Приемы активного слушания




Выделяют следующие приемы активного слушания

· Уточнение. Чтобы убедиться в точном понимании чувств и мыслей собеседника, слушатель время от времени просит дать дополнительные разъяснения.

· Пересказ (парафраз). Слушатель своими словами кратко повторяет изложенное собеседником только что, выделяя и подчеркивая главные на его взгляд идеи и акценты. Используется и как подведение итогов. Тот, чьи слова были пересказаны, услышав свои идеи со стороны, может их скорректировать.

· Развитие мысли. Слушатель подхватывает и продвигает далее ход основной мысли собеседника.

· Сообщение о восприятии. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, какое впечатление тот произвел в ходе общения. Например, «Вы говорите об очень важных для вас вещах».

· Сообщение о восприятии себя. Слушатель сообщает своему собеседнику о том, как изменилось его состояние в результате слушания. Например, «Меня задели ваши слова».

· Замечания о ходе беседы. Слушатель сообщает о том, как можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

 


Следующий важный вопрос принципы организаций социальнопсихологического тренинга. Ведущим является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.
Сегодня совершенно необходимо заменить существующий в школе административноавторитарный стиль отношений творческим сотрудничеством. Такой тип отношений выступает прежде всего как установка, как принятие педагогом личностноравноправной позиции по отношению к любому участнику учебновоспитательного процесса, будь то ребенок, коллега, родители и т. д. Именно такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. Как демократизировать отношения в системе "учитель ученик"? На это психологи отвечают одним словом "диалог". Межличностный диалог это не любой диалог, разговор людей, а разговор с уважением... Это значит терпимость и заинтересованность, но не конформизм и равнодушие. В состоянии доверительного диалога с другим (другими) личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается. Нам еще предстоит освоить многомерный потенциал диалога, но сделать это необходимо, так как только на его основе возможно подлинное развитие и личности ребенка, и личности учителя.
Следующим принципом организации работы группы является принцип психологического события. В жизни мало полагаться только на эволюционные пути развития личности, в частности его коммуникативных качеств. Для реализации личностных перемен, перестройки отношений нужны "острые моменты, взрывы, потрясения", которые, по мнению А.С.Макаренко, должны быть не только конфликтными, но и созидательными. По этому в учебнотренировочной группе должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Один из ведущих принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы.
Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социальнопсихологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.
Одним из новых принципов является, несомненно, принцип личностного подхода к организации учебновоспитательного процесса. Этот принцип, по мнению В.А.Сухомлинского, предполагает более широкий подход, нежели его толкование в современной традиционной педагогике и даже в педагогике сотрудничества. Вся педагогическая система В.А.Сухомлинского основана на идее замены традиционного субъектобъектного подхода педагога к ребенку на качественно иной субъектсубъектный подход, т.е. выход на уровень межличностного общения.


Важная для обучения атмосфера в группе создается по мере осознания ее участниками положительных аспектов своей личности, и поэтому именно этой стороне должно уделяться особое внимание. Именно открытие в себе новых положительных качеств придает силы для дальнейшего конструктивного изменения себя. Руководителю группы также необходимо обеспечить, чтобы никто из ее членов не был подвержен групповому давлению, нарушению конфиденциальности, чтобы не было "козлов отпущения", чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния были оказаны необходимая помощь и поддержка.
При руководстве группой следует помнить, что обучение ее участников имеет ценность не только (и даже не столько) при интенсивном и сильном переживании чувств, а главным образом при их понимании, внутреннем переосмыслении, раскрытии причин их возникновения, т.е. при выявлении назревших вопросов и проблем, не поддающихся контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта.
В методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, "вытягивать" из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.
Нужно предупреждать поспешные решения того или иного члена группы измениться, если они являются результатом просто наполнения эмоциональной энергии благодаря работе в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его обязанность предупреждать необдуманные решения с учетом того временного энергетического подъема, к которому привели групповые занятия.
Особенно уместна активная поддержка руководителя, когда член группы проявляет готовность начать наполненное смыслом самоисследование; руководитель должен обдумывать и находить способы вовлечения членов группы в работу друг с другом, а также исследовать пути оказания помощи в понимании причин того или иного поведения в группе. Желательно периодически проводить рефлексию того, что происходит на занятиях, подводить промежуточные итоги направления развития группы.
Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайную важную роль руководителя в организации социальнопсихологического тренинга и те высокие требования, которые предъявляются его личности, ему желательно самому пройти обучение в такого рода группе в качестве ее члена. Благодаря этому он сможет узнать, насколько его черты характера соответствуют эффективной работе социальнопсихологического тренинга. Так, участвуя в группе, руководитель может узнать особенности своей реакции на критику, о своей потребности получать одобрение, о своих тревогах и факторах, повышающих чувство ревности, о своих тенденциях к лидерству, о том, на сколько реальны его представления о собственном "я", и многое другое. Например, потребность в одобрении будет мешать руководителю идти в случае необходимости на столкновение, конфронтацию с другими. Стремление к лидерству и управлению может порождать тенденцию механического использования методического инструментария социальнопсихологического тренинга с тем, чтобы поразить членов группы своим профессиональным мастерством. Несомненно, что при этих условиях забота об изменении участников, их личностном росте будет отодвинута на второй план. Таким образом, профессиональная компетентность руководителя является совершенно необходимым условием успешной работы группы социальнопсихологического тренинга.
На заключительных занятиях необходимо предупредить членов группы, чтобы они не переносили на прямую отношения в группе социальнопсихологического тренинга в жизнь, в другие коллективы.
Участники должны видеть реальный уровень развития другого коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми творчески, не отвергая, а используя опыт, который они получили в процессе обучения.
Важно также проводить дополнительные встречи (через несколько месяцев, полгода и т. д.) для консультаций, поддержки нового поведения участников тренинга.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ ГРУППЫ.
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В этом разделе детально описываются семь занятий группы социальнопсихологического тренинга. Разумеется, все изложенное является лишь ориентиром, в практической деятельности необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, особенностями групповой динамики, социальнопсихологической компетентности участников можно использовать приведенные упражнения, добавлять свои и т. д. Одним словом, то, что излагается ниже, одни из вариантов проведения социальнопсихологического тренинга, окончательное слово за руководителем, организующим занятия такой группы.

 

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ*

Предварительные замечания
Целью первого занятия является создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.
Никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Можно и нужно помогать друг другу, надо учиться это делать. Но каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится. Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкциям для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на.конкретных ситуациях, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Все это естественно и вполне уместно, но главное, чтобы такие переживания членов группы не заставляли отказываться от участия в упражнениях или ситуациях, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

• Каждое занятие рассчитано на 12.5 часа с группой не более 1012 человек.

Напоминание ведущему

Вашей основной задачей является оказание помощи группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече и на всех последующих. Вы не учитель, не судья, не надзиратель. Вам нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. Ваша помощь группе должна заключаться в:
подготовке помещения, в котором будет работать группа, включая музыкальное оформление, и необходимого материала: бумаги для записей, альбома для рисования. ручек, карандашей, английских булавок, текстов упражнений и заданий и т. д.;
разъяснении инструкции очередного задания и контроле за длительностью каждого задания;
организации совместного анализа того, что происходит во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников;
обязательном контроле эмоционального состояния участников группы;
проведении заключительного анкетирования на каждом занятии и зачитывании домашнего задания;
соблюдении ритуалов группы.
В наших интересах позаботиться, чтобы в конце работы члены группы рассказали о том, как они воспринимали вас в роли ведущего.

Примерное содержание занятия.

3накомство. Все участники садятся а круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» а правую знаком «». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух (можно приколоть эти листочки к груди.и медленно ходить по комнате останавливаясь и читая, друг у друга записи).
Вариант, на листе бумаги каждый участник пишет свое имя, а затем 10 раз отвечает на одни вопрос «кто я?».
В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник выбирает себя новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно он это имя выбрал, и т. д.
Выработка правил работы в группе. После того, как знакомство состоялось, руководитесь кратко повторяет основные принципы нормы работы в группе социальнопсихологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, чтото можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения. Кроме того, часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о всей группе. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника он обязательно должен прикоснуться к каждому, сказав чтото очень хорошее именно этому человеку от всей души и т. д.

Упражнение «Девиз».
Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписьюдевизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовал его характеру.
Упражнение «Игрушка».
Каждый член группы думает о том, какой игрушкой он хотел бы стать (мог бы стать, если группа вдруг попросит его реанимировать эту игрушку). Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Свободный рисунок».
Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы, было выражение собственных чувств, переживаний...
После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.
Упражнение «Угадай кто это? ».
Каждый из участников составляет подробную психологическую самохарактеристику, не указывая на такие признаки по которым можно сразу же узнать человека. Например, «меня очень беспокоит мой маленький рост...», если вы в группе самый низкий по росту, так писать, разумеется, нельзя. В этой самохарактеристике должно быть не менее 1012 предложений, признаков человека.
Затем все написанное сдается руководителю (или комуто другому из группы), он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать чья же эта самохарактеристика, чей «психологический автопортрет»?
Список качеств, важных для межличностного общения.
На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств, важных для межличностного общения.
На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые, по мнению группы, наиболее важны для межличностного общения. В этот индивидуальный список можно включать и дополнительные качества, важные, по мнению участника, но по какимлибо причинам не поддержанные группой. Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от «0» до «6» баллов, у каждой группы может быть своя шкала.
После того как асе оценили себя, этот оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для следующего занятия.

Упражнение «Телефон доверия».
Инструкция: «Представьте себе, что набираете номер «телефона доверяя». О чем вы хотели бы спросить дежурного специалиста?. Задайте по очереди свой вопрос».
Ответом может быть коллективное обсуждение или чьето персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента по «телефону доверия». Для, первого занятия этого вполне достаточно. Каждый раз работа группы заканчивается небольшой анкетой, чтобы руководитель мог следить за развитием групподинамических процессов. Текст анкеты может быть таким:
Имя _____________________________________________________
Дата занятия __________________________
1. Сегодняшнее общение произвело на меня:
большое впечатление 5 4 З 2 1 никакого впечатления
2. Я чувствовал(а) себя:
свободно 5 4 3 2 1 скованно
3. Самое большое влияние на ход занятий, на мой взгляд, оказали (называются какиелибо упражнения, другие моменты работы):
а)_________________________________________________________
б)_________________________________________________________
в)_________________________________________________________
4. Лично мне мешало поведение:
а)_______________ б)_______________ в)_______________
5. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с:
а)_______________ б)_______________ в)_______________
Заполненные анкеты сдаются руководителю группы.
В конце занятия вся группа получает домашнее задание:
"Вспомните как можно больше и запишите ласковые имена, клички, прозвища, которыми вы в моменты наибольшей духовной близости называете своих близких, родных, детей, родителей, друзей и т. д.
На первом же занятии группа может выработать и ритуал прощания.

Другой важный диагностический блок, в той или иной степени присутствующий на всем протяжении диагностической фазы, соответствующий решению различного типа рефлексивных задач, подразумева- ет одновременно оба основных значения термина, <рефлексия>, утвердившихся в современной психоло- гической литературе. Таково, во-первых, понимание рефлексии, фигурирующее также и в философии как познание субъектом самого себя. Как уже отмеча- лось, в ходе групповой работы участники постоянно обращаются к собственному внутреннему миру с тем, чтобы учиться распознавать, дифференцировать его состояния, уметь их вычленять, подвергать ана- лизу и адекватно выражать.

Во-вторых, в социальной психологии рефлексия рассматривается как важнейшая составляющая меж- личностного восприятия. Этим термином обозначается <разнообразно проявляющееся специфическое каче- ство познания человека человеком, когда субъект восприятия различными средствами реконструирует в собственном сознании элементы внутреннего мира дру- гих людей - объектов восприятия>. Здесь имеется в виду рефлексия как один из механизмов человеческого взаимопонимания, как способность представлять себя на месте другого человека, мыс- ленно видеть, <проигрывать> за него ту или иную си- туацию.

В контексте рассматриваемой разновидности тре- нинга широко используются различные варианты так называемой рефлексометрической процедуры, в кото- рой обычно <задача испытуемого состоит в возможно более точном воспроизведении реакций другого чело- века на некоторый стимул> [62, 131]. Соответствен- но в рамках тренинга широко практикуется открытое <прочтение> (вербальное или невербальное) за дру- гого (глазами другого) различных групповых ситуа- ций, настроение прогнозов той или иной психологи ческой позиции партнера, которые затем сопоставля- ются с самой эксплицируемой позицией, а также с прогнозами других участников группы.

В качестве основы рефлексометрической процеду- ры может быть использована практически любая со- циально-психологическая методика, выявляющая пси- хологические позиции и характеристики отдельных участников, а также группы в целом. Социометриче- ская процедура в подобной модификации может вы- глядеть, например, следующим образом. Каждый уча- стник в порядке свободной очередности закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на та- ком расстоянии, которое символизирует их психологи- ческую дистанцию по отношению к этому человеку.

Каждый запоминает свое место, а затем <построение> разрушается. После этого человек открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться в отношении к нему.

И наконец, затем каждый член группы занимает ме- сто, на которое он сам первоначально себя поставил.

Рефлексометрические процедуры в контексте тре- нинга дают богатую информацию, важную для оцен- ки и развития диагностической компетентности. Сама рефлексия представляет собой ярко выраженный ди- агностический по своей направленности процесс. В рамках же рефлексометрических процедур появля- ется операциональная возможность для широкой оценки эффективности этого процесса посредством сопоставления рефлексивных предсказаний с факти- ческим положением дела, с рефлексивными умения- ми партнеров и т. п. Заметим также, что в рассмот- ренном выше конкретном примере рефлексометрии на базе социометрической процедуры хорошо видны ор- ганическая сплавленность диагностических сведений, получаемых участником группы о себе, своих парт- нерах и групповой структуре в целом, и многократная повторенность такого рода сведений последовательно через призму каждого участника тренинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: