Предложение со стороны организатора торговли комплекса услуг - права выхода на рынок, права заключения сделок, создание гарантийного фонда, обеспечение оплаты и смены права собственности по акциям.
Поскольку аукционный механизм, предоставляя анонимность, может работать только с участием посредника, то внешние эффекты, связанные с выбором при неблагоприятных условиях и риском мораль-ного ущерба, оказываются серьезно сниженными. С этой точки зрения целесообразно рассматривать некоторые внешние эффекты РТС и ММВБ.
Внешние эффекты, создаваемые регулятором рынка
Важнейшей задачей государства как регулятора должна быть защи-та интересов национальных участ-ников рынка. При этом государст-венный орган не может ставить своей целью извлечение прибыли из регулирования рынка. Результатами его работы являются общественные блага, которыми пользуются все остальные участники рыночной экономики, в том числе внешние эффекты.
Характерными ВЭ, создаваемыми регулятором, можно считать ог-раничения на работу в отрасли и ограничения на совмещение функ-ций. Примером неудачного управления рынком с помощью ограни-чений следует признать снижение ограничений на капитал брокер-ских компаний в 1997 г. В целях краткосрочного поддержания рынка на нем было позволено остаться участникам с финансовыми про-блемами. Разрешение им остаться усилило недоверие на рынке, увеличило кредитные риски для жизнеспособных участников.
Одним из значительных ВЭ, характеризующих рынок РТС, пред-ставляется известный факт проведения расчетов по большей части сделок по голубым фишкам за пределами Российской Федерации через оффшоры. Естественно, эти сделки проводятся в иностран-ной валюте. Тот факт, что деньги не пересекают границу, позволяет эффективно страховать инвестиции от валютных рисков, так как от-сутствует конвертация. Кроме того, с этих сделок не платятся нало-ги. Такая схема, безусловно, удобна и привлекательна для многих участников рынка. К тому же расчеты происходят быстрее, чем это было бы в рамках российской банковской системы. Поэтому расчеты в иностранной валюте являются серьезным положительным ВЭ.
|
Подобный рынок можно условно назвать "серым". В товарном сек-торе хозяйственные операции, с которых не уплачиваются налоги, принято называть теневыми. Любопытно отметить, что индекс РТС-Интерфакс, формируемый как раз на основе данных по таким сделкам, стал победителем конкурса ФКЦБ в 1998 г. на лучший фондовый индекс. Таким образом, по иронии судьбы, этот индекс фактически отражает состояние теневого рынка, а его движение зави-сит от потоков иностранного капитала, что противоречит задаче ре-гулирования рынка в интересах национальной экономики. Поэтому положительный ВЭ одного сектора финансовой деятельности может создавать отрицательные макроэкономические ВЭ.
Клубный товар
Если предельный сетевой ВЭ оказывается нелинейным - сначала положительным, а затем отрицательным, то возникает более сложное явление, называемое клубным товаром. Для клубного товара существует возможность ограничения количества участников, пользующихся им. Одновременно с этим оптимальный размер клуба обычно больше одного агента. В этом случае на каждый товар может быть назначена цена без ограничения чьего-либо потребления.
|
Клубность по-разному проявляется в зависимости от типа торгового механизма - дилерский или аукционный рынок. Его существование необходимо учитывать в развитии торговых площадок. Например, возможны чисто технические ограничения для появления клубно-сти - ограничение на количество котировок в торговой системе.
Некоторые из перечисленных выше внешних эффектов могут стать источниками клубности, - например, когда на рынке одновременно сосуществуют положительные и отрицательные внешние эффекты, по-разному проявляющиеся с изменением количества участников рынка.
Рост числа участников рынка требует бoльших затрат на контроль их финансового состояния. Отказ от контроля влечет массу кредит-ных рисков. Контроль может быть поручен третьему лицу, например организатору торговли.
Появление эффекта клубности на рынке акций снижает конкуренто-способность торговой площадки. При этом происходит фрагментация участников рынка и нарушается его целостность.
Таким образом, внешние эффекты от организации торговли могут играть существенную роль в планировании работы участников рынка.