В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА




МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. На основании материалов книги Буланина Л.Л «Трудные вопросы морфологии» составьте в виде таблицы или схемы научные классификации частей речи, выделяемые разными учеными в разное время.

 

2. В виде таблицы изложите вопрос о выделении частей речи в школьной грамматике (см. материалы книги Буланина Л.Л «Трудные вопросы морфологии»).

 

3. Соотнесите научные классификации с классификацией частей речи в современной школьной практике (обратите внимание на разные учебники: под ред. Н.М.Шанского, под ред. В.В.Бабайцевой и т.д.), сделайте выводы.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Из программ для дошкольного образования, программ по русскому языку для начальной школы и программ по русскому языку для 5-9 классов выписать в форме таблицы основные сведения:

  Усвоение грамматических особенностей имени существительного в дошкольном возрасте Изучение имени существительного в начальной школе Изучение имени существительного в 5- 6 классах Попутное повторение имени существительного в 7-9 классах
Знать        
Уметь        

На основании сравнения сделайте вывод: чем обусловлен выбор материала для распределения по годам обучения.

 

2. Из демонстрационных версий ОГЭ (https://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory) и ЕГЭ (https://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory) по русскому языку выпишите упражнения, проверяющие знания и умения школьников, полученные при изучении имени существительного, определите, на проверку каких именно знаний и умений они направлены.

 

3. В одном из старых учебников первый параграф темы «Имя существительное» начинался следующим упражнением:

«Прочитайте текст.

- Что такое мир? – спросили маленькая рыбка, белый медвежонок и рыжий верблюжонок.

- Это очень, очень много воды, - ответила мама рыбки.

- Это ледяные горы и ледяные поля и немного воды под ними, - сказала медведица.

- Это очень много песку, немного глины, немного травы, - пояснила верблюдица.

- Мальчик прочитал этот текст и сказал:

- Смешная сказка. Мир не такой. Я это знаю, хотя еще мало где побывал.

Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. Металлические краны понимали стены с готовыми окнами и балками. На голубом небе оставил след реактивный самолет.

В тексте названы различные предметы огромного и разнообразного мира, в котором мы живем.

К какой части речи относятся слова, которые обозначают предметы?

Укажите в тексте 8 имен существительных. Вспомните все, что вы знаете об имени существительном».

В чем смысл такого задания? Проанализируйте его. Почему с него начинается работа над темой? А как бы вы ее начали? Почему?

 

4. Когда и как могут быть использованы следующие задания? Какой ответ ученика вы признаете правильным и полным?

1. Имя существительное «краснота» и прилагательное «красный» обозначают цвет. На основании каких признаков эти слова отнесены к разным частям речи?

2. Имя существительное «бег» и глагол «бегать» обозначают действие. На основании каких признаков эти слова отнесены к разным частям речи?

3. Укажите признаки, на основании которых мы относим к именам существительным такие слова, как, например, «шитье», «езда».

 

5. Сформулируйте вопросы к вариантам текста, чтобы предложить учащимся задания в качестве познавательных задач:

1 вариант

Слово «счетчик» образовано от «считать». Пока счет могли вести только сами люди, слово «счетчик» обозначало человека, производящего счет. Теперь у нас есть газовый счетчик, электрический счетчик, счетчик воды и многие другие приборы, называемые по их действию «счетчиками».

 

2 вариант

Слово «счетчик» образовано от «считать». Пока счет могли вести сами люди, слово «счетчик» называло человека, производящего счет.

6. Выразите свое отношение к упражнению, рекомендуемому П.П.Ивановым в книге «Словарная работа на уроках русского языка»:

«Списать следующие слова, распределить по родам и запомнить их:

Ботинок (м.р.), кофе (м.р.), гроздь (ж.р.), лебедь (м.р.), зал (м.р.), жираф (м.р.), жтрафа (ж.р.), рояль (м.р.), санаторий (м.р.), фильм (м.р.), мочало (ср.р.), табель (м.р.), тополь (м.р.), чучело (ср.р.), какао (ср.р.), пенсне (ср.р.), кенгуре (м.р.), пони (м.р.), какаду (м.р.)».

Предложите свои варианты работы по данной теме.

7. В связи с изучением какого материала по теме «Имя существительное» когда и как могут быть использованы следующие задания,

«Сделайте выводы, какую роль играют различия в падежных формах: «книга Саши» – «книга Саше». Приведите еще примеры, докажите».

«Часто о человеке, которого ругают, критикуют или незаслуженно упрекают, говорят: «склоняют по падежам». Почему так говорят? Попытайтесь показать это на примерах».

«Можно ли употребить слово «мозги» вместо слова «мозг»?»

 

8. Ученик определил падеж существительного следующим образом: «Работа выполнена в тетрадке. Тетрадке – окончание -е, дательный падеж. В тетради не было никаких исправлений. Тетради – родительный падеж, потому что окончание - и». Как относиться к такому ответу?

 

9. Предложите лингвистический материал и упражнения для изучения темы «Разносклоняемые имена существительные» и «Имена существительные общего рода».

 

10. Придумайте упражнения и подберите дидактический материал для формирования у обучающихся грамматических норм при изучении имени существительного.

 

11. Придумайте упражнения и подберите дидактический материал для ознакомления обучающихся со стилистическими ресурсами русского языка при изучении имени существительного.

 

12. Подобрать из разных источников (в т.ч. Интернета) не менее 15 занимательных упражнений (в том числе игр) для изучения имени существительного.

Тема, при изучении которой можно использовать упражнение Какие умения формирует Задание и дидактический материал (упражнение)
     

 

13. Выберите одну из программ, на основе анализа программы и учебника к ней подготовьте технологическую карту изучения одного из разделов, связанных с изучением имени существительного по схеме:

1. Программа и учебник:

2. Класс:

3. Название раздела (кол-во часов)

Тема (номера параграфов в учебнике, кол-во часов) Изучаемые понятия Решаемые проблемы Цели и планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
           

 

14. Составьте перечень возможных трудностей и затруднений обучающихся при изучении имени существительного.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: