ПОДЛИННОЕ НАРОДОВЛАСТИЕ?




Отдельной главой в программе коммунистического лидера значится «Народовластие». Здесь Левченко превзошел в демократизме даже Маркса с Энгельсом! Первый пункт в «Народовластии» гласит: «Я добьюсь признания центром самых широких полномочий губернатора и областной администрации». Вы спросите, – а при чем тут народовластие, если губернатор превратится по широте полномочий в Верховного Правителя Приангарья, народ-то от этого ничего не выиграет? Читаем пункт второй: «Мы максимально расширим полномочия городских и районных властей». То есть губернатору полномочия расширим, мэрам – тоже. Но ведь известно, что если у кого-то одного полномочия расширяются, то у кого-то другого – сужаются, это – общественный закон. Не трудно догадаться, по кому ударит это самое левченское «народовластие». По президенту России и... по самому Левченко! Ведь он смог бы расширить свои полномочия только за счет президента, а мэры – только за счет губернатора. Но из истории хорошо известно: чем шире полномочия властей, тем бесправнее положение простых людей. И причем здесь тогда заявленное «народовластие»? Сумбур какой-то утопический, а не программа получается у коммунистического лидера. В начале прошлого века мы подобное уже слышали: мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим. На деле все обернулось гражданской войной, раскулачиванием, гулагом. Но, слава Богу, век тот остался позади. Возможно, правда, что господин-товарищ Левченко этого не заметил...

СНОВА МЫВ БОЙ ПОЙДЕМ

Но кое-какими правами Левченко все же обещает осчастливить и нас. В программе записано: «Прямое обращение губернатора к народу за поддержкой станет важной формой решения губернатором сложнейших вопросов. Особенно тех вопросов, которые уходят в Москву». То есть, как только Левченко потребуется шантажировать Президента страны, нас призовут на баррикады. В общем: «Да здравствует Великая Октябрьская Социалистическая революция!» Во главе с олигархом Левченко...

Валерий СМИРНОВ.


 

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Выберите из текста языковые единицы, с помощью которых реализуется стратегия дискредитации, и дайте их анализ.

1. Выберите и проанализируйте лексические единицы, с помощью которых выражается эксплицитная негативная характеристика личности, т.е. «умаление интеллектуальных, нравственных, профессиональных, физических качеств оппонента» [Иссерс, 1999, с. 112].

1.1. Выберите и проанализируйте лексемы и словосочетания, в которых негативный компонент значения входит в сигнификат / составляет ядро ЛЗ. Сгруппируйте языковые единицы по сходству выражаемого значения.

Образец

‘Лицемерие’:

· Я прочел брошюру от начала до конца, ибо такого образца лицемерия в жизни не доводилось встречать.

· Вы, господин Левченко, в своей брошюре обещаете, что в случае победы будете бороться с наркоманией, коррупцией и прочей преступностью. Какое лицемерие!

· Вы бесконечно лицемерите, говоря о том, что поднимите экономику области.

Лицемерие – ‘несоответствие слов, поступков человека истинным убеждениям, намерениям, притворство’; лицемерить ‘поступать лицемерно, проявлять лицемерие’ [МАС].

1.2. Выберите и проанализируйте экспрессивные лексемы и словосочетания, выражающие негативную оценку (а) лица, (б) его действий и поступков, (в) предметов, имеющих к нему отношение.

Образец

(а) Полагаю, что В.И. Ленин дал бы вам вполне конкретное определение: бездельник, шарлатан и политическая проститутка.

Проститутка ‘О продажном, крайне беспринципном человеке’ [МАС].

(б) Кто дал вам право разглагольствовать?

Разглагольствовать – разг. ‘Заниматься разглагольствованиями, многословными рассуждениями, часто бессодержательными или высокопарными’ [МАС].

Желающий подсобить Потанину в его грязной кампании.

Подсобить – прост. ‘Помочь’. Грязный 3. Перен. ‘Вызывающий моральное отвращение, гнусный’.

(в) Пассаж из вашей брошюрки; Сидеть бы вам в тихом ЗАО-ООО и спокойно, в тайне от товарищей, наживать капиталец!

Существительные с суффиксами - ец-, -к- (брошюрка, капиталец) в данных контекстах выражают «уменьшительно-уничижительное значение с экспрессией издевки» [Русская грамматика, 1980, Т. 1, с. 210].

1.3. Проанализируйте избранные автором статьи средства наименования: господин-товарищ Левченко, олигарх Левченко, коммунистический босс. Какую функцию выполняют эти и подобные номинации?

2. Произведите семантический анализ выделенных лексем и словосочетаний. Какова их прагматическая функция в тексте? Какая речевая тактика реализуется с их помощью?

· Известно, что ресурсы Межевича – это колоссальные средства концерна «Интеррос», которым владеет московский олигарх Владимир Потанин. Вот так! Коммунист, «борец за справедливость и народное счастье» Левченко принимает помощь от нового русского воротилы Потанина!

· А чем занимаетесь вы? Вступаете в альянс с новоявленными капиталистами – Чубайсом, Межевичем, Потаниным.

· Неужели это правда, что вы заключили тайную сделку с «энергетической оппозицией», еще недавно контролировавшей «Иркутскэнерго»? Подобных ренегатов, сговорившихся с капиталистами, Ленин не щадил, в шею из партии гнал.

· Вспомните, как по воле ваших подельников из Законодательного собрания бюджетники несколько месяцев не могли нормально получать зарплату. Потому что вы и ваши друзья-энергетики устроили неприличный политический торг по вопросу о принятии областного бюджета.

3. Определите, какую роль в выражении коммуникативного намерения автора текста играет следующий фрагмент:

Транспорт по всей России разваливается, самолеты падают одни за другим, в стране действует около 300 авиакомпаний, которые не в состоянии обеспечивать безопасность полетов, а вы палец о палец не ударили, чтобы выправить ситуацию! А чего вы добились как первый секретарь обкома КПРФ? Численность парторганизации сокращается, партийные ряды стареют, у коммунистов нет ни одного представителя в Законодательном собрании области. Выходит, что вы, господин Левченко, провалили работу на всех своих участках.

4. В анализируемом материале представлен особый прием текстообразования – аллюзия, то есть соотнесение содержания текста с прецедентным фактом. При помощи аллюзий автор статьи отсылает к историческим деятелям и историческим фактам.

Выберите все фрагменты текста, построенные на использовании аллюзии, определите, на какой перлокутивный эффект рассчитывал автор текста.

Примечание

Перлокутивный эффект – это «то воздействие, которое данное высказывание оказывает на адресата. При этом имеется в виду не сам факт понимания адресатом смысла высказывания, а те изменения в состоянии или поведении адресата, которые являются результатом этого понимания. Определенное утверждение, или требование, или вопрос, или угроза и т.д. могут изменить запас знаний адресата (если он поверит в истинность сообщаемого и примет к сведению полученное сообщение), могут раздражить или позабавить его, заставить совершить какой-то поступок или воздержаться от ранее намеченных действий и т.д.» [Булыгина, Шмелев, 1997, с. 247].

5. Произведите анализ всех вопросительных конструкций, использованных в тексте. В каких случаях эти конструкции используются во вторичных функциях (с ориентацией не на получение ответа, а на передачу прагматической информации)? Какая именно прагматическая информация заключена в таких вопросах? Как можно сгруппировать имеющиеся в тексте вопросительные конструкции? Подробно обоснуйте ответы на каждый вопрос.

6. Какие приемы языковой демагогии использованы в рассматриваемом тексте?

Примечание

«Языковая демагогия – приемы непрямого воздействия на слушающего или читателя, когда идеи, которые необходимо внушить ему, не высказываются прямо, а навязываются ему исподволь путем использования возможностей, предоставляемых языковыми механизмами» [Булыгина, Шмелев, 1997, с. 461].


Текст 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: