История возникновения и развития посада Мелекесъ.




Автор: Ситкин Федор Александрович.

Мелекесс, как историческое поселение было основано в 1626 году на речке Мелекеска (Мелекесс) выходцами – крестьянами из Казанской губернии во главе с Фёдором Попо-вым, о чём имеется свидетельство в письменных архивных источниках, что является безусловным подтверждением этой версии, принятой, как аксиома – в общемировой историографии.

По фамилии «Попов» первого первопоселенца Мелекесса – можно с очень большой долей вероятности предположить, что он являлся сыном священника – попа, как принято было именовать священнослужителей на Руси, в соответствии с русской транскрипцией греческого наименования священника – «папус (папас)», что значит – «отец», подтверж-дение указанного содержится в выдержке из архивного письменного источника – «… велено новым крестьянам елобужанам Федьке Нифатьеву сыну Попову с товарыщи житии в крестьянах в Уфимском уезде … на МЕЛКЕСЕ речках … ».

Вплоть до 18 века, а в некоторых регионах России и до 19 века – фамилии образовыва-лись или по имени отца, или по профессии отца. Это и служит основанием предполагать с большой долей достоверности, что первый исторически-известный поселенец Меле-кесса, по имени Фёдор (Феодор – на церковнославянском языке) был – сыном священ-ника, также как и былинный богатырь Алёша Попович, являвшийся сыном попа – свя-щенника. В какой-то мере это исторически перекликается с фактом основания симбир-ских Соловецкой пустыни и подгорного Успенского монастыря – примерно в тот же временной период истории «колонизации» симбирского края, возглавляемая представи-телями православного духовного сословия, к которым безусловно относится и сын свя-щенника, который, кроме освоения «новых земель», можно предположить имел поруче-ние и функцию проведения миссионерской деятельности и распространения православия среди «новопоселенцев», в том числе и «аборигенного» происхождения. Из этого – мож-но прийти к выводу, что в возникновении Мелекесса, как и Симбирска – значительную роль играла православная Церковь, в лице своего духовного сословия.

Во фразе – «… новым крестьянам … » можно увидеть то, что большинство из них были только недавно крещены и поэтому не слишком крепки в вере православной, что могло привести в последующем, на новом месте проживания на речке Мелекеска (Мелекесс) – к возвращению в «язычество» определённой части переселенцев. Откуда и появились они в последующих архивных источниках под именем – «ясашные чуваши».

Позже уже – архивные данные указывают на то, что в этом месте появляется поселение ясашных чуваш, что совершенно не противоречит первому историческому архивному упоминанию в письменных источниках, а только раскрывает суть формирования рос-сийской этнической общности. Дело в том, что после присоединения Казанского хан-ства к Московскому государству произошло частичное заселение освободившихся тер-риторий, после вытеснения «аборигенного» населения – относительно небольшим ко-личеством русских переселенцев, в то время, как большая часть бывшего «ханства» продолжала быть заселена местным «аборигенным» населением, которые в основной своей массе были предками современных чуваш и отчасти кряшен. Казанское ханство имело очень незначительное число «чистотатарского» населения и в основном была заселена предками современных чуваш, кряшен, марийцев и удмуртов. Даже её столица – город Казань, была исконной территорией предков современных марийцев, о чём сви-детельствуют даже сами татарские национальные эпосы и монастырские летописи.

В архивных документах, со всей определённостью, указывается, что переселенцы были в том числе из «аборигенного» населения – «татарской деревушки Мелкасса».

И это «аборигенное» население из внутренних районов бывшего Казанского ханства го-нимое надвигавшимся русским переселенческим потоком и зачастую принудительным «окрещеванием», без попытки миссионерской апологетической работы – переселялись на территории прежде или занятые и освободившиеся, или продолжающие иметь неосед-лое и кочевое монгольско-калмыцкое присутствие.

После первого переселения в долину реки Мелекеска (Мелекесс) этого «аборигенного» населения из бывшего «ханства», которые могли быть, в том числе и «язычниками», но возглавлялись сыном православного священника – Фёдором Поповым, в качестве «пред-ставителя» новой администрации Московского государства, но при этом остававшись «язычниками» или туда частично возвратившиеся – в последующих письменных источ-никах именуются уже более конкретно и в соответствии с произошедшим «этническим межеванием» – ясашными чувашами.

В связи с рассмотрением этнографического аспекта в нашем исследовании – необходи-мо напомнить, что этноним: «чуваш», в первоначальном написании-звучании – «чюваш» обозначал принадлежность к «тягловым крестьянам», то есть к крестьянам, выполняю-щим трудовые повинности, будучи оторванными в основном от сельского хозяйствова-ния – землепашества и оседлого скотоводства и платившим натуральный налог – «ясак», что относит этот этноним к классификации в качестве – соционима. И первоначально к «чювашам» относились все тягловые крестьяне, независимо от этнического происхож-дения. Но исторически этот соционим закрепился за прямыми потомками «волжских булгар», к которым относятся современные чуваши. Буквальный перевод этого слова с волжско-тюркского языка обозначает – «спокойный, скромный, мирный», в то время, как «ясашный» – означает то, что – платит особый натуральный налог – «ясак».

А к слову говоря, этноним «черемис» обозначал – воинствующий «язычник», кате-горически отказывающийся от крещения, без закрепления к конкретной этнической общности. Татарами же обычно называли все тюрские народы, неисповедующие пра-вославное христианство, как язычников, так и мусульман.

Да и стоит пояснить, как зачастую происходило «этническое межевание», в частности в Поволжье – те, кто принимал православие со временем или «русифицировались», или имело место создание новой православно-этнической общности, а те – кто принимал ислам, со временем «отатаривался», становясь современным татарским народом.

Но тот факт, что Мелекесс, как историческое поселение возник значительно раньше на целых – 22 года, чем город-крепость Симбирск вызывает «озлобленность и ревность» у отдельных «не совсем добросовестных» историков, настроенных с определённой долей столично-регионального шовинизма по отношению к «провинциям» и подвигает их на бездоказательное утверждение, что якобы в письменных архивных источниках указан другой Мелекесс никак не связанный с историей возникновения посада Мелекесс, а сни-скавшие уважение историки-краеведы прошлых эпох – дескать просто ошиблись, но факты подтверждённые архивными письменными источниками достаточно «упрямая вещь», как и попытки опорочить честное имя заслуженных историков-краеведов только лишний раз подтверждают несостоятельность и ненаучность версии возникновения го-рода – посада Мелекесс, «официально» принятой за основную и ставившую Мелекесс, наоборот младше Симбирска на 50 лет.

Сразу хочется коснуться вопроса написания имени посада-города Мелекесс. В «доре-волюционное» время наименование Мелекесъ писалось с твёрдым знаком на конце сло-ва, но после реформы русского языка, проведённой «новой властью» - «ъ» - твёрдые знаки с концов всех слов были убраны, но, чтобы сохранить твёрдое «законченное» звучание названия города – посада с глухой и шипящей буквой «с», без изменения самого слова – в название города была добавлена вторая буква «с» на конце, что привело примерно к такому же звучанию, как при наличии «ъ» - твёрдого знака на конце и получилось название – Мелекесс, с двумя буквами на конце слова.

А потому мы на сегодняшний момент имеем город Мелекесс, который в 2026 году будет отмечать 400 лет своего возникновения, а потому стоило бы изменить официальную дату его основания, с внесением её в Устав муниципалитета и установить в городе памятник его первопоселенцам, во главе с историческим лицом – Фёдором Поповым. Да и большое значение имело бы – к юбилею возвратить городу его собственное имя-наименование: Мелекесс, вместо рудимента отжившей «советской» эпохи – г. Димитровград, да ещё и вернуть его градостроительное «силуэтное» лицо – возродив-воссоздав Александро-Невский собор, как главную его святыню, украшение и доминанту, созданного в своё время, по проекту талантливого архитектора – Владимира Иосифовича Шервуд.

(справка: город (посад) Мелекесс (Мелекесъ) – историческое название современного города Димитровграда Ульяновской области, а Симбирская (ий) губерния (край) в свою очередь историческое название – Ульяновской области Российской Федерации)

Ульяновск 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: