4 класс
Тема: Обобщающий урок «Страна детства» Работа с текстом.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение работать с информацией, анализировать).
Задачи:
ü научить осознанно, правильно, выразительно читать;
ü извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
ü работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
ü высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
ü развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений.
Вид урока: урок – деловая игра.
Технологии урока:
ü информационно-коммуникационные технологии;
ü обучение в сотрудничестве, в группах;
ü здоровье-сберегающие.
Планируемый результат:
предметные:
· знать книги из раздела «Страна детства»,
· умение ориентироваться в содержании раздела,
· читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
· увеличивать темп чтения вслух,
· воспринимать на слух художественное произведение;
метапредметные:
· формулирование учебной задачи урока,
· планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
· оценивание своей работы на уроке,
· поиск необходимой информации,
· ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
· осмысление правил взаимодействия в группе;
Оснащение: (оборудование и информационные источники): презентация, разноуровневые задания, карточки с текстом, карточки для рефлексии, толковый словарь Ожегова (бумажный носитель и электронный).
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Мотивация учебной деятельности. | Добрый день! - Громко прозвенел звонок, начинаем мы урок, Слушаем запоминаем, Ни минуты не теряем. | -Приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний. | -Прежде чем начать урок, вспомним, как называется раздел, произведения которого мы закончили изучать. Послушайте стихотворение, которое вам поможет вспомнить. В той удивительной стране, Где я увидел свет, Как многим, исполнялось мне, И пять, и десять лет. Все те, кто рос тогда со мной, И набирал года, Однажды с этою Страной, Простились навсегда. | Слушают стихотворение. |
3.Самоопределение к деятельности. | — Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.) «Мой секрет» С. Михалкова. - О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства) -Какой раздел мы с вами прошли? - Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу) -Жанр этого произведения? Докажите. | -«Мой секрет» Сергей Владимирович Михалков -Страна Детства. - стихотворение -Дети называют рифмованные слова |
4.Сообщение темы урока. | Какие произведения мы прочитали в разделе «Страна детства»? Для обобщения ваших знаний начнем мы урок с игры верите ли вы… Правила игры: вам нужно будет сигнализировать с помощью жетонов зеленый сигнал – говорит о том что вы согласны. Красный о том, что вы не согласны. «Верите ли вы…» -В разделе «Страна детства» мы читали произведения авторов Житкова, Паустовского, Грига, Зощенко? -Произведение «Как я ловил человечков» написал Борис Степанович Житков? - Что Михаил Михайлович Зощенко сменил множество профессий? -«Разве за всю свою жизнь, вы можете сделать всего 5 или 6 игрушек» - это фраза Грига (Дагни) -«Бабушка миленькая, чего я наделал – то! Это из произведения Ёлка. - Жанр произведения «Елка» это басня. -Главные герои произведения «Как я ловил человечков» - это Дагни и Леля. -Жанр произведения «Как я ловил человечков» рассказ -Хорошо! Молодцы! Справились заданием. -Какую работу мы проводили с каждым произведением? | «Как я ловил человечков?», «Корзина с еловыми шишками», «Елка» - Определяют верное утверждение или нет. -нет -Да! -Да! -Нет! Нет! -Нет! Рассказ. -Нет! Бабушка и внук. - Чтение, пересказ, делить на части, давать название каждой из частей, иллюстрации к каждой части рассказа. |
5. Актуализация опорных знаний и способов действий. | Сегодня мы посвятим наш урок работе с текстом. На котором вы покажете свои умения при чтении текста, нахождении нужных ответов на вопросы. -Поставьте цель перед собой на этот урок. -Желаю удачи в выполнении всех заданий! Для работы мы разделимся на группы. Для этого каждый вытянет листочек с номером группы. Команды рассаживаются за столы. -Прежде чем мы начнем выполнять задание, нужно поставить цели и задачи. Для этого у нас будет дерево целей, а веточки вы выберете сами с готовым содержанием либо пишите свое. Условия для проведения сегодняшнего урока таковы: - в каждой группе по 3 человека; - каждый член группы будет выполнять определенное задание; - распределять задания вы будете самостоятельно, в зависимости от того, кто и в чем может быть более полезен в группе; Вам нужно определить силы вашей группы и выбрать задания по «силам». Если считаете, что ваше группа может выполнить на 5, на 4, на 3. - Будут задания: чтение на время, объяснение значения слов, ответы на вопросы по тексту; - Учащиеся каждой группы прочитают текст на время: 3 балла менее 2 минут, 2 балла 2 минуты 20 сек. 1 балл 2 минуты 40 сек. Можно пользоваться электронным и бумажным толковым словарем Ожегова. На работу с текстом и на выполнение заданий дается 10 минут. | -Постановка целей и задач на урок. Вытягивают листочки. Делятся на группы. Распределяют задания по «силам». Пользуются электронным и бумажным толковым словарем Ожегова. |
6. Физминутка | Физминутка | - Выполняют. |
7. Работа с текстом | Начинаем работу в группах. Ваша задача быстро разделить задания между собой и выполнить их за отведенное время. Начинаем проверку. Каждая группа по порядку. Задают вопросы друг другу. Баллы записываются на доске. | Начинают работу с текстом. |
8. Итог урока | Подводим итоги. Подсчитываем общее количество баллов, которое получила группа. Объявляются результаты. Давайте выслушаем мнение каждой группы, кто в их команде оказался самым ценным. | Подводят итоги. Участвуют обсуждении членов группы. |
9.Рефлексия. | Оцените, пожалуйста, сегодняшний урок с помощью термометра настроения. Для этого ртуть нужно закрасить красным цветом до нужного значения настроения. | Выполняют задание. |
Тонкие и толстые вопросы.
«Чтение про себя с пометками»
Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Её целью является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения.