Задачи и методы коррекционно-развивающего обучения.




КОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ У РЕБЕНКА С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВПФ

П

Роблема.

Неуспеваемость в массовой общеобра­зовательной школе выступает как явление, обусловленное мно­гими причинами. Нередко в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети, которые не демонстри­руют признаков аномального развития и которых родители, врачи, педагоги причисляют к так называемой «практической норме». Часто педагоги затрудняются в определении причин, вызывающих трудности школьного обучения этих детей.

Ней-ропсихологический анализ состояния ВПФ позволяет узнать, какие функциональные системы оказались недостаточно сфор­мированными, и тем самым понять причины трудностей и най­ти пути для их преодоления (Ахутина, 1998; Семенович, 2002; Потанина, Соболева, 2004; Глозман, Потанина, Соболева, 2006; Глозман, 2009).

Жалобы родителей:

- невнимательность, «витание в облаках» на уроках; угадывающее чтение, пропуск букв, точек при письме и чтении;

- нежелание вникать в задание, угадывание ответов вместо
попытки подумать;

- путаница в математических знаках (+,-), в условиях задач (на столько-то больше, во столько-то больше);

- отсутствие интереса к учебе.


Нейропсихологическое обследование ребенка с помощью Луриевских методов (Лурия, 1973), модифицированных для дет­ской популяции (Семенович, 2002; Глозман, Потанина, Соболе­ва, 2006), с количественной обработкой результатов (Глозман, 1999) показывает следующее:

1) несформированность межполушарных взаимодействий и слабость функций правого полушария: трудности в пробе на реципрокную координацию, пробе Хэда, зеркальность в напи­сании букв;

2) динамические трудности: ошибки при выполнении слож­ной двигательной программы, импульсивность, динамические трудности в составлении плавного, стройного рассказа, отсут­ствие плавности при чтении;

3) низкие нейродинамические показатели психического функ­ционирования: флуктуации внимания, неустойчивость (флук­туации) умственной работоспособности;

4) несформированность пространственных представлений: несформированность схемы тела в пробе Хэда, неумение опре­делять время по часам, сложности в понимании логико-грам­матических конструкций;

5) недостаточная сформированность функций контроля: угадывающее чтение.

Данные нейропсихологического обследования дополняет анализ ошибок в тетрадях на момент проведения диагности­ки. Основные типы ошибок Андрея на письме (пропуски и пе­рестановки букв) указывают, прежде всего, на недостаточную сформированность серийной организации письма, внимания и функций контроля у ребенка:

• написание слитно предлогов со словами и отдельных слов
(например: класснаяработа, влесу);

• после точки забывает писать с большой буквы;

• недописывание окончаний слов, пропуск букв, особенно «ь»;

• забывает ставить точки в конце предложения, пропускать
нужное количество строчек или клеточек.

 

Сильные звенья психического функционирования

хорошее развитие памяти (высокие макси­мальный объем и прочность запоминания при низких показате­лях первоначального запоминания из-за трудностей включения в задание), зрительного и акустического гнозиса, мышления.

 

Задачи и методы коррекционно-развивающего обучения.

Направления коррекционной работы на первом этапе коррекционно-развивающего обучения:

Ø активизация ребенка для повышения нейродинамических
показателей его деятельности;

Ø формирование двигательной сферы и межполушарных
взаимодействий;

Ø развитие функций программирования и контроля деятель­ности;

Ø формирование пространственных представлений;

Ø формирование образа слова как целостного гештальта.

Ø

При проведении курса коррекционных занятий используются следующие принципы:

а) развитие недостаточно сформированных функций, опи­раясь на сильные звенья психического функционирования ре­бенка;

б) использование игровой формы занятий (так как у наблюдается негативное отношение к обучению как следствие неуспешности в нем);

в) начинать коррекцию с воздействия на базовые психи­ческие функции (межполушарные связи, нейродинамика психических процессов, функции контроля и произвольной регуляции), воздействуя, таким образом, опосредствованно на формирование дефицитарных психических функций ре­бенка;

г) обеспечение постепенного усложнения заданий, переходя от более простых к более сложным формам деятельности с по­степенным уменьшением помощи педагога.

