ГЛАВА СЕДЬМАЯ РУКОВОДСТВО




Представьте себе стакан воды. Теперь перелейте воду в вазу, затем в чашку и, наконец, в кувшин. Что вы видите? Одна и та же вода побывала в стакане, вазе, чашке и кувшине, то есть в сосудах разной формы и величины. Но, несмотря на это, она сохранила все свои изначальные свойства — сосуды не оказали на нее никакого воздействия. Также и с нами.

Осознайте свою подлинную природу, и вы будете владеть собой в любой ситуации. Наше, истинное «я» знает цену чужим советам. Оно подсказывает нам, что стоит за этими словами: правда или ложь, разумная или нелепая мысль, и наша основная задача — воссоединиться со своей подлинной сущностью. Парадокс, но путь к эффективному руководству лежит через подчинение. Иными словами, если вы будете прислушиваться к своему внутреннему «я» и следовать его советам, вы станете руководителем самому себе.

Коммуникация

Развитие качеств подлинного лидера и настоящего руководителя тесно связано с воспитанием характера и ростом профессиональной компетентности. Руководство предполагает сильный характер и высокий профессионализм. Чтобы убедить других людей пойти за нами, мы должны направить эти факторы на осуществление своего предназначения и жить в соответствии с ним. Руководство тесно связано с коммуникацией. Руководитель не назначает себя сам. Он не может заставить людей уважать себя и считать своим лидером. Он может навязать свою власть, но не надолго. Руководство — это добровольное соглашение двух сторон, основанное на взаимном доверии, уважении и общении.

Люди, которые видят перед собой живой пример профессионального роста и личностного развития, сами воспитывают в себе лидерские качества1. Отсюда следует, что у каждого человека есть врожденная способность к лидерству и он может стать лидером в своей области. К сожалению, представителям западного мира не так просто усвоить эту истину: наш менталитет предполагает другое понимание лидерства. Согласно восточной традиции подлинный лидер (и руководитель в том числе) не вмешивается в процесс без особой необходимости, но при этом его присутствие всегда ощущается2.

1 О формировании лидерских качеств у каждого сотрудника см. в главе 3, раздел «Доверие к себе» (реализация принципа единства на уровне компании, семьи и т. д.).

2 См. главу 2, раздел «Взаимодействие противоположностей».

Роль руководителя заключается в том, чтобы содействовать движению вперед, а не контролировать действия подчиненных. Таким образом, по достижении результата подчиненные могут сказать: «Это сделали мы». В отличие от жителей Востока представители западной цивилизации ищут видимые проявления лидерства. Как следствие наш опыт и верования вводят нас в заблуждение. Согласно парадигмам западного мышления лидер — это заметная фигура, особенная, редкая личность, которую мы возводим на пьедестал и сбрасываем с него, как только она перестает удовлетворять нашим ожиданиям, как только меняются наши взгляды. Между тем подлинный лидер не стремится оказаться в центре внимания. Напротив, подчас он предпочитает держаться в тени.

Стать лидером может каждый: лидерство это качество, которое можно развить.

Мы видим только то, что хотим видеть, и в результате не осознаем следующей истины: лидерство — это качество, которое можно развить, и стать лидером может каждый. Лидерство не строится на теории — оно опирается на простые принципы. Мы становимся подлинными руководителями только тогда, когда наши подчиненные говорят о нас: «Он — наш лидер», но, для того чтобы это произошло, мы должны развить в себе некоторые (основополагающие) качества.

Как вы уже заметили, через всю мою книгу проходит следующая мысль: всякое развитие начинается изнутри. Человек, который придерживается этого принципа, не стремится руководить другими людьми, прежде чем не научится владеть собой, то есть держать в повиновении собственное эго. Чем меньше власти у нашего эгоистического «я», тем выше способности к руководству. Умеренное эго — это свидетельство мудрости и сильного характера. Эгоцентрик увлекается собственной персоной и стремится быть звездой. Подчас он предлагает разумные решения, но навязчивая самореклама препятствует восприятию его слов. Личность «учителя» затмевает «учение». Человек, который умеет и руководить, и подчиняться, всегда готов предоставить слово другим людям. Он не старается приписать себе все заслуги и не ищет славы.

Мы становимся истинными лидерами именно тогда, когда не стремимся ими стать и не прикладываем к этому сознательных усилий. Только так мы можем убедить людей пойти за нами. В этом и заключается принцип, который представляется нам парадоксом: чтобы завоевать уважение людей, не нужно его завоевывать; чтобы добиться определенной цели, нужно выкинуть ее из головы. Люди, которые ищут похвал и используют других людей для поддержания собственной репутации, отнюдь не вызывают уважения к себе. Напротив, они пробуждают негодование. Мы производим наиболее сильное впечатление именно тогда, когда не стараемся его произвести. Люди идут не за теми, кто много говорит и занимается саморекламой, а за теми, кто умеет молчать.

Мудрый руководитель подобен воде из нашего примера (см. начало главы). Он ведет себя так же, как она, вне зависимости от обстоятельств и никогда не жалуется. Вода подвижна и податлива. Она не борется с препятствиями — она просто обходит их. Подлинный лидер уступчив, как вода. Он не оказывает давления на людей и как следствие не встречает сопротивления с их стороны.

Парадигма лидерства

Подлинный лидер направляет людей и стремится реализовать их потенциал. Между тем наиболее распространенная парадигма предполагает другую модель поведения. Согласно данной модели лидер (в лице руководителя) осуществляет контроль и управление. Я убежден, что эта парадигма глубоко ошибочна. Мы не можем осуществлять контроль и управление, не препятствуя развитию подчиненных. Управлять человеком нельзя — его можно только вести за собой. Мы управляем вещами, а не людьми. Между тем на практике люди нередко приравниваются к вещам, эффективность которых нужно повысить.

Люди не любят, когда ими управляют. Управление нужно для ведения дел, но во взаимоотношениях с людьми необходимо лидерство, умение воодушевлять и вести за собой. Чтобы добиться успеха, руководитель должен донести до своих подчиненных корпоративную программу, разъяснить и заинтересовать. Его задача — вызвать вспышку озарения, чтобы каждый воскликнул: «Ну, конечно! Теперь мне все понятно!» Только в этом случае корпоративная миссия станет подлинным двигателем компании. Если вспышки не произойдет, программа останется красивой мечтой, в которую не верит никто, кроме руководителя, а лидер без сторонников и последователей — не лидер.

Настоящий лидер охотно предоставляет самостоятельность сотрудникам и рабочим группам для достижения общей цели. Чтобы эта практика была эффективной, необходимо в полной мере развивать потенциал подчиненных. Действенное руководство повышает отдачу сотрудников, потому что люди с радостью отдают энергию любимому делу. То, что увлекает вас или меня и способствует достижению высоких результатов, оказывает то же воздействие и на других людей. Руководитель должен помнить одну очень важную вещь: его подчиненные во многом такие же, как он сам.

Огромные перемены, происходящие сейчас во всем мире, требуют от нас нового, революционного подхода к руководству. На смену устаревшим моделям должна прийти парадигма лидерства, основанная на универсальных принципах,— новая модель мышления и поведения. В основе парадигмы XXI века лежат семь ключевых факторов, и в реализации этих факторов — залог ее эффективности:

1. Действие в соответствии с универсальными принципами.

2. Формирование общих (коллективных) ценностей.

3. Разработка и реализация эффективной корпоративной программы (миссии).

4. Самостоятельность.

5. Планирование.

6. Создание рабочих групп.

7. Постоянное обучение с целью развития сильного характера и роста профессиональной компетентности.

Реализация трех первых факторов (соблюдение универсальных принципов, формирование общих ценностей и осуществление корпоративной программы) невозможна при отсутствии честности. Честность — это первое и основное качество настоящего лидера. Кем бы мы ни были и где бы ни работали, мы не добьемся подлинного успеха, если не будем предельно честны и верны себе. Когда мы живем в соответствии со своим предназначением, нам несложно оставаться собой. Это происходит совершенно естественно. Чтобы привлечь к себе людей и заслужить их доверие, руководитель должен верить в своё призвание. Более того, эта вера должна проявляться в его поступках. Иначе говоря, эффективный лидер — это человек, чьи слова не расходятся с делом. Если этого не происходит, возникает скептицизм и разочарование, подчиненные отделяют себя от руководителя, и формируется установка «мы» и «они».

Бескомпромиссная прямота, честность и нравственность — твердая решимость поступать правильно — образуют прочный, железобетонный фундамент, на котором строятся все остальные качества настоящего лидера. Если вы не обладаете первыми из них (честностью и прямотой), вы строите свое здание на песке. Рано или поздно вы станете объектом критики со стороны подчиненных и неизбежно вернетесь к старой практике контроля. Как добиться того, чтобы сотрудники поверили в свою компанию? Честно вести дела. Только честная компания вызывает доверие людей. Если вы — руководитель и хотите, чтобы сотрудники верили вам, будьте честным и всегда говорите правду. Когда мы понимаем, что наша деятельность направлена на большую, благую цель, мы проявляем уважение друг к другу и становимся терпимее.

Наши ценности — это духовные наставники, которые ведут нас по жизни и определяют будущее. В последнее время мы стали свидетелями (и участниками) уникального процесса: перехода бизнеса в новую эру. Количество административных процедур постепенно сокращается, и судьба компаний все меньше зависит от воли отдельных личностей, стоящих у руля корпоративной машины. И сейчас, как никогда раньше, нам необходим ориентир, который дают общие (коллективные) ценности. Корпоративная миссия и коллективные ценности воздействуют на эмоциональную и духовную сферу сотрудников. Эти факторы должны лежать в основе деятельности организации и всех принимаемых ею решений. При условии эффективной коммуникации они станут подлинным стимулом в работе. Сотрудник, который верит в корпоративную миссию и разделяет коллективные ценности, становится руководителем самому себе. Он способен адекватно оценивать собственную работу и выносить самостоятельные суждения.

Каждый сотрудник может выделиться, внести ценный вклад в развитие компании и стать лидером при условии предоставления ему самостоятельности и свободы действий. Культура самостоятельности предполагает выявление сильных качеств людей и направление индивидуальной энергии каждого человека на реализацию общей корпоративной миссии. Подобная тактика повышает эффективность работы и дает поразительные результаты, недостижимые при другом подходе. Самостоятельность подчиненных начинается в сердце руководителя: с искренней заботы о людях, со стремления понять. Культура самостоятельности строится на признании того, что каждый сотрудник важен для компании и может внести ценный вклад в ее деятельность, если в него (сотрудника) поверят. Эта истина лежит в основе подлинной культуры самостоятельности.

Предоставление полномочий предполагает формирование у подчиненных чувства ответственности, повышение самооценки, расширение знаний и рост профессионализма. Все эти компоненты должны находиться в равновесии, достичь которого бывает непросто. Выполнение этих условий начинается с веры в профессиональные качества людей и способность к адекватной оценке. Поэтому первая и основная задача руководителя состоит в выявлении и развитии самых сильных качеств сотрудников посредством обучения и консультирования. Культура самостоятельности предполагает совместное руководство и — фактически — совместное владение предприятием. При такой системе люди не боятся ошибок и учатся на них. Однако здесь следует подчеркнуть одну очень важную мысль: чтобы атмосфера самостоятельности была стабильной, компании необходима действенная корпоративная программа, успешно донесенная до каждого сотрудника.

Эффективное руководство предполагает мобилизацию подчиненных на осуществление корпоративной миссии, которая становится стимулом к работе с максимальной самоотдачей. Когда сотрудники понимают, в чем заключается их общее предназначение, они яснее видят, какой вклад могут внести в деятельность компании. Корпоративная миссия способствует слаженной работе и творческому взаимодействию отдельных сотрудников при сохранении самостоятельности суждений и полной реализации индивидуального потенциала. Чтобы корпоративная миссия стала подлинным двигателем компании, стимулом к росту продуктивности и заинтересованности в работе, она должна быть понята и осмыслена каждым сотрудником организации. Задача руководителя — донести корпоративную программу до своих подчиненных, но с этой задачей справится только тот, чьи слова не расходятся с делом. Успешный руководитель, подлинный лидер компании способен зарядить своих подчиненных, воодушевить и настроить на осуществление общей миссии. Последнее достижимо только при одном условии: если лидерские качества будут сформированы у каждого сотрудника.

Задача руководителя — донести корпоративную программу до своих подчиненных, но с этой задачей справится только тот, чьи слова не расходятся с делом.

Мы должны развивать лидерские качества в себе и своих подчиненных и передавать эстафету следующим поколениям. Лидерство — это капитал, который дает большие проценты, и не только в бизнесе, но и в жизни семьи, города и общества в целом. Мы должны стать ролевыми моделями и влиять на людей своим примером; вдохновлять подчиненных и способствовать реализации их огромного потенциала, преодолению стереотипов традиционного мышления. Мы должны научить их рисковать ради осуществления мечты, видеть и использовать новые возможности и стремиться к осуществлению личного предназначения и корпоративной миссии.

В настоящее время наше общество во многих отношениях находится на перепутье дорог. С одной стороны, мы переживаем серьезный кризис, но с другой — стоим на пороге гигантского прорыва в области мышления. И масштабы этого прорыва будут тем значительнее, чем больше людей будут жить в соответствии с универсальными принципами, станут лидерами, преодолеют существующие парадигмы и зоны комфорта и примут твердое решение повысить личный вклад в жизнь общества и деятельность своей организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: