Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»




Факультет естественнонаучного и гуманитарного образования

Кафедра уголовного и административного права

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Конституционное право»

на тему: «Понятие, система и виды органов государства в РФ»

  Обучающегося 1 курса 5100 группы вечерне заочное отделение
  Иванова Анастасия Васильевна
  Работу проверил: заведующий кафедрой УиАП, к.ю.н., доцент Лызлова Виктория Юрьевна  
Оценка «____________________ » _________ «___ » ________ 2019 г. (роспись) (дата проверки)  

 

Введение

Механизм государства – представляет систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.

Государственным органом является гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы государственной власти (прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и др.), функционирующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти соответствующего субъекта. По отношению к этим федеральным органам субъекты федерации могут обладать определенными полномочиями, но в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Актуальность данной темы заключается в том, что от правильного построения органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.

Отсюда теоретическая значимость работы заключается в раскрытии основных принципов построения и системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного анализа системы государственных органов РФ можно увидеть слабые стороны современного государственного механизма управления в России и выработать стратегию его совершенствования.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение конституционных основ системы государственных органов в Российской Федерации.

 

Историческая справка

Первое славянское государство на территории России возникло в 862 году с центром в Новгороде. Киевская Русь считается истоком русской нации, где и сформировалась русская народность, в плотном соприкосновении с соседними народами.
В XII столетии возникло два сильных государственных образования - Владимирско-Суздальское (Владимирское) княжество и Новгородская республика.
В XIII веке Новгородская республика противостояла попыткам шведов и немцев колонизировать север Руси (Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище - Чудское озеро - 1242 г.). Восточные же княжества подверглись монголо-татарскому нашествию и почти на 240 лет попали в вассальную кабалу от ханов Золотой Орды.
В первой половине XIV веке начался процесс объединения русских земель. Центром притяжения стало Московское княжество, вокруг которого и начало складываться централизованное государство, эти события связаны с именем князя – Ивана Даииловича Калиты. Образование государства фактически завершилось в середине 16 века, когда Иван IV Грозный был коронован царем.
В XVI-XVII вв. в состав Российского царства входили Поволжье, Западная Сибирь, Урал. В 1613 году царем России стал Михаил Фёдорович, первый представитель династии Романовых.
В конце XVII века с приходом Петра I, страна завоевала выход к побережью Балтийского моря. А в 1721 г. Россия была провозглашена империей. Среди важнейших событий в истории России до 1917 года необходимо отметить период правления Екатерины II Великой (расцвет Российской империи – 18 век); Отечественную войну 1812 года, первую русскую революцию 1905 года, которая привела к появлению в стране первого парламента – Государственной Думы.
В годы наибольшего расцвета Российская империя занимала около 22 миллиона квадратных километров и подразделялась на четыре важнейших региона:
- Россия, которая включала всю Восточную Европу, Великое княжество Финляндия и значительную часть Польши;
- Кавказ;
- вся территория Северной Азии - Сибирь;
- Российская Средняя Азия.
После Великой октябрьской революции 1917 года в России происходили многочисленные исторические события: гражданская война, новая экономическая политика (НЭП), коллективизация, репрессии 1930-х годов, индустриализация, Великая Отечественная война (в 1941-1945 гг.).
После развала СССР в декабре 1991 года Россия объявила о своём государственном суверенитете. Первым президентом стал Б. Н. Ельцин. Россия, на данный момент, является членом следующих мировых организаций: ООН, МОТ, МВФ, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы, СНГ, ВТО.

Понятие государств РФ

Органы государства- это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ осуществляет свою власть.

Государственный орган - это структурное звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Орган государственной власти - это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти.

Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается «из совокупности его признаков, а именно он:

- создается и действует от имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;

- действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

- выполняет свойственные только ему задачи и функции;

- обладает собственной компетенцией;

- характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

- наделен властными полномочиями, т.е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства».[1]

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающие комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов РФ

Все государственные органы РФ образуют единую целостную систему. Согласно статье 11 Конституции России, в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Единство их системы обеспечивается тем, что она основана на государственной целостности РФ, а также на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов России находит проявление в разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Также единство проявляется в том, что все органы действуют на совместной основе, они находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии. При этом одни органы системы могут избираться либо назначаться другими, одни руководят другими, одни подотчетны или подконтрольны другим. Между всеми элементами системы устанавливается тесная правовая и организационная взаимосвязь.

Единство системы государственной органов РФ находит усиление в том, что её составные части в свою очередь образуют собственную систему органов. Так, в соответствии со статьей 77 Конституции РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в России.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе деления на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно и система органов власти РФ состоит из нескольких их видов. Статьи 10 и 11 Конституции РФ предусматривают наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждый из указанных видов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ. Она в свою очередь может делиться по различным признакам на иные входящие в неё звенья.

Президент РФ выступает главой государства, гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 80 Основного закона он обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех элементов системы государственной власти. Президент реализует общее руководство деятельностью Правительства России и иных звеньев исполнительной власти.

Система органов законодательной власти представлена:

– Федеральным Собранием РФ;

– народными и государственными собраниями, верховными советами, законодательными собраниями республик РФ;

– думами, законодательными собраниями, областными собраниями и другими законодательными структурами власти областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и области.

Их главная особенность заключается в том, что они избираются непосредственно народом, другим образом они формироваться не могут. Их совокупность создает систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Они как законодательные структуры отражают государственную волю многонационального народа РФ, а также придают ей общеобязательный характер. Они вырабатывают решения, которые воплощаются в соответствующих актах, а также принимают меры для исполнения собственных решений и контролируют их реализацию. Решения законодательных собраний являются обязательными к исполнению всеми иными органами данного уровня, всеми нижестоящими структурами госвласти и местного самоуправления.

В России государственные органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов РФ). Федеральным законодательным и представительным органом России выступает Федеральное Собрание РФ. Оно является общегосударственным, общероссийским органом государственной власти, который действует на территории всей России. Все иные законодательные органы государственной власти на территории РФ являются региональными, они действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации.

Органами системы исполнительной власти являются:

– Правительство РФ (высший орган федеральной исполнительной власти);

– иные федеральные структуры исполнительной власти (министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве России);

– органы исполнительной власти субъектов РФ (главы субъектов РФ, их правительства, министерства и другие ведомства).

Все они в целом формируют единую систему исполнительной власти, которая возглавляется Правительством РФ.

Виды органов государства в РФ

По порядку образования:

- первичные (представительные, выборные) – Президент, Законодательное собрание;

- вторичные (производные, назначаемые), например, Правительство. Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ.[2]

По юридической силе (объему властных полномочий):

- федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, и др.);

- органы государственной власти республик – субъектов РФ;

- органы государственной власти иных субъектов РФ – краев и областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

По времени действия (по срокам полномочий):

- постоянные (Президент, Федеральное Собрание, Правительство и т.д.);

- временные, создаваемые для достижения краткосрочных целей, например, в связи с введением военного или чрезвычайного положения.

По порядку (способу) принятию решений:

- коллегиальные (Государственная Дума, Правительство РФ, избирательные комиссии);

- единоличные (Президент РФ, Уполномоченный по правам человека, министр, губернатор и т.п.).

По характеру компетенции:

- на органы общей компетенции, принимающие в пределах своих полномочий решения по вопросам широкого плана (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.);

- специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо определенной сфере общественной жизни (министерства, государственные комитеты и др.).

По структуре или способу организации:

- простые, не имеющие внутренних подразделений, например, нотариат;

- сложные, отличающиеся усложненной структурной организацией (министерства, ведомства и др.).

Исходя из принципа разделения властей, государственные органы классифицируются на: законодательные, исполнительные и судебные.

Органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно.

Органами государственной власти субъекта РФ являются:

1.Глава субъекта РФ;

2.Законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

3.Органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ, правительство и др.

В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы.

Предложенная классификация государственных органов способствует углублению и систематизации соответствующих знаний. Государственные органы, несмотря на различия по способам образования, структуре, компетенции, сферам деятельности, органически связаны и являются частями общего механизма Российского государства.

 

Заключение

Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, наделёнными государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующими в установленном государством порядке. Все государственные органы представляют часть единой системы государственных органов государственной власти Российской Федерации.

Система органов государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием (парламентом), Правительством РФ и системой судов РФ:

1. Федеральное Собрание(парламент) Российской Федерации является единственным законодательным органом. Его нижняя палата - Государственная Дума - избирается демократическим путём на основе всеобщего равного, прямого, тайного голосования гражданами РФ. Совет Федерации - верхняя палата - формируется из представителей субъектов Федерации.

2. Президент России является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях. Президент не может совмещать какие-либо должности, если иное не установлено Конституцией и законами (так, Президент является Председателем Совета Безопасности РФ, Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ). Порядок выборов Президента определяется законом; Президентом России может быть только гражданин Российской Федерации, достигший возраста в 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается на срок 4 года, нельзя занимать пост Президента более двух сроков подряд. Президент пользуется правом неприкосновенностью. Президент как глава государства представляет интересы всех граждан в силу того, что он избирается путём всенародного голосования. Главы исполнительной власти в субъектах Федерации также в основном избираются населением.

3. Правительство Российской Федерации является основным органом исполнительной власти и формируется Президентом по согласованию с Председателем Правительства; кандидатура Председателя утверждается по представлению Президента РФ Государственной Думой.

4. В Российской Федерации последовательно проводится принцип независимости судебной власти. Она принадлежит судам и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание каких-либо чрезвычайных судов не допускается. Высшими органами судебной власти являются: по защите конституционного строя - Конституционный Суд РФ, состоящий из 19 судей; среди судов общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, а также Высший Арбитражный Суд РФ, на который возложены функции осуществления правосудия в сфере хозяйственных проблем и по надзору за судебной деятельностью по таким делам. Все судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и законам, неприкосновенны, не могут быть избраны депутатами, занимать какие-то иные должности, быть членами любых объединений.

 

Историческая справка

1. Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 14.10.2005). – Справочная система гарант.

2. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 05.04.2005). – Справочная система гарант

3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 01.06.2005). – Справочная система гарант.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005). – Справочная система Гарант.

6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 15.07.2005) от 17 января 1992 года N 2202-1. – Справочная система гарант

7. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы конституционного статуса Российской Федерации.- СПб.: Питер, 2009.

8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2009.

9. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2009.

10. Конституционное право. Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2007.

11. Николаев Ф.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2004.

12. Основы конституционного строя России./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.

13. Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном устройстве РФ. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2008.

14. Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2008. – с. 18 – 40.

15. Шамшурин В. И. Государственная власть в регионе (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2008. – с. 20 – 35.


[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2009. – с. 105

[2]Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 14.10.2005). – Справочная система гарант. – ст.128.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: