Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона
1. Технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Комментируемый закон устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Положения комментируемой нормы полностью воспроизводят норму ст. 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", закрепляющей основные цели принятия технических регламентов. При этом в ч. 2 указанной статьи названного нормативного акта указано, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Таким образом, в рассматриваемой норме закреплен исчерпывающий перечень целей, ради которых был принят комментируемый закон. Закрепление целей в комментируемой норме более чем оправдано. Отсутствие законодательно закрепленных целей в какой-то степени осложняет и оценку эффективности действия закона, поскольку одним из необходимых условий определения эффективности норм права является оценка результатов их действия с точки зрения полноты реализации целей, поставленных законодателем*(1).
|
В русском языке под словом "цель" понимается то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; поставленная задача, определенное намерение; назначение, смысл чего-либо предпринятого*(2). В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность*(3). Применительно к комментируемой статье цель следует трактовать как назначение, смысл принятия технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
2. Прежде всего, следуя конституционно установленным приоритетам, основной целью принятия комментируемого закона выступает защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 2, 18). Одним из основных прав, закрепленных в ст. 20 Конституции РФ, является право каждого на жизнь, оно неотчуждаемого и принадлежит каждому от рождения. За лишение жизни человека уголовным законодательством предусмотрены суровые меры ответственности, вплоть до смертной казни.
С правом на жизнь тесно связано и право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ). В энциклопедических словарях термин "здоровье" понимается как состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие; отсутствие недуга, болезни*(4). В соответствии с Преамбулой Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.
|
Представляется, что используемое в комментируемой норме понятие "гражданин" следует трактовать более широко. Так, право на жизнь, здоровье, имущественные права не ставятся в зависимость от наличия у индивида гражданства, перечисленные права являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому: гражданам РФ, лицам без гражданства, иностранным гражданам, гражданам с двойным гражданством. Следовательно, понятие "гражданин" в комментируемой норме должно означать не только лицо, имеющее устойчивую правовую связь лица с тем или иным государством, но и любого другого человека, находящегося в Российской Федерации, на территорию которой распространяется действие комментируемого закона.
Согласно ч. 2, 3 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Анализ норм гражданского законодательства позволяет рассматривать в качестве имущества движимые и недвижимые вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права (ст.ст. 128, 130 ГК РФ).
|
Исходя из поставленной в комментируемой норме цели, защите подлежит имущество не только физических лиц, но и имущество юридических лиц, а также имущество Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; иметь иные имущественные права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, провозглашаемая цель направлена на защиту имущества физических лиц, в т.ч. и индивидуальных предпринимателей, а также глав крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность без образования юридического лица.
По действующему гражданскому законодательству юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими (преследующими цель извлечения прибыли) либо некоммерческими организациями, т.е. не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели их деятельности и не распределяющими полученную прибыль между участниками. Организационно-правовыми формами коммерческих организаций могут выступать хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества на вере, коммандитные товарищества и др.), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Перечисленные субъекты гражданских правовых отношений также могут обладать имуществом, которое подлежит защите. От имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований, соответственно, - органы местного самоуправления в рамках их компетенции. Однако в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
3. Еще одной целью принятия комментируемого закона выступает охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, которая также проистекает из конституционных положений, провозглашающих право каждого на благоприятную окружающую среду. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды заключается в деятельности органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
В рамках реализации цели охраны окружающей среды специально выделена охрана жизни и здоровья животных и растений, хотя эти понятия соотносятся как целое и часть. Состояние растительного и животного мира характеризуют критерии загрязнения воздушной среды, воды, почв, истощения природных ресурсов, деградации экосистем. В русском языке существительное "животное" толкуется так: живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями*(5). Согласно гражданскому законодательству животные выступают объектами гражданских прав (имуществом). Однако, как это следует из ст. 137 ГК РФ, данная норма распространяется только на так называемых домашних животных, охрана и защита которых является обязанностью их владельцев. В законодательстве закреплено, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Охрана диких животных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире". Дикие животные (организмы животного происхождения), постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, согласно названному нормативному акту являются основной составляющей животного мира. Охрана животного мира предполагает деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для его устойчивого использования и воспроизводства его объектов.
Растения также нуждаются в особой охране, поскольку они весьма чувствительны к нарушениям окружающей среды, при этом наиболее наглядно отражают изменения экологической обстановки территории в результате антропогенного воздействия. Негативные изменения отражаются как в структуре растительного покрова (уменьшение площади коренных ассоциаций, изменение лесистости), так и в растительных сообществах и отдельных видах (популяциях) (например, изменение видового состава). Уменьшение запаса древесины основных лесообразующих пород свидетельствует о процессе деградации лесных экосистем в результате неудовлетворительной лесохозяйственной деятельности. Лесные пожары также являются опасным фактором, приводящим к деградации значительных площадей лесных экосистем. Повреждение растительности заповедников свидетельствует об изменениях в среде обитания, имеющих субрегиональный и региональный характер*(6).
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.04.2007 N 101 утверждены особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов.
Мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.
4. Целью принятия комментируемого закона стали и превентивные меры, направленные на недопущение введения приобретателей в заблуждение. Несмотря на достаточно частое употребление понятия "приобретатель", в действующем законодательстве отсутствует определение данного термина. Синонимами глагола "приобрести", от которого образовано существительное "приобретатель", являются слова завести, получить; обрести, принять и т.п.*(7) Анализ гражданского законодательства, где это понятие встречается чаще всего, позволяет в качестве приобретателя рассматривать любое лицо, которое получает в собственность, владение, пользование по возмездным или безвозмездным сделкам ту или иную вещь. Следовательно, понятие "приобретатель" является собирательным и подразумевает под собой собственника здания или сооружения, в т.ч. и потенциального собственника, владельца, например, арендатора помещений в зданиях и сооружениях, и других лиц. В рамках данного понятия можно рассматривать и потребителя, которым согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Основными правами потребителя в соответствии с действующим законодательством являются право на приобретение товара (работы, услуги) надлежащего качества; право потребителя на безопасность товара (работы, услуги); право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). В частности, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение, информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Введение в заблуждение означает создание у кого-либо ошибочного, неправильного, ложного мнения. Таким образом, принятие комментируемого нормативного акта направлено на то, чтобы у потребителя не могло возникнуть ошибочного мнения (заблуждения) относительно зданий и сооружений, их основных характеристик. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в проектной документации здания или сооружения должны содержаться идентификационные признаки здания или сооружения, срок эксплуатации здания или сооружения и их частей; показатели энергетической эффективности здания или сооружения; степень огнестойкости здания или сооружения.
5. Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений тоже является целью принятия комментируемого закона. Энергетическая эффективность согласно Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Нормативные показатели энергетической эффективности, устанавливаемые в нормативных документах по стандартизации, разрабатывают на основе достижения экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем мировом уровне развития техники и технологий; соблюдения нормативных требований по охране окружающей среды; использования имеющегося опыта нормирования показателей энергоэффективности и обоснования принимаемых значений соответствующими расчетами, экспериментами, испытаниями; гармонизации с международными, региональными, зарубежными национальными стандартами.
Требования энергетической безопасности устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требованиями к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18. Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.
Здания, строения, сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, которые включают в себя: показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении; требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям; требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
В составе требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны быть определены требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено. При этом срок, в течение которого выполнение таких требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее чем пять лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.
6. Целями принятия комментируемого закона выступают защита, охрана, обеспечение перечисленных объектов. С точки зрения русского языка, существительное "защита" и глагол "защитить" означают - "охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности; предохранить, обезопасить". Таким образом, назначение комментируемого закона заключается в недопущении нарушения прав граждан на жизнь, здоровье, их имущественных прав, а также прав потребителей, имущественных прав юридических лиц, государства и муниципальных образований; ухудшения состояния окружающей среды; несоответствия зданий, строений, сооружений или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности.
Поставленные цели достигаются путем установления комментируемым законом минимально необходимых требований, обеспечивающих механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасные для здоровья человека условия проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасность для пользователей зданиями и сооружениями; доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетическую эффективность зданий и сооружений; безопасный уровень воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Содержащиеся в комментируемом техническом регламенте обязательные требования к зданиям и сооружениям или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в комментируемый технический регламент.
Статья 2. Основные понятия
1. Положения комментируемой статьи посвящены раскрытию основных понятий, используемых в законе, с тем чтобы обеспечить лучшее восприятие и понимание правоприменителем тех или иных требований, предъявляемых к зданиям и сооружениям. Такая позиция законодателя представляется оправданной, поскольку терминология, используемая в комментируемом законе, во многом носит специальный характер. Учитывая комплексный характер требований, устанавливаемых для зданий и сооружений в рассматриваемом техническом регламенте, положения ч. 1 комментируемой статьи обосновывают необходимость заимствования отдельных понятий, используемых в законодательстве о техническом регулировании, о градостроительной деятельности и о пожарной безопасности. В частности, в комментируемом законе нашли отражение положения ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ГрК РФ, Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и других. Однако используемые в законе термины и понятия содержатся не только в законах, но и в подзаконных нормативных актах, где приоритетное значение имеют различные государственные стандарты, строительные правила, санитарные правила и нормы (ГОСТы, СП, СанПиН) и другие.
2. Наряду с терминологией, используемой в законодательстве о техническом регулировании, о градостроительной деятельности и о пожарной безопасности, в части 2 комментируемой статьи сосредоточены основные понятия, специально сформулированные для целей рассматриваемого технического регламента. Комментируемая норма содержит 28 дефиниций используемых в законе основополагающих терминов, раскрывающих их содержание. Прежде всего, в комментируемой норме даны развернутые, достаточно понятные для восприятия определения понятий "здания", "сооружения" как основных категорий, безопасности которых посвящен комментируемый нормативный акт.
Исходя из дефиниций комментируемой статьи, здание характеризуется следующими основными чертами:
1) во-первых, это результат строительства;
2) во-вторых, оно имеет определенный объем (объемную строительную систему), который может располагаться как над землей, так и под землей, или же иметь и надземную и подземную части. Исходя из буквального толкования прилагательного "надземный", означающего "находящийся на поверхности или над поверхностью земли", здание может располагаться как на земле, так и над землей*(8). Системное толкование ч.ч. 6, 23 ст. 2 комментируемого закона позволяет сделать вывод, что употребление данного прилагательного для раскрытия понятия "здание" представляется не совсем удачным, поскольку оно не позволяет с этой точки зрения разграничить здания и сооружения, ввиду того что последние также могут состоять из наземной, надземной и (или) подземной частей. Более того, надземное расположение более характерно для сооружений (мосты, галереи и т.п.), здания же, как правило, располагаются непосредственно на поверхности земли.
Анализ действующего законодательства, объектом правового регулирования которого являются различные здания и сооружения, также позволяет сделать вывод, что здания характеризуются наличием наземных и (или) подземных частей, а сооружения - наземных, надземных и (или) подземных частей (например, п.п. 3.1, 3.2 Стандарта организации ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.100.003-2008 "Здания и сооружения ТЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования", утвержденного приказом ОАО РАО "ЕЭС России" от 06.03.2008 N 100);
3) в-третьих, оно должно включать в себя помещения (части объема здания, имеющие определенное назначение и ограниченные строительными конструкциями), сети инженерно-технического обеспечения, т.е. совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий, и системы инженерно-технического обеспечения (системы здания, предназначенные для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности);
4) в-четвертых, иметь специальное предназначение, а именно использоваться для:
проживания людей;
деятельности людей. При этом здание может быть одновременно предназначено и для проживания, и для деятельности людей (к примеру, жилые дома, на нижних этажах которых располагаются офисные помещения);
размещения производства (производственные здания);
хранения продукции (склады, оптовые базы и т.п.);
содержания животных (например, коровники, конюшни, свинарники и т.п.).
Сооружение (туннели, галереи, эстакады, каналы, бункера, этажерки, площадки, антресоли), как и здание, также является результатом строительства, но при этом характеризуется тем, что:
1) во-первых, может представлять собой не только объемную, но плоскостную или линейную строительную систему;
2) во-вторых, в отличие от зданий, которые могут иметь надземные и подземные части, сооружения могут иметь и наземную часть;
3) в-третьих, сооружения имеют особые составляющие: несущие конструкции, а в отдельных случаях и ограждающие строительные конструкции. В целом строительные конструкции представляют собой части здания или сооружения, выполняющие определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции. Несущие конструкции представляют собой конструктивные элементы (деревянные, каменные, стальные, бетонные и т.п.), воспринимающие основные нагрузки зданий и сооружений и обеспечивающие их прочность, жесткость и устойчивость. Несущие конструкции делятся на вертикальные (стены, столбы, колонны) и горизонтальные (балки, фермы и др.). Ограждающие конструкции зданий и сооружений, строительные конструкции (стены, перекрытия, покрытия, заполнения проёмов, перегородки и т.д.) ограничивают объём здания (сооружения) и разделяют его на отдельные помещения. Основное назначение ограждающих конструкций заключается в защите (ограждении) помещений от температурных воздействий, ветра, влаги, шума, радиации и т.п. В этом состоит их отличие от несущих конструкций, воспринимающих силовые нагрузки, однако это отличие условно, т.к. часто ограждающие и несущие функции совмещаются в одной конструкции (стены, перегородки, плиты перекрытий и покрытий и др.)*(9).
4) в-четвертых, основное предназначение сооружений сводится к выполнению производственных процессов различного вида, хранению продукции, временному пребыванию людей (к примеру, метрополитен), перемещению людей и грузов (например, аэродром, железная дорога, мосты и т.п.).
3. В комментируемой норме содержится и ряд других определений, отражающих основные характеристики зданий и сооружений (например, жизненный цикл зданий и сооружений), их структуру (их составляющие: помещения, основание здания или сооружения, строительная конструкция), а также определения ситуаций и обстоятельств, оказывающих то или иное воздействие на здания и сооружения (к примеру, нормальные условия эксплуатации; опасные природные процессы и явления и другие).