Особенности инстинктивного поведения животных
С возникновением чувствительности в живых организмах, усложнением структуры нервной системы на определенном этапе адаптации организма к окружающей среде возникла психика, которая позволила живому существу полные ише отразить действительность и легче выжить в борьбе за самосохранение Здесь речь идет прежде всего о инстинкты, навыки и интеллектуальную поведение Именно благодаря этим психическим образованием животные благополучно в приспосабливаются к изменениям окружающей средыща.
Инстинкт - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека В основе инстинктов находятся безусловные рефлексы, т.е. речь идет о врожденные формы реагирования организма, возникший возникающих в процессе естественного отбора как результат накопления и закрепления в нем тех свойств, которые помогают ему приспособиться к определенным условиям окружающей средыа.
Инстинктивные формы поведения можно отметить уже на уровне членистоногих Более сложную инстинктивную поведение мы наблюдаем у насекомых Своеобразно проявляется инстинктивное поведение у пауков Примером м может быть добыча пауком еды Сначала он разбрасывает сетку ожидания в определенном месте, затем, получив сигнал, движется к добыче, убивает ее Но если вибрацию паутины, которая создается обычно движениями насекомые, попавшей туда, имитировать камертоном или тонким прутиком, паук сделает нецелесообразен движение к \"добыче\" Следовательно, изменение одного из звеньев последовательной цепочки лишает инстинкт содержания Разрез няют инстинкты самосохранения, питания, размножения и т.д. Однако было бы неправильно думать, что те или иные инстинкты абсолютно неизменные Так, попав в новые условия, животные вынуждены менять свою пове динка Как следствие, у некоторых из них возникают новые особенности поведения, со временем могут закрепиться, превратиться в врожденную форму поведения (изменен инстинкт) Но животные не могут успешно прис тосовуватися к условиям среды, которое постоянно меняется, только с помощью инстинкте допомогою інстинктів.
|
Поэтому, какими бы сложными не были инстинкты, это всегда шаблонная, автоматическая поведение по генетически заданной программе Изменение хотя бы одного из внешних условий этого поэтапного процесса приводит к тому, щ что инстинкт может не сработать Поскольку окружающую среду постоянно ставит нешаблонные, неожиданные задачи животным в процессе эволюции, возникает необходимость в лучшем приспособлении их к средовый ища Так, у млекопитающих на первый план выступает более пластическая форма поведения - навыкичка.
навыки и интеллектуальные действия
Навыки - это действия животных, фундуються на условных связях, которые функционируют автоматически Такую форму поведения животного усваивают в индивидуальном опыте при неоднократного повторения измененных объявлений высш природы Владение производятся в основном в животных, которые уже имеют кору большого мозга Примером навыков является приспособление животных к местности Так, волки идут навстречу своей жертве в поле, а в лес и они нападают из засады Таким образом, если в основе инстинктов лежат безусловные рефлексы, то навыки базируются на уже приобретенных, условных рефлексах Но и навыки с точки зрения приспособления организма к окружающей среде имеют существенные недостатки, связанные с тем, что они производятся в течение длительного времени путем проб и ошибок Часто этого времени животное не имеет и погибает Поэтому нужно совершенное иша форма приспособления, которая обеспечила бы относительно безопасное ее существования Уже на стадии животного мира возникают задатки сложной поведения - интеллектуальноктуальної.
|
Интеллектуальная поведение заключается в способности животного отражать сложные связи между отдельными предметами или их свойствами Она характеризуется тем, что животное может \"находить\" новые способы розвья Обязательства задач, возникающих перед ней используя при этом внешние предметы как орудия Например, если положить банан рядом с клеткой обезьяны на таком расстоянии, что животное не может дотянуться до н ього, то она использует палку, которая лежит рядом, чтобы достать пищу Человекообразные обезьяны способны и к более сложным интеллектуальных действий Большой интерес представляют опыты И П Павлова, проведенные с шимпанзе В ящик с небольшим треугольным проемом помещают приманку, которую обезьяна видит, но может получить лишь открыв ящик Для этого она должна из кучи палок выбрать именно такую, которая вошла бы в специальный Проре с и, нажав рычаг, открыть доступ к прелести В процессе длительного ориентировочного манипулирования обезьяна находит решение в этой проблемной ситуации Такое поведение свидетельствует о наличии интеллектуально х действий у обезьяны, проявляющиеся в виде элементарного предметного мышления предметного мислення.
|
Однако между мышлением животного и человека существуют качественные различия, которые ярко проявились в следующем опыте И П Павлова Бананы спрятали глубоко в ящик, перед отверстием которого зажгли спиртовку, а над ней ю установили бак с водой Кран бака можно вернуть, и тогда вода потушит пламя После неоднократных попыток получить плоды обезьяна задела кран, а следовательно, погасила пламя Повторные опыты показали, что действие закрепилась Обезьяна гасила пламя даже если бак стоял на некотором расстоянии от ящика с едой, - она??набирала из крана воду в рот и гасила огонь В следующей серии опытов ящик находился на плот в среди водоемы, бак с водой - на другом плоту Между плотами перебросили шаткий мостик Чтобы потушить пламя, которое препятствует до еды, обезьяна по шатком мостике перебиралась на другой плот, набирала из крана воду и возвращалась обратно Эти действия нецелесообразны, так как она могла набирать воду из водоема, т.е. наряду Обезьяна может понимать причинно-следственные связи, она решает только те задачи, которые вин икають в условиях ее жизни (рис 12ття (рис. 1.2).
Таким образом, интеллектуальная поведение обезьяны - не в обдумывании и рассуждении, а в действиях, не требующих функционирования второй сигнальной системы (речи), с которой связана умственная деятельность человека С Способность обмислюваты и планировать свою деятельность возникла лишь у человека в процессе длительной общественной рабоі.
Однако формы психического отражения у животных (инстинкт, навыки, интеллектуальные действия) не следует резко разграничивать, отделять друг от друга, поскольку они - лишь этапы единого сложного процесса развития ку психики.
На определенной стадии эволюции животного мира тот или иной уровень развития психики является доминирующим Например, для пауков совершенной является инстинктивное поведение, для собак - навыки, а для обезьяны - интеллектуальные ктуальни действия Но это вовсе не означает, что в обезьян нет инстинктов или навыков Они сохраняются, хотя подчинены сложной форме психического отражения - предметном мышлениюню,
В последние годы большое внимание ученых привлекают дельфины, особенности их психической деятельности и строения нервной системы
Некоторые ученые даже утверждают о превосходстве нервной системы дельфинов над центральной нервной системой человека Однако сравнительно-анатомические данные показывают значительную разницу между мозгом дельфина и мозгом чел дины Общая поверхность мозга дельфина - 46 427 мм2 Наблюдая за жизнью дельфинов в естественных условиях и в специально сконструированных водоемах, ученые Дж Лилли, В Батто, Ж Кусто, Дж Бастиан, Ж Иллюд в составляли что дельфины подают ряд определенных звуков, которые имеют своеобразный характер По данным других исследователей, эти звуки являются не словами, а лишь \"сигналами\", указывающие на определенное состояние животного, свидетельствуют о опасность т.п. Следовательно, их \"язык\", очевидно, не выходит за пределы звуковых сигналов, свойственных другим высшим животным Дельфинов очень легко дрессировать, они \"толковыеегко дресирувати, вони "тямущі".
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрацииповедения изучаемого объекта. Виды наблюдений
Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. | И | Опосредованное Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи. |
Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась. | И | Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д. |
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. | И | Не включенное (непричастное) Исследователь ведет наблюдение извне. |
Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребенка: • дневники родителей; • дневники педагогов. | И | Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой-либо один психический процесс, какое-либо одно психическое явление: • навыки общения воспитателя с ребенком; • речь ребенка. |
Долговременное Наблюдение при изучении психического развития детей в течение нескольких лет. | И | Кратковременное Разные варианты: 1. наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течение одного часа; 2. наблюдение для замера интервалов времени частности событий и т.д. |
Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем (наблюдение за возбудимым ребенком). | И | Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, типичные для данного ребенка. |
Внешнее(наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны. | И | Внутреннее (самонаблюдение) Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями. |
В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.