 

Коррекционные и развивающие методы и упраж­нения

 

1. Упражнения, направленные на активизацию энергетиче­ского потенциала ребенка, оптимизацию функционального со­стояния стволовых и глубинных образований, повышение непродинамических показателей:

• дыхательная гимнастика Стрельниковой;

• двигательные упражнения по методу замещающего онто­генеза (Семенович, 2002);

«Дути-болл»: на середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков по сигналу начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника (Потанина, Соболева, 2004);

• хлопки в ладоши под ритмическую музыку;

• контрастный душ и ароматерапия (родителям рекомендо­вано проводить дома).

2. Упражнения, направленные на активизацию межполушарных взаимодействий:

рисование двумя руками;

игра в «зеркало»: копирование поз напротив стоящего с таким условием, что все, что один из игроков делает правой рукой, второй должен повторить тоже правой и т. д.;

«Ухо-нос»: левой рукой надо взяться за кончик носа, а пра­вой рукой — за ухо, затем хлопнуть в ладоши и поменять поло­жение рук с точностью до наоборот (Сиротюк, 2000);

• «Лезгинка»: левая рука сложена в кулак, правая рука пря­
мой ладонью прикасается к мизинцу левой, затем положение
рук одновременно меняется (Сиротюк, 2000).

 

3. Упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы:

«Парад»: маршировать на счет «раз-два-три-четыре».
В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во вто­ром — на счет «два» и т. д. (Сиротюк, 2002);

• «Считаем до 100»: игрокам нужно сосчитать до ста, пере­кидывая друг другу мячик, но нельзя вслух называть числа,
в состав которых входят «запретные» цифры, например: 2, 5, 8.
Игра идет в быстром темпе, проговорившийся игрок получает
штрафное очко. Побеждает игрок, набравший меньшее коли­чество штрафных очков. Можно усложнить задание, добавляя
сигнал на переключение, например, звонок колокольчика, оз­начающий, что теперь «запретными» становятся другие цифры
(Образцова, 2005);

«Болгария»: ребенку дается инструкция: «представь, что
ты оказался в Болгарии, здесь чтобы ответить "нет" нужно кив­нуть головой, а чтобы сказать "да" — покачать головой из сто­роны в сторону. Я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайсяправильно на них отвечать»;

• «Запретная буква»: в обычную игру в слова (придумать
слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить
слова, в составе которых есть «запретная» буква. Например,
не называть слова с буквой «р». Количество «запретных» букв
можно увеличить. Игра идет в быстром темпе, называя слова,
игроки перебрасывают друг другу мяч;

• «Азбука Морзе»: рисование различных значков в ответ на
условный сигнал, например: на один стук рисуем галочку, на
два стука — кружочек, на три стука — палочку;

• «Кодировщик»: необходимо поднять правую руку, если
услышишь название животного, левую — если это название
съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на слово,
обозначающее неодушевленное и несъедобное понятие. Как вариант игры — те же движения надо воспроизвести в ответ на услышанные слова, состоящие из одного, двух и трех слогов;

«Графический диктант» (с условными обозначениями зада­
ния): на два стука рисовать линию вниз, на один вправо и т. д.
(Ануфриев, Костромина, 1999);

• «Корректурная проба с переключением»: после условного
сигнала смена зачеркиваемой буквы на другую;

«Мяу-карты»: кто быстрее покажет движение и звук на
карточку с изображением животного, принадлежащего к опре­деленной группе.

 

4. Задания направленные на развитие звукового анализа сло­ва (правильной последовательности букв) и формирование об­раза слова:

«Найди общий звук»: читается ряд слов, задача ребенка —
услышать, какой звук есть во всех словах. Например: каша, пар,
лак, март — общий звук «а»;

«Отгадай слово»: читается ряд слов, задача ребенка — за­
помнить (записать) первую букву каждого слова. Из получен­
ных таким образом букв складывается «зашифрованное» слово.
Например: скатерть, трава, облако, лимон — «зашифрованное»
слово — СТОЛ. В усложненном варианте ребенка просят запо­
минать вторую или третью букву каждого слова, постепенно
увеличивая количество букв отгадываемого слова;

• «Игра в слова»: каждый игрок должен придумать слово на
третью букву с конца слова. Например: арБуз — БуратИно —
игоЛка и т. д.

«Поймай букву»: читается ряд слов, задача ребенка —
хлопнуть в ладоши, когда услышит слово с заданной буквой.
Например, «поймать» все слова с буквой «о»;

«Слоги»: раскладываются карточки со слогами. Задача ре­
бенка подобрать к каждой карточке по четыре картинки, в на­
звании которых присутствует данный слог. Например: слог
СО — колеСО, ноСОрог, СОвок, СОты;

«Охотники за словами»: на карточке нарисована схема сло­ва, состоящая из окошечек, соответствующих количеству букв в слове. Игроки по очереди вытягивают из мешка букву и кладут ее в первое окошечко, очко получает тот игрок, который быстрее придумает слово к получившейся схеме. Например: к _ _ —- коза, кора и т. д. Затем буква передвигается во вторую позицию и придумывается слово к новой схеме: _ к _ — окно, скиф. И так до тех пор, пока буква не окажется в последнем окошке. Выиграет тот, кто наберет большее количество очков.

 

5. Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений:

«Робот»: ребенок играет роль робота, стараясь правильно
выполнить инструкции. Например, один шаг вправо, поворот
налево, три шага назад и т. д.; «Сломанный робот»: ребенок вы­
полняет инструкции с точностью до наоборот;

«Зеркало» (описание см. выше — 2-й блок упражнений):
здесь это упражнение направлено также на развитие межполушарного взаимодействия;

«Муха» или «Футбол »: зрительное (без помощи рук) сле­жение за заданным инструкцией (2 клетки вправо, одна внизи т. д.) перемещением мухи или мяча по полю 3 на 3 клеткиили 5 на 5 клеток с инструкцией хлопнуть в ладоши, когда муха(мяч) вылетит за пределы поля;

«Графический диктант»: послушный и непослушный уче­
ник, т. е. следование инструкции рисования линии на 2 клетки
вправо, три вверх и т. д., или выполнение ее наоборот;

«Кубики Коса»: объемные кубики или плоскостные рисун­
ки с постепенным переходом от накладывания элементов ри­
сунка на заданный образец к выполнению задания в умствен­
ном плане;

«Комментатор ралли»: ребенок комментирует передвиже­
ние машин по нарисованной трассе, например: машина № 5
ехала прямо, потом завернула налево и т. д.;

«Рамки Монтессори» или объемные буквы: угадывание на-
°Щупь объемных букв или фигурок, зеркально отличающихся
Друг от друга, типа: Е и Э;

«Разрезные буквы»: все буквы разрезаны на кусочки, зада­
ча ребенка — узнать букву по ее частям и собрать, ее из данных

Деталей;

Лото «Заколдованные картинки»: к схематично нарисован­
ным человечкам подобрать картинки с изображением сказоч­ных персонажей, стоящих в той же позе;

• «Перевернутые рисунки»: копирование рисунка с поворо­том на 180 градусов;

• «Ориентирование»: подобрать к картинкам подходящие по смыслу предлоги;

«Фотограф»: рассадить игрушки для фотографии, следуя
инструкции, например, котенка посади правее щенка, но левее
обезьянки, перед слоном, но за цыпленком;

«Объект X»: найти объект на поле с символами, следуя инст­рукции, написанной на карточке, например: справа от объекта
находится цифра, слева — знак, а над и под объектом — буквы.

 

Результаты коррекции.

После окончания цикла из 15 заня­тий было проведено повторное нейропсихологическое обсле­дование, которое показало следующее:

• отсутствие трудностей в пробах на двигательную сферу:
плавные и координированные двуручные движения с возмож­ностью ускорения, плавное и правильное выполнение заданийв пробе на реакцию выбора и динамический праксис;

• увеличение умственной работоспособности: уменьшение
средних временных показателей в работе с таблицей Шульте
улучшение памяти: увеличение объема заучивания

• при чтении появилась плавность и выразительность;

• остались незначительные трудности в понимании логико-
грамматических конструкций с возможностью самокоррек­ции;

• в тетрадях исчезли ошибки на написание слов слитно
с предлогами, существенно сократились ошибки на пропуск букв.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: