Услуга - деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает потребитель.
Согласно законодательству РФ[12] услуга может определяться как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основании трудовых правоотношений.
Доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся - 55%.
Особенно быстрый рост сферы услуг происходит во 2ой половине XX века:
1. производительность труда в материальном производстве в условиях НТП растет быстрыми темпами, что позволяет значительно сократить численность занятых в этой сфере
2. дальнейшее углубление разделения труда ведет к образованию новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг
3. в последние десятилетия во многих странах мира достигнута высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. Практика показывает, что в этих условиях спрос растет, прежде всего, на услуги.
В последнее время высокими темпами повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен технологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными. Многие виды услуг имеют тенденцию к объединению. Например, биржевые, страховые, банковские и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.
Основные отличия классических и информационных услуг:
Классические услуги:
· наличие и комбинация осязаемых и неосязаемых признаков;
· услуги нельзя хранить и демонстрировать как товары;
· совпадение времени производства и покупки услуги;
· в процессе обслуживания покупатель присутствует при производстве услуги;
· услуга индивидуальна в потреблении и производстве;
· нематериальность услуги;
· услуга конечна в потреблении.
Информационные услуги:
· результат информационной деятельности овеществлен в документах, которые могут быть сохранены на носителях;
· потребление информационной услуги подразумевает возможность хранения и транспортировки;
· получение результатов одной информационной услуги может являться еще одним видом услуги (например, передача результатов исследования рынка по высокоскоростному каналу Интернет будет являться результатом оказания минимум 2-х видов услуг). Стимул к появлению новых видов услуг;
· информационная услуга может быть оказана без прямого личного контакта потребителя и производителя. Пользователь может получить услуги на расстоянии;
· стираются пространственные границы оказания информационной услуги;
· относительная степень индивидуальности информационной услуги;
· возможность измерения некоторых параметров информационных услуг;
· информационная услуга не конечна в потреблении. Имеет место повторное распространение/реализация информационных услуг.
Высокая степень дифференциации - это важная особенность информационных услуг. Исследователи связывают эту характеристику с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса ведет к появлению новых, нестандартных услуг. Процесс насыщения рыночного спроса стимулирует к инновационной деятельности, поиску услуги-новинки
Данная характеристика информационных услуг говорит о высоком потенциале развития данной сферы. Это подтверждается результатами различных исследований в данной области.
3.1. Виды информационных услуг:
Рынок технологий и инжиниринговых услуг
Технология превращается в товар, когда создается реальная основа для коммерциализации идеи. Основными формами коммерческой передачи технологии является продажа лицензий и know-how.
На современном этапе НТП, когда особенно быстрыми темпами развиваются высокие технологии, в таких отраслях, как вычислительная техника, электроника, средства связи, значение know-how возросло. При этом современной тенденцией является максимально долгое сохранение секретности know-how. Т.к. патентное право легко обойти, владельцы новых технологических секретов предпочитают не патентовать свои изобретения, опасаясь их быстрого раскрытия. В связи с этим за последние годы объем международной торговли беспатентными лицензиями (know-how) резко увеличился.
Еще одним важным элементом рынка технологий является торговля инжиниринговыми услугами. Инжиниринг - это оказание услуг производственного, коммерческого, инженерно-проектного и научно-технического характера.
Все виды инжиниринга можно разделить на 2 большие группы:
1. Услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса. Объектами инжиниринга здесь в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. В современных условиях это чаще всего промышленные предприятия.
2. Услуги, целью которых является повышение рентабельности производства. Объектами инжиниринга здесь являются отдельные технические, технологические, экономические, финансовые, организационные и др. мероприятия.
Услуги инжинирингового типа часто присутствуют в одном пакете с другими формами передачи технологий, поэтому определить их долю в общей сумме контракта довольно сложно.
Деловые (информационные) услуги по предоставлению информации и баз данных информации
По мнению многих специалистов, экономическая роль государства в мире определяется теперь не количеством производимых станков, оборудования, стали и т.п., а объемом используемой информации и знаний.
Темпы роста средств информатики в последние годы значительно превышают темпы роста таких основных экономических показателей, как ВВП, объем промышленного производства и внешней торговли.
Рынок консультационных услуг
Консалтинговые услуги – комплекс услуг, предоставляемый специализированными консалтинговыми фирмами, по исследованию и прогнозированию рынка, разработке программ маркетинга, созданию и регистрации предприятий и т.д.
В последнее время заняли прочное место во внешнеторговых сделках по купле-продаже услуг. Компании, работающие на рынке аудиторско-консультационных услуг предоставляют своим клиентам, среди которых все же преобладают средние и крупные транснациональные корпорации, достаточно широкий спектр услуг: аудит, ведение бухгалтерского учета, стратегическое планирование и управление, повышение эффективности деятельности и др.
Рассмотрим пример информационной корпорации на примере «Дан энд Брэдстрит» (Dun & Bradstreet).
Эта крупнейшая в мире американская многопрофильная информационная корпорация, возникшая более 150 лет назад, обеспечивает клиентов деловой информацией на всех этапах принятия решений. В корпорации занято свыше 60 тыс. сотрудников, работающих в разветвленной сети ее региональных представительств по всему миру.
Корпорация предоставляет своим клиентам следующие информационные продукты и услуги:
· информация, освещающая финансовое состояние и кредитоспособность около 70 млн компаний во всех странах мира;
· маркетинговые исследования;
· справочники «страна/фирма/продукт»,
· регулярные обзоры таможенного, налогового и инвестиционного климата в 180 странах мира;
· справочники–рейтинги долговых обязательств Mood's — «настольная книга» инвесторов по всему миру;
· международная программа подготовки специалистов в области финансов, маркетинга и информационного обеспечения.
Указанная программа позволяет принять наиболее эффективные решения в следующих областях:
· маркетинг;
· сбыт продукции;
· закупочные операции;
· кредит;
· анализ промышленности;
· анализ конкуренции;
· исследования и рекомендации в экономике.
Основными видами продукции корпорации являются аналитические справки и деловая справочная литература.
Бизнес-справка – содержит необходимые сведения о финансовом положении потенциальных партнеров (заемщиков), а также сведения о степени коммерческого риска при ведении дел с ними.
Кредитно–аналитическая справка – документ, характеризующий финансовые показатели фирмы за период до трех лет в сравнении с данными по отрасли, к которой относится данная фирма. Она содержит более детальную по сравнению с бизнес-справкой информацию о финансовом положении интересующей вас фирмы.
Платежно-аналитическая справка. Данный аналитический документ характеризует практику и сроки исполнения платежей интересующим вас партнером.
Деловая справочная литература. Компания «Дан энд Брэдстрит» выпускает ежегодные справочники для самостоятельного поиска партнеров в различных странах мира.
Корпорация выпускает ежемесячный бюллетень «Международный обзор коммерческих рисков и платежей». Обзор содержит сжатую информацию о текущей экономической ситуации в различных странах мира. Указанную информацию целесообразно использовать при принятии долгосрочных стратегических решений.
Цены на услуги, предоставляемые компанией «Дан энд Брэдстрит»:
· разовая справка по компании – 200 долл. США;
· стоимость абонентного обслуживания зависит от количества предоставляемых справок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поисковая система: https://www.yandex.ru
2. Бройдо, В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов/В. Л. Бройдо.-СПб.: Питер, 2006.- 703 с.
3. Балабанов И. П. Электронная Коммерция / Балабанов И. П. - СПб: Питер, 2001 - 336 с.
4. Мировые информационные ресурсы: Курс лекций / А.А. Казанцев, А.А. Толстых, В.П. Рябов – Воронеж: ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. – 124 с.
5. Информатика и информационные технологии / Под ред. Романовой Ю.Д. М.: Эксмо, 2008
6. Степанов А.Н. Информатика. СПб.: Питер, 2002
7. https://www.dist-cons.ru/modules/searchinf/index.html
8. https://www.seonews.ru/masterclasses/detail/29812.php