Работа с агрессивным ребенком.




Материал в помощь педагогам и родителям.

От чего возникает гнев, агрессия? Гнев – чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. Эти первичные переживания – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их тяжело выразить, о них обычно умалчивают, их скрывают. Иногда же человек и сам их не очень осознает, особенно ребенок. Отчего возникают эти чувства? Причина в неудовлетворении потребностей. Каждый человек нуждается в еде, воде, сне, тепле. Они очевидны – это базовые потребности. А есть которые связаны с общением – с жизнью человека среди людей.

Человеку нужно

- чтоб его любили

- признавали

- уважали

- чтобы он было кому-то нужен

И т. д.

Если в семье все благополучно, не семья алкоголиков и т.д., то биологические потребности более или менее удовлетворяются, а вот потребности социальные находятся в зоне риска!

Если ребенок постоянно не слушается, дерется, грубит… очень вероятно, что причина – в неудовлетворении какой-то его потребности.

- возможно ему не хватает вашего внимания, любви

- наоборот, чувства свободы и самостоятельности

Что делать?

1) Активное слушанье

2) Понять что же ему не хватает, вы реально поможете ему, если будете больше проводить с ним время. Чаще обращать внимание на его занятия или, наоборот, перестанете контролировать на каждом шагу.

Один из очень действенных способов – создание условий, которые не противоречат, а отвечают потребностям ребенка. Он хочет много двигаться – хорошо организовать открытое пространство, хочет исследовать лужи – одеть высокие сапоги, рисовать большие картины – найти большой кусок старых обоев.

 

Некоторые дети раздражаются бранью или впадают в ярость, не только чтобы рассеять энергию гнева или фрустрацию оттого, что их никогда не слушают, а как способ почувствовать некоторую силу и индивидуальность.

 

Все младенцы выражают свои чувства безотносительно культурной среды. Торможение чувств - то, чему можно научиться на опыте. Некоторые дети осваивают, как можно затормозить чувства, особенно гнев, в таком раннем возрасте, что они даже не помнят, что когда-то испытывали их, и у них нет никакого опыта, как выразить эти чувства, нет средств описать их. Такие дети в очень раннем возрасте приходят к заключению, что это постыдные чувства.

 

 

 

ВАЖНО понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать на них своими действиями!!

«Сказочная шкатулка»

· Развитие способности понимать и выражать эмоции

· Диагностика

Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят: какие у них глаза, рост, волосы, - что у вас с ним общего. А теперь с помощью волшебной палочки ты превращаешься в любимого сказочного героя. Покажи как он ходит, танцует, спит, смеется и веселиться.

«Танец чувств»

Развитее способности понимать и выражать эмоции

В качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцуй радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.

Этюд «Наглец»

Мальчик садится на скамейку под окнами и громко играет на гармошке. Из подъезда выходит женщина и просит мальчика перейти на другое место:

- Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!

- А мне то что! – говорит сквозь зубы мальчик и играет еще громче.

 

Этюд «Вредное колечко»

Злой волшебник решил превратить хорошего и доброго мальчика в противного и злого. Он бросает перед мальчиком колечко. Если надеть это колечко на палец, сразу же станешь вредным, драчливым и злым. Но хороший мальчик об этом не знает. Он наклоняется за колечком, надевает его на палец и превращается в скверного мальчишку. Ему хочется всех бить, все ломать, что он и начинает делать. Наконец, устав, он засыпает. К ребятам обиженным подходит добрый волшебник. Он предлагает одному из детей снять у спящего мальчика колечко. Колечко снято, мальчик просыпается, он снова хороший и добрый. Мальчик просит у всех прощения. Добрый волшебник ломает колечко.

Что и когда я чувствую.

Психолог спрашивает у ребенка какие чувства испытывают люди. Далее с помощью карточек эмоций рассказать какие чувства, когда он испытывает.

Сон на берегу моря.

Цель – релаксация, закрепление полученных на занятии впечатлений и навыков.

Звучит запись шума моря. Психолог говорит что ему сниться сон и рассказывает его содержание, ребенок во сне видит то, что он делал на занятие. Пауза. Психолог сообщает, по какому сигналу ребенок просыпается (когда заиграет дудочка и т. п.)

С ребенком.

Материал – карточки с эмоциями, магнитофон с релакс. диском

Знакомство.

Стадия безопасности. Осмотрись как тебе эта комната, она похожа на твою, у тебя есть комната своя дома? Расскажи как она выглядит. Расскажи про свои любимые игрушки. Мы с тобой поиграем сейчас. Где ты хочешь сидеть? (возможно домик)

Прояснение чувств. Какое у тебя сейчас настроение, что ты чувствуешь, какие ощущения в теле (если затрудниться ответить, с помощью карточек эмоций)

Рассказать про свое настроение.

Нарисуй рисунок, то что хочется

Побудь тем что нарисовал.

 

 

Поговорить с детьми о гневе, что это такое, что делает их агрессивными, как они выражают это, как это относится к телу ребенка.

 

 

 

Беседа о гневе

Что такое злость? (карточке)

Когда ты злишься?

Стаканчик гнева.

Рисунок злости.

Порвать газету.

Что сделаешь когда встретишь злого мальчика(карточку)

Поговори с ним.

Завершение – Релаксация (сон на берегу моря под релаксирующую музыку)

Какие эмоции у тебя сейчас? Немножко про них поговорить, какие бывают и т.д.

Работа с мамой

- Часто теряет контроль над собой

- Часто спорит ругается со взрослыми

- Часто отказывается выполнять правила

- Часто специально раздражает людей

- Часто винит других в своих ошибках

- Часто сердится и отказывается что-либо делать

- Часто завистлив и мстителен.

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнуться на предложение.

Из всех эмоций ребенку сложнее всего бывает выразить гнев. Ребенок может найти способ в какой-то степени выразить другие эмоции, такие как страх, грусть и радость, поскольку они, видимо, легче принимаются родителями и нашей культурой.

Как вы реагируете на его плохое поведение?

Вдобавок к замешательству дети получают двойное послание о гневе. Они узнают, что для них неприемлемо злиться, в то время как они испытывают на себе вспышки гнева взрослых, прямо или косвенно в виде ледяного неодобрения.

Эмоции ребенка формируют самую его суть, само его существование. Когда его чувства не имеют ценности, он сам не имеет ценности. Когда его чувства презираются, высмеиваются, резко отделываются от них, ребенок чувствуе себя глубоко отвергнутым, хотя он сам и его тело могут найти косвенные пути, чтобы выразить свою эмоцию, все же в глубине у него затаится чувство, что он плохой. Ребенок не выбирает чувства сознательно - они просто вскипают в нем, В смятении он чувствует, не имеет право их иметь; он чувствует; что не имеет права быть, существовать, раз у него есть такие чувства. Особенно из-за того, что эти чувства, и он сам вызывают у родителей так много тревоги, неодобрения и злости на него. Чтобы позаботится о себе, он начинает вести себя так, что навлекает на себя еще больший гнев. Он не может выиграть. В глубине души он знает, что с ним что-то не так.

От гнева необходимо высвобождаться, или заболевания (крапивница, псориаз и т.д.)

Такие дети не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Такие дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в том, помочь

- Научить точно оценивать эмоциональное состояние.

 

Работа

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способом выражения гнева. (Необходимо научится самим и ребенка выражать приемлемыми, неразрушительными способами) В момент накала страстей разрешить сделать то что обычно не разрешено в словесной или физической форме. (Нарисовать обидчика, порвать рисунок – один на один) (игра обзывалки, мешочек для криков, если физическая – мячики в мишень, подушка, газеты комкать, рвать)

2. Обучение навыкам распознавания гнева и контроля, умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: