Курс лекций к учебному курсу «Управление образовательными системами»
Лекция 1. Понятия «управление», «менеджмент» и «педагогический менеджмент».
Современные теории управления.
Изучаемые вопросы:
1. Понятия «управление», «менеджмент», «педагогический менеджмент», их сущность и основные различия, цели и задачи.
2. История возникновения и развития управления. Современные теории управления.
3. Исходные понятия и основные положения теории управления образовательными системами.
«И создал Бог два светила великие: светило большее,
для УПРАВЛЕНИЯ днем, и светило меньшее
для УПРАВЛЕНИЯ ночью…
И увидел Бог, что это хорошо»
(Библия. Первая книга Моисеева. Бытие гл.1.- стих 16-18)
В середине девяностых в школах Челябинской обрасти было проведено массовое экспресс-исследование управленческой деятельности, которое позволило выявить: что более двух третей всего управленческого труда в школе лежит на плечах рядовых учителей. Исследование обнаружило так же, что учителя если и владеют некоторыми функциями управления и частично знают отдельные технологии управления педагогическим процессом, то теорию управления знают крайне недостаточно. Такое положение является характерным для всех школ РФ. Это актуализировало проблему подготовки к управленческой деятельности не только руководителей школ, но и учителей и вызвало необходимость введения специальных курсов, как в системе повышения квалификации, так и включения данного учебного предмета в систему подготовки специалистов в педагогических вузах.
Кроме того, необходимость формирования управленческих компетенций у студентов педагогических вузов должно стать неотъемлемой частью их профессионализации. Для того, чтобы настоящим «профи» необходимо понимать сложный механизм функционирования общеобразовательной школы, знать законы и закономерности, механизмы и технологии управления образовательными системами. Поэтому будущему педагогу-психологу важно не только иметь полное и четкое представление о сущности, целях, задачах и содержании управленческого процесса, но и овладеть основными технологиями управления. Это позволит целенаправленно управлять (а не манипулировать) поведением людей, налаживать деловые отношения и сотрудничество между участниками образовательного процесса, намечать конкретные пути позитивного движения.
|
Понятие «управление» многогранно. В обиходе под управлением понимается и процесс, и деятельность, и учреждение. Управление в основах менеджмента трактуется как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Процесс управления в толковых словарях объясняется как направление движения (социального, экономического, политического) в соответствии с поставленными целями и задачами. Процесс управления исследуется многими отраслями науки философией, психологией, экономикой, педагогикой, юриспруденцией, социологией и другими. Как самостоятельная научная область знаний управление оформилась не так давно и считается относительно молодой отраслью. Управлением образованием – это вид социального управления, поддерживающего целенаправленность и организованность учебно-воспитательных и инновационных процессов в системе образования. Подчиняясь общим законам управления, управление образования имеет свою специфику, обусловленную способами постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях организованного учебного процесса. Субъектами управления образованием в системе образования выступают: Минобразование РФ, областные, районные (городские) органы управления образованием, образовательные учреждения, администрация образовательных учреждений, педагоги, учащиеся и т.д. Система образования является одной из разновидностей социальных систем. Общеобразовательная школа представляет собой сложную динамическую социальную систему, поэтому, говоря о внутришкольном управлении надо иметь в виду взаимодействие различных подсистем (классно-урочной, воспитательной, профориентационной, мониторинговой и др.). Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных взаимосвязанных функций: педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
|
Менеджмент является английским словом и в переводе означает управление. Однако это не совсем одно и тоже. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы других людей, а управление – это функция деятельности по руководству людьми в самых разнообразных условиях.
|
Менеджмент выступает как система взаимодействия субъектов управления, обеспечивающих функционирование организации (системы) с оптимальными экономическими результатами. Менеджмент – это область человеческого знания помогающая осуществлять эту функцию. Это определенная категория людей, социальный слой, выполняющий данную работу (обезличенное управление).
Теория менеджмента привлекает, прежде всего, личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуации успеха. Недостатком этого процесса является отсутствие у менеджера социальной ответственности за последствия результата менеджмента. Поэтому осмысление идей менеджмента и их перенос в сферу школоведческих проблем, разработка самостоятельного направления - педагогического менеджмента требует дальнейшего исследования и совершенствования управленческой системы.
Впервые об управлении образовательными системами в рамках педагогики стало упоминаться во второй половине 19 века под названием школоведение. В начале 20 века вопросы внутренней организации образовательных учреждений, их взаимодействия с государственными и общественными организациями стали рассматриваться с позиции теории административного управления. Первый прорыв управленческой мысли исторически связан с тейлоризмом, он основывался на том, что управлять можно «научно». Это было и озарением и иллюзией, потому что состояло в перенесении инженерных наук в управление («потогонная система Тейлора). Затем ограниченность этого была вскоре была осознана и француз А. Файоль (американцы его называют отцом менеджмента) в 1916 году впервые сформулировал основные положения (принципы администрирования) теории управления, которая доминировала до 30-х годов, а с середины 50-70 –х в странах Западной Европы и США возникли новые подходы к построению эффективного руководства социальными системами. По своему значению их связывают с зарождением школы человеческих отношений с использований достижений социологии и психологии (наук о человеческом поведении) в управлении. Новому рывку в управленческой деятельности способствовало развитие современных количественных методов обоснования решений. «Количественная школа» стимулировала привлечения положений теории систем, кибернетики (областей наук синтезирующих, интегрирующих сложные явления) что способствовало преодолению в управленческой науке конфликта между «рационализмом» и «романтизмом». Дальнейшее совершенствование управления (80-е годы) связывается с открытием «организационной культуры» и совершенствованием управленческих инструментов (применение компьютерной техники, АСУ и др. новшеств).
В девяностых годах усиливается внимание не только к организационной культуре, но и к различным формам демократического управления. У части рядовых работников и общественности в управлении. Усиливается международный характер управления. Таким образом, сложившиеся к 2000 году теории управления можно разделить на три группы:
– рационалистические (основные условия четкая регламентация, жесткий контроль исполнения, стимулирование продуктивной работы);
– поведенческие теории (учет индивидуальных мотивов участников совместной деятельности, межличностных и групповых интересов, формирование благоприятных человеческих отношений);
– системные теории (преодолеть ограниченность двух первых и охватить всю совокупность проблем на различных уровнях). Нынешняя система управления претерпевает дальнейшие радикальные преобразования вместе со всем обществом.
Их необходимость вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в основе ее пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производительных сил и обеспечения прав человека. Сегодня американскими учеными К. Клок, Дж. Голдсмитом научно доказывается, что иерархическая, бюрократическая и автократичная управленческая система является тормозом дальнейшего общественного развития, обосновывается конец менеджмента и предлагается новая теория управления, связанная с развитие самоуправления.
Школоведение в России сначала развивалось как децентрализованное, активизировалось ученическое самоуправление, но с середины 20-х внутреннее управление школой стало жестко регламентироваться, а вначале 30-х Наркомпрос и вовсе превратил внутришкольное управление в исполнение партийных директив. На протяжении 50 лет преобладала иерархическая структура, теоретической основой которой были принципы административного управления. И только Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) были разграничены полномочия по управлению, создана соответствующая правовая основа.
Проблема управления образовательными системами в последнее время стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина. Сегодня в педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер.