Плакат экологического движения Гринпис» на Триумфальной арке Париже с призывом прекратить французские ядерные испытания




Влиятельной силой в большинстве развитых стран стало феминистское движение. Несмотря на то что женщины имели равные с мужчинами избирательные права, их участие в органах власти, управления и бизнесе было ограниченным. Феминистки выступали за полное равенство, против подчинённого положения женщины в семье.

1. Почему на арене политической жизни Западной Европы в 1960-1970-х гг. появились новые левые силы?

2. Охарактеризуйте взгляды новых левых.

3. Возникновение еврокоммунизма. Большинство коммунистических партий развитых стран в послевоенные годы следовали идеологической линии компартии СССР. Они осуждали политику социал-демократии, призывая трудящихся к бескомпромиссной борьбе с буржуазным обществом. Этот курс не принёс им успехов.

В 1970-е гг. многие компартии обновили свои программные установки и выдвинули платформу так называемого еврокоммунизма. Они признали, что путь развития, связанный с насильственным захватом власти, гражданской войной, установлением диктатуры одной партии, централизованным управлением экономикой и ограничением демократических прав и свобод, ведёт к застою в обществе. В качестве альтернативы предлагалась модель «социализма с человеческим лицом», близкая к идеалам социал-демократии. Однако еврокоммунисты уделяли большее внимание развитию самоуправления трудящихся на предприятиях и в местных органах власти и развитию социальных программ.

Почему сторонники идеи еврокоммунизма («социализма с человеческим лицом») оказались ближе к социал-демократам, чем к коммунистам?

4. Либерализм и «неоконсервативная революция». Классический либерализм XIX в. отвергал вмешательство государства в экономику. Однако со времени «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта многие либеральные партии стаж поддерживать идею социально ориентированной экономики. Это относится, например, к влиятельной в США Демократической партии, разделяющей ценности либерализма.

В большинстве стран послевоенной Западной Европы либеральные партии в значительной мере утратили свои позиции. Голоса их избирателей в основном перешли к социал-демократам.

Основным оппонентом социал-демократии стали консервативные партии — консерваторы в Англии, блок Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) в ФРГ, христианские демократы в Италии и др. Они не отрицали, что государство должно вести борьбу с бедностью, гарантировать равноправие граждан и постоянный рост их благосостояния. Однако, в отличие от социал-демократов и либералов, консерваторы в 1950-1960-х гг. считали ошибочными методы национализации и повышения налогов на предпринимательскую деятельность.

В конце 1970-х гг. идеология консервативных партий подверглась существенному обновлению, связанному с принятием ими идей неоконсерватизма. Неоконсерваторы оценивали «государство всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу. С их точки зрения, слишком высокая степень социальной защищённости развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения, вытесняет дух предпринимательства. Всё это ставит человека в полную зависимость от чиновников и их решений.

Неоконсерваторы призывали людей больше опираться на собственные силы, помогать друг другу. Они считали, что человек реализует свою свободу, участвуя в деятельности различных неправительственных организаций — политических, религиозных, этнических, профессиональных и др.

Неоконсерваторов поддержали широкие слои населения — предприниматели, средний класс, заинтересованные в снижении налогового бремени, малоимущие, считающие социальные программы государства недостаточно эффективными, интеллектуалы, озабоченные утратой духовности.

В 1979 г. в Англии на парламентских выборах победила Консервативная партия, возглавленная Маргарет Тэтчер. На президентских выборах 1980 и 1984 гг. в США победу одержал республиканец Рональд Рейган. В ФРГ неоконсервативный курс проводился Гельмутом Колем, лидером партии ХДС, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг. Их политика стала именоваться неоконсервативной революцией.

Как вы думаете, почему идеи неоконсерваторов стали особенно популярными в индустриальном обществе в 1970-е гг.?

1. Как вы считаете, в какой из периодов (десятилетий) второй половины XX в. наблюдалось наиболее активное развитие политической мысли? С чем это было связано? Сформулируйте и аргументируйте свой ответ с помощью таблицы.

Годы (десятилетия) Какие политические силы активизируются
   

2. Какова, по вашему мнению, связь между: а) социально ориентированной рыночной экономикой и созданием «государства всеобщего благоденствия»; б) политическими кризисами индустриальных стран в 1950- 1970-х гг.; в) эволюцией политической мысли на протяжении второй половины XX в.? Свои рассуждения попробуйте проиллюстрировать логической схемой.

Рональд Рейган

Рональд Рейган (1911—2004) — президент США в 1981 — 1989 гг. Родился в штате Иллинойс, в семье мелкого торговца. После окончания колледжа работал спортивным комментатором. В 1937 г. заключил контракт с кинокомпанией «Уорнер бразерс» и снялся более чем в пятидесяти художественных фильмах.

С началом «холодной войны» одобрил кампанию сенатора Маккарти. Будучи руководителем профсоюза артистов кино (1947—1952), содействовал «чистке» Голливуда от «антиамериканских элементов».

В 1954 г. Р. Рейган стал телеведущим и завоевал большую популярность у массовой аудитории, которую использовал для поддержки наиболее консервативных кандидатов-республиканцев. В 1966 и 1970 гг. избирался на пост губернатора Калифорнии. На выборах 1980 г. в возрасте 69 лет Рейган стал президентом, а в 1984 г. добился переизбрания на этот пост. Популярность Рейгана объясняется тем, что у него был опыт телевизионных выступлений. Американцам нравилась присущая ему живость, юмор, артистичность, уверенность в себе.

Маргарет Тэтчер

Маргарет Тэтчер (1925—2013) — премьер-министр Великобритании в 1979—1990 гг. Родилась в семье бакалейщика в городке Грантеме. Впоследствии её отец стал мэром. Окончила Оксфордский университет. Затем, уже имея диплом химика, получила юридическое образование.

В 1959 г. М. Тэтчер впервые избрали в парламент, в 1974 г. она стала лидером Консервативной партии. С 1979 г. — премьер-министр Великобритании.

Газетчики называли М. Тэтчер «железной леди». Действительно, правительство Тэтчер самыми жёсткими методами проводило политику модернизации экономики. Сокращались расходы на социальные программы, закрывались убыточные предприятия. В 1982 г., когда возник спор с Аргентиной по поводу принадлежности Фолклендских островов, правительство Тэтчер провело решительную военную кампанию, заставив вспомнить о былой роли Англии как «владычицы морей».

Сопоставьте политические портреты лидеров США и Англии в 1980-е гг. по примерному плану:

1) Происхождение, образование.

2) Начало политической деятельности.

3) Политические взгляды.

2.Формирование послевоенной политической системы.

Политическая система общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом

Формы системы  
1.Демократия А.Широкие социальные гарантии Б.Либерально- демократическая идеология В.Чистка государственного аппарата от лиц, сотрудничающих с фашистами Г.Борьба за республику, Конституции 4. Широкие социальные реформы: расширение услуг, не требующих оплаты в сфере образования и медицины 5.Создание государства всеобщего благоденствия конец 50- 60 годов 6.Кризис государства всеобщего благоденствия в конце 60 - начале 70 годов

 

3.Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX века. «Политический маятник» и альтернативное движение. Мировой политический спектр.

   
1.1970 годы- политический маятник колебался между левыми силами и консервативными, которые ориентировались на сокращение социальных расходов, повышение доходности промышленных предприятий за счет их реконструкции 2.Появилось альтернативное движение. Его представители были противниками западной модели социально- экономического развития и модели советского типа. Они требовали социальных преобразований, охраны окружающей среды (зеленые, экологи), расширения местного самоуправления

 

4.Современная классификация государств.

· развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);

· индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

· постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

IV.Подведение итогов

Каковы особенности каждого этапа, причины перемен и их последствия?

V.Домашнее задание: прочитать конспект. Подготовить сообщения:

Этапы эволюции гражданского общества. Протестные формы общественных движений «новые левые», молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения). «Феномен 1968 г.». Характеристика гражданского общества на современном этапе.

 

Страны Западной Европы: послевоенное устройство

С возвратом к мирной жизни в послевоенной Европе требовалось в первую очередь восстановить экономику. За относительно короткий срок к концу 1940-х годов большинство европейских стран достигли довоенного уровня промышленного производства. Быстрый рост производства привёл к сокращению безработицы, улучшению социальной обстановки. В возрождении экономики были заинтересованы все слои общества. Некоторые политики и публицисты, пользуясь этим, выдвинули лозунги общественного единения, примирения предпринимателей и рабочих.

