Тема: Биосфера. Природная и социальная среда
Цель: формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия, как необходимого условия дальнейшего существования биосферы. Расширение представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие)
I I.Актуализация и проверка домашнего задания.
Создание эмоционального настроя учащихся к повторению изученного и усвоению нового материала.
1.В чем заключается влияние живых организмов на биосферу?
2.Какие факторы кроме деятельности живых организмов, влияют на состояние нашей планеты?
3.Что такое биосфера?
4.Кто впервые ввел термин «ноосфера»?Ноосфера- это сфера Разума?
5.Что содержит понятие «устойчивое развитие общества»?
Индивидуальная работа. Выполнение теста. Выберите один правильный ответ.
ТЕСТ
1. Биосфера- это
а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли.Заселенная живыми организмами;
2. Термин «биосфера» был предложен:
а) Ж. Б. Ламарком;
б) В.И. Вернадским;
в) Э. Леруа;
г) правильного ответа нет;
3. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
а) жизнь;
б) биомасса;
в) живое вещество;
г) правильного ответа нет;
4.К живому веществу биосферы относятся:
а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии;
5. К биогенному веществу биосферы относятся:
а) нефть, каменный уголь, известняк;
б) вода, почва;
в) гранит, базальт;
г) растения, животные, грибы, бактерии;
6. Учение о ноосфере было разработано:
а) В.И Вернадским;
б) Э. Леруа;
в) П. Тейаром-де- Шарденом;
г) все ответы верны;
Критерии оценивания теста
6 баллов-90-100% оценка 5
5баллов- от 70-89% оценка 4
4 балла- от 50- 69% оценка 3
III. Мотивация к деятельности.
На конференции ООН в 1992 году по окружающей среде и развитию было 179 государств. Программа называлась «Повестка дня на 21 век.»
Повестка дня на 21 век:
Благоразумен будь же человек, в делах своих. Будь чист умом, душой, природа не рассорится с тобой. Ты экономику, конечно развивай, но равновесие среды не нарушай. Развитие устойчивым пусть будет и биосфера вновь поможет людям. Мы знаем, принята программа на 700 страницах расписали. Признаемся, не все страницы мы в той программе прочитали. Но знаем главное и можем подписать: Природу нашу будем все оберегать! Земляне, вместе на планете жить, так значит, очень стоит усилия свои объединить!
А просматривается ли отношение человека к тому, что говорится в данном документе? Целеполагание.
lV. Учебно – познавательная деятельность.
Первичное усвоение нового материала.
Человек с момента появления влиял на природу.
Как это происходило на разных этапах человечества?.
Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период палеолита?
Как отразилось на окружающей среде деятельность первобытного человека в период неолита?
Как современный человек воздействует на биосферу?
Можно ли сохранить редкие и исчезающие виды? (зоопарки и питомники)
Куда вносятся названия исчезающих по вине человека редких видов животных?(Красная книга области и РФ)
Какие меры помогают охранять редкие исчезающие виды животных?
(Создание благоприятных условий обитания для увеличения их численности. Редкие исчезающие виды животных и растений заносятся в Красные книги. Разведения в заказниках и заповедниках.)
Индивидуальная работа.
Заинтересовано ли человечество в сохранении видового разнообразия?
Напряженное состояние между человеком и природой, характеризующийся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы приводят к экологическому кризису.
Вывод: экологический кризис приводит к нарушению состоянию биосферы утраты способности к самовоспроизводству, саморегуляции, самоорганизации, все это подтолкнуло человечество к разработке путей сохранения природы, экосистем и биологического разнообразия.
1.Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется….
2. Поступление вредных веществ в среду обитания называется….
3.Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей….
4.Почему люди приобретают собственную систему очистки воды….
5. Кто создал учения о биосфере….
6.Перечислите вымерших животных…..
7.Какие вы знаете неисчерпаемые природные ресурсы….
8.Природные ресурсы исчерпаемые делятся на ….
9.Почему опасны аварии на атомных станциях….
10.Что такое ноосфера…