки, в на
звании которых присутствует данный слог. Например: слог
СО — колеСО, ноСОрог, СОвок, СОты;
• «Охотники за словами»: на карточке нарисована схема слова, состоящая из окошечек, соответствующих количеству букв в слове. Игроки по очереди вытягивают из мешка букву и кладут ее в первое окошечко, очко получает тот игрок, который быстрее придумает слово к получившейся схеме. Например: к _ _ —- коза, кора и т. д. Затем буква передвигается во вторую позицию и придумывается слово к новой схеме: _ к _ — окно, скиф. И так до тех пор, пока буква не окажется в последнем окошке. Выиграет тот, кто наберет большее количество очков.
5. Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений:
• «Робот»: ребенок играет роль робота, стараясь правильно
выполнить инструкции. Например, один шаг вправо, поворот
налево, три шага назад и т. д.; «Сломанный робот»: ребенок вы
полняет инструкции с точностью до наоборот;
• «Зеркало» (описание см. выше — 2-й блок упражнений):
здесь это упражнение направлено также на развитие межполушарного взаимодействия;
• «Муха» или «Футбол »: зрительное (без помощи рук) слежение за заданным инструкцией (2 клетки вправо, одна внизи т. д.) перемещением мухи или мяча по полю 3 на 3 клеткиили 5 на 5 клеток с инструкцией хлопнуть в ладоши, когда муха(мяч) вылетит за пределы поля;
• «Графический диктант»: послушный и непослушный уче
ник, т. е. следование инструкции рисования линии на 2 клетки
вправо, три вверх и т. д., или выполнение ее наоборот;
• «Кубики Коса»: объемные кубики или плоскостные рисун
ки с постепенным переходом от накладывания элементов ри
сунка на заданный образец к выполнению задания в умствен
ном плане;
• «Комментатор ралли»: ребенок комментирует передвиже
ние машин по нарисованной трассе, например: машина № 5
ехала прямо, потом завернула налево и т. д.;
• «Рамки Монтессори» или объемные буквы: угадывание на-
°Щупь объемных букв или фигурок, зеркально отличающихся
Друг от друга, типа: Е и Э;
• «Разрезные буквы»: все буквы разрезаны на кусочки, зада
ча ребенка — узнать букву по ее частям и собрать, ее из данных
Деталей;
• Лото «Заколдованные картинки»: к схематично нарисован
ным человечкам подобрать картинки с изображением сказочных персонажей, стоящих в той же позе;
• «Перевернутые рисунки»: копирование рисунка с поворотом на 180 градусов;
• «Ориентирование»: подобрать к картинкам подходящие по смыслу предлоги;
• «Фотограф»: рассадить игрушки для фотографии, следуя
инструкции, например, котенка посади правее щенка, но левее
обезьянки, перед слоном, но за цыпленком;
• «Объект X»: найти объект на поле с символами, следуя инструкции, написанной на карточке, например: справа от объекта
находится цифра, слева — знак, а над и под объектом — буквы.
Результаты коррекции.
После окончания цикла из 15 занятий было проведено повторное нейропсихологическое обследование, которое показало следующее:
• отсутствие трудностей в пробах на двигательную сферу:
плавные и координированные двуручные движения с возможностью ускорения, плавное и правильное выполнение заданийв пробе на реакцию выбора и динамический праксис;
• увеличение умственной работоспособности: уменьшение
средних временных показателей в работе с таблицей Шульте
улучшение памяти: увеличение объема заучивания
• при чтении появилась плавность и выразительность;
• остались незначительные трудности в понимании логико-
грамматических конструкций с возможностью самокоррекции;
• в тетрадях исчезли ошибки на написание слов слитно
с предлогами, существенно сократились ошибки на пропуск букв.