Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
для слушателей по дополнительной профессиональной программе переподготовки
«Дополнительное образование детей: педагогика, психология и методика»
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе по общеинтеллектуальному направлению на тему:
«Организация проектной деятельности
на уроках окружающего мира в начальной школьников»
Выполнили студенты группы 2«Ж»:
Манджиева Айна Мергеновна и Еремеева Лика Романовна
Проверила:
Евстратова Юлия Вильевна
Волгоград, 2019г.
Пояснительная записка
В современной школе очень важным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивают у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В начальной школе эту проблему мы решаем через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
|
Современная государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования и адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Реализация общей цели и задач образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность. Моё видение данной проблемы, ее актуальность и определило выбор темы методической работы: «Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира»
|
Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению. Считаю актуальным внедрение проектной методики, прежде всего в процесс обучения окружающего мира в УМК «Перспектива» авторов А. Плешаков и М.Новицкая.
|
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Развитие инициативности и активности обучающихся
2. Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей
3. Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
4. Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
5. Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а такжеприобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);
- Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.
Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.
«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:
- мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;
- эколога;
- главы местного самоуправления;
- галки, сидящей на дереве и т.д.
Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.
· Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
· Представьте, что вы на какое-то.время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
· Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
- Что вы хотите делать?
- Что вы умеете делать?
- Что мы еще можем сделать?
- Что в результате у нас получится?
На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.
На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов. Сама управляю процессом, указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. Так как у младших школьников ведущей остается игровая деятельность, поэтому данный урок провожу в игровой форме (путешествие, аукцион и др.) Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой продукт, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.
Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Я учу детей работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:
• организатор — отвечает за работу группы в целом;
• докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;
• секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
• критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
• контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?
1. Понаблюдать
2. Прочитать в книге
3. Найти в Интернете
4. Провести исследование
5. Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе.
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
На каждый проект составляется карточка - отчет.
• Фамилия, имя
• Тема проекта
• Почему я начал работу над проектом?
• Какой продукт я хочу получить?
• Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
• Что нового я узнал, чему научился?
Мои впечатления от работы над проектом.
Эффективно использую комплект учебников "Перспектива"для организации проектной деятельности.
Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК, помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:
Класс | Тема | Характеристика деятельности ученика |
1 класс | Кошка в нашем доме | Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради |
Природа в городе | Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе» оформить их на страницах рабочей тетради | |
2 класс | Сутки и неделя | Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю |
Экологический календарь | Проектное задание: составить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе | |
Охрана природы зимой | Проектное задание: (выполняется с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке | |
3 класс | Транспорт | Проектное задание (проект): разработать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях |
Мир растений | Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений | |
Мир животных | Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений | |
Водоём – дом из воды | Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать своё отношение к миру природы | |
Охрана природы в культуре народов России и мира | Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях | |
4 класс | Мы – граждане единого Отечества | Продолжение воображаемых путешествий в регионы РФ. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества» |
По родным просторам | Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края» Составление «Альбома путешествий» | |
Путешествие по реке времени | Организация поисково – исследовательской работы по истории и культуре своего края. Рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества | |
Мы строим будущее России | Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» |
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).
Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги («Красная книга Ярославской области», «История Переславля – Залесского в математических задачах») постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах.
Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.
На примере нескольких проектов покажу, как я организую деятельность учащихся на каждом этапе.
I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.
Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
Так, при работе над проектом «Разведка осенних примет» (2 класс, тема: «Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе, дети получили письмо от Зайцев.
«Здравствуйте дорогие ребята!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать.
Подскажите нам, пожалуйста!
Зайцы»
В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа:
I этап работы – «Копилка народной мудрости» (сбор информации о приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).
II этап работы – «Разведка местности» (изменения в живой и неживой природе).
При изучении темы «Весеннее пробуждение растений» (2 класс) дети с большим энтузиазмом выполняли исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой – вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню, предварительно выявив условия, необходимые для цветения.
На подготовительном этапе необходимо было сформировать интерес к данной теме. Посетив цветочный магазин, и опираясь на свой небогатый жизненный опыт, ребята приходят к заключению, что можно создать условия для выгонки луковичных в комнатных условиях, то есть, выделяют гипотезу будущего исследования. Затем они определяют для себя план действий (ставят задачи), где, кроме приобретения луковиц, цветочных горшков и земляных смесей, выделяется время для изучения литературных источников.
Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких растений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, решают, каким образом будут определять потребность растений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом.
Подтемы:
1. Из истории тюльпанов. (Выяснить историю тюльпанов)
2. Желтый, черный, голубой – выбирай тюльпан любой (узнать строение, виды, классификацию. Выбор сортов для посадки).
3. Выгонка тюльпанов. (Опыт выращивания к определённому сроку, особенности выращивания в зимних условиях.)
4. По станицам Красной книги. (Узнать, занесен ли тюльпан в Красную книгу? Проблема охраны природы.)
5. Литературная страница. (Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение.)
- Цветочный этикет. (Выяснить, как правильно дарить цветы).
При изучении темы «Старинные весенние праздники» детям была предложена работа проект «Что такое Масленица». Основополагающий вопрос которой звучал так: «Зачем изучать прошлое?»
1 группе найти ответы на следующие вопросы:
• Что такое Масленица?
• Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»?
• Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете?
Выполнить следующие творческие задания:
• *Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице,
2 группе: провести исследования по данным вопросам:
• Правда ли, что Масленица в старину была встречей весны?
• Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?
• Что означал обряд сжигания Чучела?
Результаты, которых оформите в виде презентации.
А также, выполните творческое задание: изготовьте Чучело Масленицы
3 группе: собрать информацию по следующим вопросам:
• Что символизирует блин?
• Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек?
Создать информационный буклет.
Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.
4 группе: провести поисковую работу по следующим вопросам:
• Какие развлечения были на Масленице?
• Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?
• Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:
• Организовать выставку рисунков;
• * уличные игры и состязания на Масленицу
• *сделать фоторепортаж с праздника Масленицы.
При изучении темы «Мир растений» (3 класс) проектное задание было: готовить фоторассказ о мире растений. Для наблюдений мы выбрали овощную культуру – огурец. Дети задумались, легко ли вырастить огурцы зимой на подоконнике. Выдвинули гипотезу: если при выращивании огурцов в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый урожай огурцов.
Мы решили посадить огурцы в классе на подоконнике. Работая над данным проектом, нами был намечен следующий план работы:
· выяснить, откуда родом огурец и его полезные свойства;
· собрать информацию по условиям выращивания огурцов;
· посадить огурцы и провести свои собственные наблюдения за их ростом.
Задачи проекта: расширение знаний учащихся о многообразии овощей, изучение условий выращивания огурцов в тепличных условиях, формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что огурец является самой распространенной овощной культурой.
2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом растении.
3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую работу и наблюдения по выращиванию огурцов в комнатных условиях.
4 этап -Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
5 этап - Презентация.