Борьба за демократизацию новой жизни

Однако в политической сфере вторая половина 1940-х годов стала временем острой борьбы прежде всего по вопросам государственного устройства. Ситуации в отдельных странах существенным образом различались. Великобритания в полной мере сохранила довоенную политическую систему. Франция и ещё ряд стран должны были преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А в Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма и создании новых демократических государств.

Несмотря на различия, существовали и общие черты в политической жизни западноевропейских стран в первые послевоенные годы. Одна из них заключалась в приходе к власти левых сил — социал-демократических и социалистических партий. В ряде случаев в первых послевоенных правительствах участвовали и коммунисты.

Так было во Франции и Италии, где к концу войны коммунистические партии стали массовыми, пользовались значительным авторитетом благодаря активному участию в движении Сопротивления. Укреплению их позиций способствовало сотрудничество с социалистами. Во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет двух партий, в Италии в 1946 г. подписано соглашение о единстве действий коммунистов и социалистов, а также профсоюзов. Во Франции коммунисты входили в состав коалиционных правительств в 1944—1947 гг., в Италии министры-коммунисты работали в правительствах в 1945—1947 гг.

В странах Северной Европы наибольшим влиянием после войны пользовались социал-демократические партии, находившиеся здесь у власти ещё в 1930-е годы. В Швеции и Норвегии они образовали в 1945 г. однопартийные кабинеты. В первые послевоенные правительства Дании, Исландии наряду с социал-демократами входили также коммунисты.

Основные политические мероприятия первых послевоенных правительств предусматривали восстановление демократических свобод, чистку государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы пять крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20—25%. В Великобритании, где у власти в 1945—1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались компенсации. Национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

Несмотря на массовую поддержку политики левых партий и ослабленные позиции партий консервативного толка, утверждение демократических основ послевоенного общества и экономические преобразования проходили в острой борьбе. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику». В результате референдума 18 июня 1946 г. страна была провозглашена республикой. Значительные политические баталии развернулись во многих странах вокруг выборов в учредительные собрания и разработки новых конституций.



Избирательные плакаты первых послевоенных выборов в Германии

Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 1940-х годов — в 1946 г. во Франции (конституция Четвёртой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, — стали самыми демократическими за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам, зафиксированным ещё в Декларации прав человека и гражданина (вспомните, когда, в результате каких событий был принят этот документ), провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40—42-часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Эти меры предпринимались под влиянием требований и выступлений трудящихся. Так, в Великобритании в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

Стабилизация

Особым периодом в истории западноевропейских стран стали 1950-е годы. Это было время быстрого экономического развития, когда прирост продукции промышленного производства составлял в среднем 5—6 % в год. Послевоенная промышленность восстанавливалась с применением новых машин и технологий. В 1950-е годы началась научно-техническая революция, одним из основных направлений которой являлась автоматизация производства. Тяжёлый ручной труд, работа человека за станком всё больше заменялись автоматикой. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, росла их зарплата. Они пополняли ряды «белых воротничков» — работников с высокой профессионально-технической подготовкой.

В Англии уровень заработной платы в 1950-е годы повышался в среднем на 5 % в год при росте цен на 3 % в год. В ФРГ за этот же период реальная заработная плата выросла в 2 раза. В некоторых странах, например в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же власти периодически «замораживали» зарплату (запрещали её повышение), что вызывало протесты и забастовки рабочих.

Наиболее ощутимым оказался экономический подъём в ФРГ и Италии. В первые послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 1950-х годов расценивалась как «экономическое чудо». Это не только количественный, но и качественный скачок. В Италии среднегодовой прирост объёма промышленной продукции составлял 10 % в год. Из аграрно-индустриальной страны она превратилась в индустриальную. Особенно быстро развивались машиностроение, автомобилестроительная и химическая отрасли. Итальянская промышленная продукция стала продаваться во многие страны.

«Экономическое чудо» в ФРГ и Италии произошло благодаря целому ряду процессов: перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимической, электронной, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным финансовым подспорьем явилась американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъёма производства заключалось и в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. К тому же существовал значительный резерв дешёвой рабочей силы за счёт переселенцев, выходцев из села. Немаловажное значение имело отсутствие в бюджете этих стран в первые послевоенные годы расходов на армию и вооружения.

Экономический подъём обеспечил социальную стабильность. В условиях сокращения безработицы, относительной устойчивости цен и повышения заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 1950-х годов, когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации, в частности сокращение рабочих мест.

Определяющей чертой политического развития стран Западной Европы в 1950-е годы стал приход к власти консервативных партий. Они создавались после войны на базе распавшихся довоенных партий, а иногда — заново.

Даты и события:

  • 1943 г. — в Италии католические деятели — участники Сопротивления создали Христианско-демократическую партию (ХДП).
  • 1944 г. — во Франции образовано Народно-республиканское движение на базе довоенной партии католического толка.
  • 1945 г. — в Германии основан Христианско-демократический союз (ХДС), в 1950 г. к нему присоединился действовавший в Баварии Христианско-социальный союз, в результате возник блок ХДС/ХСС.

Эти партии объединяли крупных промышленников, банкиров, известных католических деятелей. Вместе с тем они стремились получить широкую поддержку в обществе, чему должно было способствовать выдвижение христианских ценностей в качестве главных идейных основ новых партий. Занимая в целом консервативные позиции, христианские демократы учитывали особенности политической ситуации. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию.

Придя к власти в 1950-е годы, лидеры консервативных партий отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили о социальных гарантиях для людей труда, обществе всеобщего благосостояния. В ФРГ получила распространение концепция «социального рыночного хозяйства», основанного на частной собственности и свободной конкуренции. Британские консерваторы, находившиеся у власти в 1951—1957 гг. (премьер-министры У. Черчилль, а затем А. Иден), провели реприватизацию (возвращение в частные руки) некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). В то же время началось наступление на провозглашённые во второй половине 1940-х годов политические права и свободы.

В ФРГ в 1951 г. приняли закон об уголовном преследовании по политическим мотивам — «блицзакон», согласно которому ввоз неугодной властям литературы, критические отзывы о руководителях государства, деятельности государственного аппарата, контакты с официальными органами ГДР могли рассматриваться как «государственная измена» и караться заключением на срок от 5 до 15 лет. За 10 лет на основании этого закона было заведено 200 тыс. дел, затронувших 500 тыс. граждан ФРГ. В 1953 г. появился закон, ограничивавший возможности проведения собраний и демонстраций. В 1956 г. по приговору конституционного суда была запрещена Коммунистическая партия Германии.

В Италии в 1952 г. христианские демократы предприняли попытку отменить пропорциональную систему представительства в парламенте, предложив предоставлять 2/3 мест в парламенте партии или блоку, собравшему более половины голосов на выборах.

В 1958 г. произошёл значительный поворот в политической жизни Франции. В середине 1950-х годов здесь сложилась кризисная ситуация. Её составными элементами являлись политическая неустойчивость и частая смена правительств социалистов и радикалов, начавшийся распад французской колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшение положения и рост выступлений трудящихся. В такой обстановке всё большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Ш. де Голль.

В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире, поддерживаемое ультраправыми силами, отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернётся Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. он был назначен премьер-министром. Спустя три месяца появился проект новой конституции. На референдуме 28 сентября 1958 г. за неё проголосовали 79 % избирателей. Во Франции утвердилась Пятая республика. В декабре 1958 г. Ш. де Голль был избран президентом Франции. Сложившийся при нём режим не без основания назвали «режимом личной власти». Опорой его стала основанная сторонниками де Голля партия «Союз в защиту новой республики» (ЮНР).

Конституция 1958 г. предоставляла самые широкие права президенту, избиравшемуся на семилетний срок. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, назначал членов правительства и всех высших гражданских и военных должностных лиц. Президент не только подписывал все законы, но, по существу, решал их судьбу: мог вернуть на повторное рассмотрение в парламент или вынести на референдум. Он имел право распустить Национальное собрание (нижнюю палату парламента) и назначить новые выборы. Но парламент, со своей стороны, не мог сместить президента и практически не имел возможности добиться отставки правительства.


Ш. де Голль (слева) во время визита в ФРГ в 1962 г. Справа — К. Аденауэр

Шарль де Голль (1890—1970) родился в зажиточной дворянской семье. В юности избрал военную карьеру. Участвовал в Первой мировой войне. В начальный период Второй мировой войны настаивал на решительных действиях против германской армии, в апреле 1940 г. назначен командиром танковой дивизии. После поражения французской армии перебрался в Лондон, где создал комитет «Свободная Франция». С 1943 г. — один из руководителей Французского комитета национального освобождения. В 1944—1946 гг. возглавлял первые послевоенные коалиционные правительства. В 1958—1969 гг. — президент Франции. Человек консервативных убеждений, Ш. де Голль на первое место ставил национальные интересы и величие Франции. Стремясь утвердить сильный и независимый внешнеполитический курс своей страны, он нередко предпринимал шаги, которые не совпадали с позициями западных партнёров Франции. Например, в годы «холодной войны» выступал за неприкосновенность германо-польской границы по Одеру — Нейсе, дипломатическое признание Китайской Народной Республики, за вывод американских войск из Вьетнама и др. Он настоял на том, чтобы Франция вышла из военной структуры НАТО (1966), сохранив участие только в политической организации этого блока. Одним из первых среди западных лидеров де Голль совершил визит в Советский Союз (1966), положив начало расширению франко-советских отношений.

Конрад Аденауэр (1876—1967) родился в католической семье. В 1901 г. окончил университет и стал адвокатом. Общественную деятельность начал до Первой мировой войны, с 1917 г. — обер-бургомистр Кёльна. Был активным деятелем католической партии Центра. Как противник идеологии и политики национал-социалистов смещён нацистскими властями со службы. В 1945 г. стал одним из основателей, а в 1946 г. — руководителем партии Христианско-демократический союз. В 1949 г. избран канцлером только что образованной Федеративной Республики Германии, занимал этот пост до 1963 г. В своих взглядах и деятельности Аденауэр опирался на идеи индивидуализма (в том числе преобладания частных интересов и активности над государственными) и христианской морали. В государственной политике выступал как сторонник федеративности, объединения Европы. К. Аденауэр, прозванный «железным Конрадом», вошёл в историю как один из основателей послевоенного западногерманского государства, отцов «экономического чуда» 1950-х годов.

Начало интеграции

Характерной чертой послевоенного мира стало развитие региональной интеграции. Она осуществлялась в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Что заставляло ту или иную группу государств устанавливать тесные связи, вступать в союз? Рассмотрим это на примере стран Западной Европы. Выше уже говорилось о создании в 1949 г. военно-политической организации НАТО, а в 1957 г. — Европейского экономического сообщества. Очевидна одна из причин их возникновения — разделение и соперничество между «западным» и «восточным» блоками. Но существовали и другие побудительные мотивы для интеграции. Во-первых, западноевропейские государства стремились укрепить свои позиции в условиях появления в послевоенном мире нескольких экономических центров, таких как США, Япония, социалистическое содружество. Во-вторых, всё отчётливее ощущалась потребность устранить межгосударственные противоречия в самой Западной Европе, например между Францией и Германией.

В интеграции были заинтересованы не только государства, но и европейские монополии. В послевоенные десятилетия банковский и промышленный капитал приобретал всё более наднациональный характер. Сложилась сеть транснациональных корпораций (ТНК), для которых государственные границы становились препятствием. Представители крупной буржуазии видели в объединённой Европе прежде всего «Европу трестов». Объединение поддерживали и социал-демократические деятели, считавшие, что оно позволит «упорядочить» экономическое развитие стран региона, эффективнее регулировать экономику.


Здание штаб-квартиры ЕС в Брюсселе

Даты и события:

  • 1951 г. — создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли шесть западноевропейских государств.
  • 1957 г. — ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в Риме договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС или «Общий рынок»). В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. Участники ЕЭС основали также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
  • 1967 г. — ЕЭС, ЕОУС и Евратом под общим названием Европейские сообщества (ЕС) перешли под общее руководство. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе (Бельгия).

В последующие десятилетия интеграция углублялась. С конца 1970-х годов стали проводиться прямые выборы в Европарламент, был учреждён Европейский суд. В 1995 г. вступило в силу Шенгенское соглашение об отмене взаимного пограничного паспортного контроля девятью странами Европейского союза (так изменилось с 1993 г. название Европейского сообщества). С 1999 г. в ряде стран введена новая валюта — евро.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: