Теоретическое занятие № 46




Тема: «Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления»

План:

1. Понятие менеджмента.

2. Основные этапы развития менеджмента.

3. Школы управления.

4. Принципы менеджмента.

В конце лекции ответьте на тестовые задания для закрепления пройденного материала!

Менеджмент (управление) можно определить, как процесс до­стижения поставленных целей посредством использования труда людей. Управление всегда было весьма сложной задачей. Даже в те времена, когда организации были небольшими по размеру, имели сравнительно простые технологии и связи с внешней средой, хороший управляющий заметно отличался от тех, кто был не способен мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей.

История развития фармацевтических организаций знает множество примеров как эффективных, так и малопродуктивных организаций, а также примеров, когда одни и те же организации были эффективными в какой-то определенный период времени и со­всем не справлялись со своими задачами в последующем.

Слово management переводится с английского языка как: 1) дея­тельность по руководству людьми в различных организациях; 2) область человеческого знания, наука управления; 3) категория людей, которые осуществляют работу по управлению организациями.

История управления насчитывает тысячелетия, однако само­стоятельным видом деятельности и профессией управление стало только в начале XX в. Связано это было, в первую очередь, с тем, что управление стало самостоятельной областью исследования и научной дисциплиной.

За 100 лет наука управления прошла четыре этапа своего развития, которые связывают с определенными научными школами и теориями управления.

Этап 1 (1885—1920). Теоретические основы управления были заложены американским инженером-механиком Ф.Тейлором, которого называют «отцом научного менеджмента». В своих книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного управ­ления» он обосновал теорию научного управления и заложил осно­вы научной организации труда. Одним из главных достижений теории, или системы, Ф.Тей­лора было то, что она продемонстрировала возможности науки и показала, как использование научных достижений в производстве дает прибыль.

В практике современных организаций, в том числе и аптечных, используются: научный подход к управлению, анализ спо­собов выполнения работы (например, хронометраж), нормирова­ние и стимулирование труда.

Этап II (1920—1950). Следующей значительной вехой стала теория административного управления, еще ее называют классической теорией управления. Основоположником этой теории был француз А.Файоль. В своих работах, в частности в книге «Общее и промышленное управление», он разработал принципы управления, которые не потеряли своего значения и в современных орга­низациях: разделение труда, власть, ответственность, дисципли­на, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. В этой теории управление рас­сматривалось как процесс, состоящий из функций, а по определению А. Файоля управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Кроме того, он первым начал говорить о необходимости специального обучения руководителей.

В современном менеджменте используют взгляд на организацию как на объект управления, принципы разделения труда и управления организацией.

Этап III (1930—1950). Развитие школы человеческих отношений (социологии) и школы поведенческих наук (психологии). Это направление еще называется неоклассической школой уп­равления. Основателем этой школы считают А. Маслоу. Он изучал мотивы поведения людей и пришел к выводу, что поведенческими мотивами являются потребности. Расположив потребности в виде пирамиды, он создал иерархию потребностей (рис. 1).

 

Рис.1. Иерархия потребностей (пирамида по Маслоу)

Иерархия потребностей от более низких к высоким следующая: а) физиологические потребности, такие как пища, вода, крыша над головой; б) потребности в безопасности; в) социальные потребности в принадлежности (к кому-либо или к чему-либо) или любви; г) эгоистические потребности в уважении и самоуважении, признании со стороны других людей; д) самовыражение и самореализация. Но теории А.Маслоу мотивом деятельности могут быть только неудовлетворенные потребности. Большой вклад в развитие этого направления внес Д. Мак-Грегор своими теориями X и Y, методы которых позволяют воздействовать на поведение людей.

В современных организациях используют факторы и законы коммуникации, групповой динамики и лидерства, методы исследования поведения людей в организациях, отношение к людям, работающим в организациях, как к активным человеческим ресурсам.

Этап IV (с 50-Х ГГ. XX в.). Этот этап развития теории управле­ния связан с развитием прикладной математики и электронно-вычислительной техники.

Принципы и практический опыт управления создали обшир­ную теорию, и очень трудно провести четкое разграничение школ в науке управления. Управленческая теория постоянно развивается, можно выделить направления, по которым шло развитие менеджмента после 60-х п. XX в.: совершенствование принципов управления (интеграция стратегического планирования, маркетинга и финансирования), изучение качеств руководителей (на­бор качеств компетентного руководителя: предпринимательская ориентация, интеллект, разносторонность, искусство межличностных отношений) и роли руководителя в современной организации (межличностные, информационные, в принятии решений, управленческие).

Задачи управления никогда не были такими сложными как на рубеже веков. В процессе достижения целей с помощью труда людей необходимо учитывать влияние окружающей среды, конкуренцию, возрастающие социальные и экономические требования.

Основными характеристиками современного мира, оказывающими влияние на практическую работу руководителя фармацевтической организации, являются следующие.

Глобализация. Продукция производится в одной стране, а реа­лизуется в других странах, рамки мирового хозяйства расширяются. Транснациональные фармацевтические компании работают на рынках многих стран мира.

Телекоммуникации. Крупнейшие организации и отдельные лица соединены между собой во всемирную компьютерную сеть, осуществляются передача данных, получение информации посред­ством спутниковой связи и волоконной оптики.

Возможности компьютерной обработки данных. Персональные компьютеры, соединенные в сети с всевозрастающими творче­скими возможностями, меняют способы сбора и обработки информации.

Технология. Меняющиеся возможности, которые могут помочь разработке новых подходов к производству товаров и предоставлению услуг. Например, успехи в области генной инженерии, биотехнологии, раскрытие генома человека могут привести к появле­нию принципиально новых лекарственных средств и методов лечения.

Образованная рабочая сила. Изменились предпочтения и моти­вы труда, например: сотрудники хотят принимать участие в результатах деятельности организации, мужчины и женщины ищут для себя новый статус в составе рабочей силы, появляются новые реальности времени и места работы (возможность работать дома), необходимость периодического обновления профессиональных навыков делает наиболее конкурентоспособными на рынке труда работников, которые постоянно учатся и т. п.

Теоретические споры о том, кто может и должен управлять организацией: (практик или специально подготовленный чело­век) склоняются в сторону специалиста. Поэтому в программы подготовки специалистов со средним и высшим фармацевтиче­ским образованием включен курс менеджмента.

Рассматривая эволюцию менеджмента с позиции научных школ управления, исследователи выделяют следующие основные школы менеджмента:

1. Школа научного управления.

2. Школа административного (классического) управления.

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.

4. Школа науки управления (количественная школа менеджмента).

Школа научного управления была основана упомянутым выше Ф. Тейлором. Ее известными ее представителями были также Л. Гилбрет, Г. Гантт, Д. Франк, Г. Форд и Г. Эмерсон. Представители этой школы внесли весомый вклад в развитие менеджмента как науки. Они полагали, что, используя наблюдения, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения.

Обобщий вклад школы научного управления в развитие менеджмента, следует выделить следующие ее положения:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задания. Изучение движений, которые выполняют рабочие при определенных операциях, а также времени, которое занимает каждая из них, позволили исследователям устранить лишние, непродуманные движения, и, используя стандартные процедуры и оборудование, повысить эффективность работы.

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. Учитывая важность создания эффективной системы стимулирования, при ее создании предусматривалась возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных задач, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были бы осуществимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Таким образом, школа научного менеджмента не только способствовала превращению менеджмента в самостоятельную науку, но и определяла управление как самостоятельную сферу деятельности на предприятии, обосновывала необходимость и принципы совершенствования использования рабочего времени и методов выполнения работы. Наряду с этим представители школы научного менеджмента рассматривали, хотя и не акцентировали на этом основное внимание, отдельные аспекты социально-культурных проблем управления.

Школа административного (классического) управления фокусировала свое внимание на деятельности руководителей высшего звена управления. Представителями этой школы были А. Файоль, Л. Урвик, А. Рейли, Г. Черч, и другие. А. Файоль является автором нескольких фундаментальных работ по проблемам совершенствования управления «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении», «Общее и промышленное управление».

К достижениям данной школы менеджмента следует отнести:

1. Развитие принципов управления. А. Файоль разработал 14 принципов управления, которые носят его имя. Многие из них применяются до сих пор, несмотря на существенные изменения, которые произошли со времени их разработки.

2. Описание функций управления. Определяя основные функции бизнеса, теоретики «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Таким образом, важным вкладом школы административного управления в теорию менеджмента является разработка и обоснование общих принципов и функций управления, которые актуальны и сегодня. В целом усилия ученых этой школы были направлены на разработку общих подходов в управление организациями, на совершенствование высшего звена управления больших промышленных предприятий.

Сторонники классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Они появились, когда психология только делала первые шаги. Хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, их дискуссии ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Поэтому третья школа менеджмента – школа человеческих отношений зародилась в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку она возникла как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Школа человеческих отношений связана с именами таких выдающихся ученых как Ф. Ротлисбергер, Г Мюнстерберг, Э. Мэйо, М. П. Фоллет, Ч. Барнард. Одним из основателей этой школы был Э. Мэйо, который получил всеобщее признание после серии экспериментов, проведенных в 1920-1930-х гг. на промышленных предприятиях США. Э. Мэйо и его последователи считали, что эффективность деятельности предприятия зависит не только от материальных факторов, а в значительной мере – от социальных.

Школа науки управления или количественная школа менеджмента, представителями которой являются Г. Люс, Д. Форстер, А. Голдберг и др., получила стремительное развитие во второй половине XX в. Эта школа характеризуется развитием современных количественных методов обоснования решений путем внедрение в науку управления математических методов и компьютерных технологий.

Вероятно, основной предпосылкой к широкому применению количественных методов в управлении стало именно активное развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Основной вклад количественной школы менеджмента:

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Таким образом, в управленческой науке ХХ века получили развитие четыре четко различимые школы менеджмента: научного управления, административного (классического) управления, человеческих отношений и количественная школа менеджмента. Наиболее убежденные сторонники каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что много ответов на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. Тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в развитие теории и практики менеджмента. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

 

Список литературы

1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.:ФБК-ПРЕСС,1998.

2. Менеджмент организации: Учебное пособие. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.:ИНФРА-М,1995.

3. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.

4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: – Ростов-н/Д: «Феникс»,1998.

5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: – М.: Инжинирингово-Консалтинговая Компания «ДеКА»,1996.

 

Тестовые задания

Знак «*» в вопросе – существует два и более верных ответов

1*. Менеджмент — это:

а) управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений;

б) управление производством товаров (услуг);

в) дело или занятие, которое является источником получения прибыли;

г) самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению социально-экономической системой (организацией) или ее конкретной сферой.

2*. Предпосылками возникновения управления как науки являются:

а) выход в свет книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления»,

б) развитие промышленности, становление рыночного типа хозяйствования;

в) создание крупных корпораций;

г) развитие таких наук, как экономика, кибернетика, психология и социология.

3. Исторически менеджмент развивался:

а) по мере развития социально-экономической среды;

б) революционным путем;

в) эволюционным путем;

г) на основе научных школ управления.

4. Управление было признано наукой и самостоятельной областью исследования:

а) в конце XV в.; в) в конце XIX — начале XX в.;

б) в конце XVII — начале XIII в.; г) в середине XX в.

5. К научным школам управления не относится:

а) школа научного управления;

б) классическая (административная) школа управления;

в) школа человеческих отношений;

г) школа А. Маслоу.

6. Автором-разработчиком 14 принципов менеджмента является:

а) Э, Мэйо; в) А. Файоль;

б) М. Вебер; г) Ф. Гилбрет.

7. Общими функциями менеджмента являются:

а) управление, планирование, координация, контроль;

б) планирование, организация, координация, мотивация и контроль;

в) организация, мотивация, кооперация и контроль;

г) маркетинг и реклама.

8. Основателем школы научного управления является:

а) Э. Мейо; в) А. Файоль;

б) Ф. Тейлор; г) А. Маслоу;

д) М. Вебер.

9. Наибольший вклад в развитие административной школы управления внес:

а) П. Дракер; в) 3. Мзйо;

б) А. Файоль; г) Мак-Клелланд;

д) Ф. Герцберг.

10*. А. Файоль сформулировал:

а) функции управления;

б) принципы мотивации труда;

в) принципы управления;

г) должностные обязанности менеджера;

д) методы управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: