На федеральном уровне строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федеральный строительный комплекс может быть представлен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный строительный комплекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние - строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления.
Государственное регулирование строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
Рисунок 1 - Структура государственных органов управления строительной деятельностью4.
|
Происходящие в строительной сфере в последние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства - федеральные службы - федеральные агентства. Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти5.
Правительство РФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью и строительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет централизованных источников финансирования6.
Функции государственного управления реализуются, как правило, в известных организационно-правовых формах, в которых компетенция государственных органов обретает свое предметное содержание7. Формы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государство достигает поставленных целей.
|
Для преодоления кризиса в строительном комплексе следует увеличить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования8.
Заключение
Строительный комплекс - это совокупность производств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими, организационными и технологическими связями для получения конечного результата - обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.
Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовка строительного участка;
строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений;
отделочные работы.
Сложность изучения экономических аспектов строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных природных условий.
|
Можно сделать вывод, что строительство обеспечивает условия для производительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.
Можно сделать вывод, что строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно - строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.
Особенности реформирования строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.
Список использованной литературы
1. Игошин Н.В. Инвестиции - М.: Юнити, 2005. - 378 с.
2. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. - 41с.
3. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. - 36 с.
4. Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук - М., 2003. - 218 с.
5. Чистов Л.М. Экономика строительства. -С. Пб.: Питер, 2006. - 256с.
6. Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. - 2003. - N9. - С.11-21
7. Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал "Проблемы современной экономики" N 3 (19)
8. Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. - 2004. - N10. С.2-8.
1 Чистов Л.М. Экономика строительства. –С.Пб.: Питер, 2006. – 256с., с. 164-171
2 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в 2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. – 41с., с. 25
3 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. – 36 с., с. 19
4 Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал «Проблемы современной экономики» N 3(19)
5 Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. - 2004. - N10. С. 2-8.
6 Игошин Н.В. Инвестиции - М.: Юнити, 2005. - 378 с., с. 82-85
7 Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. - 2003. - N9. - С. 11-21
8 Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук - М., 2003. - 218 с., с. 160