Умения, навыки, привычки




 

По мере упражнения в той или иной деятельности человек совершенствуется в её выполнении.

Навык - это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (то есть автоматизацией). (Например, навык ходьбы, письма и др.). Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Положительное влияние навыка на овладение новым действием называют переносом навыка (знание одного иностранного языка другой иностранный язык учить легче). Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыков. (Например, дома родители без учета методик научили ребенка писать, а в школе учитель вынужден переучивать детей заново).

При автоматизации в структуре деятельности происходит ряд преобразований: 1) автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.п.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает. 2) Контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным (вестибулярные, кинестетические). Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума.

Умение - основной способ выполнения деятельности. Умение приобретается в практике, путем упражнений. В результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Все это указывает на появление автоматизации деятельности, возможности её выполнения без непосредственного контроля сознания. Умение превращается в навык. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками.

Одно из основных качеств умения заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. (может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации)

Умения в отличие от навыков опираются на активную интеллектуальную деятельность и включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - главное, что отличает умения от навыков. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. (спортивная деятельность целиком построена на основе двигательных умений и навыков).

Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.

Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Практические – умение выполнять действия, которые имеют целенаправленный характер.

Привычкой в психологии называют потребность человека совершать определенное действие. Привычка автоматизирована, в основе ее лежит динамический стереотип. Привычка – это навык, ставший потребностью. Система воспитания человека построена на формировании у него разного рода социальных привычек поведения (гигиенических, нравственных, трудовых и т.д.).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: