Социально-экономическая политика нанкинского правительства




Власть Гоминьдана характеризовалась сращиванием военной, партийной и административной бюрократии. Гоминьдан не представлял интересы имущих классов - землевладельцев и буржуазии, он отражал интересы «государства» как высшего начала.

Социально-экономическая политика нанкинского правительства

Придя к власти, Гоминьдан заявил о стремлении проводить социально-экономическую политику в духе учения Сунь Ятсена. Однако выработать программу обоснованных экономических и социальных мероприятий, которая могла бы стать основой правительственной политики, Гоминьдану в эти годы так и не удалось, хотя подобные попытки и предпринимались.

В октябре 1928 г. нанкинцы опубликовали «Программу политической опеки» и «Органический закон Национального правительства Китайской республики», в которых определялось и обосновывалось политическое устройство страныНовейшая история Китая, 1917-1970 гг. / Отв. ред. М. И. Сладковский. - М., 1972. - С. 125..

При всем этом социально-экономическая политика правительства может быть охарактеризована в первую очередь как националистическаяи как таковая она имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества. Главной особенностью этой политики была все возраставшая роль государства в экономическом строительстве.

Республика унаследовала отсталую экономику, после 10\912г. экономическая ситуация еще более ухудшилась, по-прежнему была слабо развита тяжелая индустрия. Легкая промышленность, хотя и возросла после Первой мировой войны, находилась в основном в руках иностранного капитала. Транспортная сеть не отвечала потребностям экономического роста. Серьезного пересмотра требовала существовавшая система землевладения. Многие районы страны по-прежнему страдали от голода. Сельское хозяйство находилось в состоянии стагнации История Китая / В.В. Адамчик, А.Н. Бадан, - М., 2007. - С. 678..

Активная этатистская экономическая политика гоминьдановского правительства имела значительную поддержку китайской общественности, что и позволило столь успешно провести восстановление таможенной автономии, а затем и радикально воздействовать, используя ее, на развитие внутреннего рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностранной конкуренции. Развитию национального рынка способствовало и решение правительства (17 мая 1930 г.) о ликвидации внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).

Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание государственной банковской системы. Начало ей положено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, созданного исключительно на правительственные средства, без участия частного национального или иностранного капитала. Одновременно превращены в смешанные путем внесения правительственного пая в капитал два старых банка - Банк Китая и Банк коммуникаций. Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк.

Проводя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монеты и запретило хождение серебра в слитках(ляны).А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была объявлена радикальная валютная реформа- с этого времени единственным законным платежным средством становились банкноты правительственных банков.

Результатом денежной реформы было укрепление положения национальной валюты и общая стабилизация китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской экономики.

В 1936 г. с учетом государственных вложений в частные банки правительство держало в своих руках уже 49% общего капитала банков современного типа и 61% их активов. В изменившейся ситуации в деятельности правительственных банков появляются новые тенденции: они предпринимают попытки включиться в промышленное предпринимательство, железнодорожное строительство, в создание пароходных компаний, привлечь частный капитал к совместной предпринимательской деятельности.

Постепенно в рамках нанкинского правительства складывается аппарат экономического контроля и регулирования, в недрах которого вызревают концепции планирования экономического развития.

Активно сказалась правительственная экономическая политика на развитии транспортной инфраструктуры. Была создана национальнаягражданская авиация, как никогда быстро строилисьшоссейные дороги, расширился национальныйпаровой флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженностьжелезных дороги их грузооборот.

Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая. Под влиянием протекционистской политики гоминького правительства, а также под воздействием общего экономического оживления значительно изменился импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия - этих традиционных для предшествующих десятилетий предметов импорта - резко сократился.

Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавшихся как «аграрная реконструкция»: введением системы круговой поруки(баоцзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и образования, помощью в создании различных форм кооперации История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. - М., 2004. - С. 504-505..

Таким образом, в рассматриваемое десятилетие определенный рост производительных сил деревни позитивно сказался и на некотором росте благосостояния крестьянства. Переворот Чан Кайши весной 1927 г., несомненно, был направлен не против внешних врагов и полуколониальной зависимости, а, исключительно, против КПК и других левых организаций. Об этом говорит и весь последующий период (1927 - 1949 гг.), когда Гоминьдан находился у власти. На протяжении всех этих лет между КПК и Гоминьданом шла практически непрерывная война. Даже захват Японией Маньчжурии в 1931 г. и крупномасштабная война с 1937 г. не смогли сгладить это противоречие. В памяти крестьянства это десятилетие осталось как относительно благополучное. Недостаточная экономическая эффективность этой политики дополнялась неэффективностью социальной: Гоминьдан не сумел получить активной поддержки ни господствующих слоев деревни, ни простых тружеников. Более того, в первые годы установления гоминьдановского режима в некоторых районах крупные землевладельцы открыто выступали против гоминьдановской политики в деревне, даже были случаи убийства присылаемых Нанкином чиновников, руководителей местных гоминьдановских организаций. Это была своеобразная реакция «справа» на реформистскую политику Гоминьдана. Все это существенно ослабляло гоминьдановский режим

 

 

ВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПЕРИОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОПЕКИ
(1 июня 1931 г.)
Национальное правительство, в видах переустройства Китайской республики на основе «трех народных принципов» и «конституции пяти властей», составляющих закон революции, вышедшей уже из военного периода и вступившей в период политической опеки, считает необходимым обнародовать временную конституцию, которой все должны повиноваться в целях скорейшего установления конституционного правления и передачи политической власти избранному народом правительству, а также в целях выполнения завещания нашего покойного вождя, для чего в столице был созван государственный народный конвент (гоминь хуэй). Настоящим указанный государственный народный конвент провозглашает следующую временную конституцию, которая должна действовать в течение периода политической опеки.
Глава I
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 1. Территория Китайской республики состоит из различных провинций, из Монголии и из Тибета.
Статья 2. Суверенитет Китайской республики пребывает во всей совокупности китайского народа.
Все, пользующиеся в соответствии с законом китайским гражданством, являются гражданами (гоминь) Китайской республики.
Статья 3. Китайская республика всегда будет единой республикой.

Статья 4. Государственный флаг Китайской республики будет иметь красный фон с «голубым небом и белым солнцем» в верхнем левом углу.
Статья 5. Нанкин будет национальной столицей Китайской республики.
Глава II
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 6. Все граждане Китайской республики будут равны перед законом без различия пола, расы, религии или общественного положения.
Статья 7. Граждане Китайской республики в соответствии с постановлением статьи 8 «Программы государственного переустройства» будут пользоваться в совершенно автономных округах правами выборов, инициативы, отозвания и референдума, предусмотренными статьей 9 «Программы государственного переустройства».
Статья 8. Никто не может арестовываться, задерживаться, предаваться суду или наказываться, иначе как по закону.
Когда кто-либо подвергается аресту или задержанию по подозрению в преступлении, то власть, ответственная за его (или ее) арест или заключение, должна направить его (или её) в соответствующий суд не позднее чем через 24 часа. Данное лицо или от его имени всякое другое лицо может требовать, чтобы оно было доставлено в суд для допроса в течение 24 часов.
Статья 9. Никто, помимо лиц, состоящих на действительной военной службе, не может предаваться военному суду, иначе как по закону.
Статья 10. Нельзя проникать в частные жилища населения, производить в них обыск или опечатывать их, иначе как по закону.
Статья 11. Все будут пользоваться свободой совести.
Статья. 12. Все будут пользоваться свободой выбора и перемены места своего жительства; отказывать в этой свободе или ограничивать её нельзя, иначе как по закону.
Статья 13. Все будут иметь право на тайну переписки и телеграфных сообщений; отказывать в этой свободе или ограничивать её нельзя, иначе как по закону.
Статья 14. Все будут пользоваться свободой собраний и союзов; отказывать в этой свободе или ограничивать её нельзя, иначе как по закону.
Статья 15. Все будут пользоваться свободой слова и свободой печати; отказывать в этой свободе или ограничивать её нельзя, иначе как по закону.
Статья 16. Частная собственность не будет опечатываться или конфисковываться, иначе как по закону.
Статья 17. Осуществление права собственности частными собственниками, поскольку это не нарушает общественных интересов, будет защищаться законом.
Статья 18. Собственность населения может отчуждаться в соответствии с законом, когда общественные интересы требуют этого.
Статья 19. Все будут иметь право наследовать собственность в соответствии с законом.
Статья 20. Все будут иметь право петиций.
Статья 21. Все будут иметь право вести судебные дела в соответствии с законами.
Статья 22. Все будут иметь право обращаться с петициями и вести административно-судебные дела в административном суде в соответствии с законом в целях возмещения ущербов, причиненных административными органами правительства.
Статья 23. Все будут иметь право держать экзамены на получение гражданской службы в соответствии с законом.
Статья 24. Все могут в соответствии с законом занимать публичные должности.
Статья 25. Все будут обязаны платить налоги в соответствии с законом.
Статья 26. Все будут обязаны нести военную службу и трудовые повинности для государства в соответствии с законом.
Статья 27. Все будут обязаны повиноваться мерам, принимаемым правительственными властями при исполнении ими своих обязанностей, в соответствии с законом.
Г л а в а III.
ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОПЕКИ
Статья 28. Политическая тактика и программа периода политической опеки должны согласоваться с «Программой государственного переустройства».
Статья 29. Система автономии округов будет введена в действие в соответствии с «Программой государственного переустройства» и с органическим законом об установлении автономии округов.
Статья 30. В течение периода политической опеки государственный конгресс делегатов гоминдана (Гоминдан Уюаньго дай бяю дах уэй) будет осуществлять правительственную власть от имени государственного народного конвента. Во время перерывов в работе государственного конгресса делегатов гоминдана указанную власть будет осуществлять центральный исполнительный комитет гоминдана.
Статья 31. Национальное правительство будет обучать граждан и руководить ими при осуществлении ими своих четырех политических прав: выборов, отозвания, инициативы и референдума.
Статья 32. Национальное правительство будет осуществлять пять правительственных властей, а именно: исполнительную, законодательную, судебную, экзаменационную и власть надзора.

Глава IV
НАРОДНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Статья 33. B видах развития экономического благосостояния народа, государство будет всячески поощрять и охранять производственные предприятия населения.
Статья 34. В видах развития сельского хозяйства, улучшения условий существования земледельцев и повышения крестьянского благосостояния государство предпримет решительные шаги для проведения следующих мер:
1) распашки пустующих земель страны и развития дела орошения обрабатываемых участков;
2) создания учреждений сельскохозяйственного кредита и поощрения кооперативных предприятий в сельских общинах;
3) введения в действие системы [публичных] житниц во избежание голода и других бедствий и в пополнение продовольственного снабжения населения;
4) развития сельскохозяйственного образования с особо внимательным отношением к новейшим научным достижениям в целях широкого развития сельскохозяйственных предприятий и повышения производительности сельского хозяйства;
5) поощрения дорожного строительства в сельских местностях в целях облегчения перевозки сельскохозяйственных продуктов.
Статья 35. Государство будет открывать и разрабатывать угольные копи, золотые прииски и железные рудники; оно будет поощрять и охранять частные горные предприятия.
Статья 36. Государство будет вести и создавать государственные судоходные предприятия, а также поощрять и охранять частные судоходные предприятия.
Статья 37. Все будут вольны избирать себе профессию или занятие. Однако если это нарушает общественные интересы, то государство может ограничивать в соответствии с законом эту свободу или отказывать в ней.
Статья 38. Все будут вольны заключать контракты; эта свобода, поскольку она не противоречит общественным интересам и добрым нравам, будет защищаться законом.
Статья 39. В видах экономического благосостояния граждан и развития тесного сотрудничества капитала и труда население может создавать профессиональные союзы в соответствии с законом.
Статья 40. Труд и капитал будут развивать производственные предприятия на принципе сотрудничества и взаимной выгоды.
Статья 41. В видах улучшения условий существования рабочих государство будет издавать законы об охране труда и оказывать особую защиту трудящимся детям и работницам с учетом их возраста и здоровья.
Статья 42. В видах страхования и поддержания тех крестьян и рабочих, которые не в состоянии работать вследствие несчастных случаев, болезней, инвалидности или старости, государство установит систему рабочего страхования.
Статья 43. В экономических интересах населения государство будет поощрять и вызывать к жизни различные кооперативные предприятия.
Статья 44. Государство может контролировать и регулировать производство или потребление, а равно рыночные цены предметов первой необходимости для населения.
Статья 45. Будут изданы законы по борьбе с ростовщичеством и чрезмерной арендной платой за недвижимую собственность.
Статья 46. Государство будет предоставлять надлежащие пенсии тем военным, которые потеряли трудоспособность на действительной службе.

Г л а в а V
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 47. «Три народных принципа» будут служить руководящими основами народного образования в Китайской республике.
Статья 48. Мужчина и женщина будут иметь одинаковую возможность получать образование.
Статья 49. Все публичные и частные учебные заведения в стране будут подчинены государственному контролю и будут обязаны проводить в жизнь усвоенную государством политику народного образования.
Статья 50. Все дети школьного возраста должны получать бесплатное обучение. Подробности будут определены особым законом.
Статья 51. Не получившие бесплатного обучения во время своей юности будут получать особое обучение, установленное для взрослых. Подробности будут особо определены законом.
Статья 52. Центральное и местные правительства будут отпускать достаточные средства для необходимых расходов на народное образование и гарантировать эти средства, составляющие в силу закона особый фонд.
Статья 53. Государство будет поощрять и субсидировать частные учебные заведения, достигшие особо удовлетворительных результатов.
Статья 54. Поощрение и денежная помощь будут оказываться делу образования китайцев, живущих за пределами страны.
Статья 55. Правительство будет поощрять и поддерживать административный или преподавательский персонал учебных заведений, служащий с успехом и в течение долгого времени.
Статья 56. Все публичные и частные учебные заведения страны будут устанавливать стипендии и награды в целях поощрения учеников, преуспевающих, но лишенных средств.
Статья 57. Государство будет поощрять и оберегать изыскания и открытия в области наук или техники.
Статья 58. Государство будет защищать и сохранять исторические памятники и предметы старины, имеющие ценность историческую, культурную или художественную.
Глава VI
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И МЕСТНЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
Статья 59. При распределении власти между центральным правительством и местными правительствами будет проведен принцип равновесия властей, как он установлен в статье 17 «Программы государственного переустройства».
Статья 60. Различные местные правительства могут в соответствующих пределах своего ведения издавать и вводить в действие местные законы и распоряжения. Если эти законы и распоряжения окажутся в противоречии с теми, которые были обнародованы центральным правительством, то они будут недействительны и лишены силы.
Статья 61. Распределение источников дохода между центральным правительством и местными правительствами будет определяться особым законом.
Статья 62. Центральное правительство может путем закона подвергать ограничениям всякие местные пошлины, если они:
1) нарушают общественные интересы;
2) наносят ущерб источникам дохода центрального правительства;
3) составляют двойное обложение;
4) препятствуют сообщениям [между частями республики];
5) несправедливо облагают, к выгоде лишь какой-нибудь одной данной местности, товары, ввозимые из других местностей;
6) носят характер транзитной пошлины на продукты, провозимые по различным местностям.
Статья 63. Право предоставления патентов и монополий принадлежит одному лишь центральному правительству.
Статья 64. Когда та или иная из провинций вступит в период конституционализма, тогда разделение власти между центральным правительством и местными правительствами будет подробно определено законом в соответствии с «Программой государственного переустройства».
Глава VII
УСТРОЙСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВ
Отдел I
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 65. Национальное правительство будет осуществлять всю полноту правительственной власти Китайской республики.
Статья 66. Национальному правительству будет принадлежать верховное командование сухопутными, морскими и воздушными силами.
Статья 67. Национальному правительству будет принадлежать право объявления войны, установления мира и заключения договоров.
Статья 68. Национальное правительство будет осуществлять право предоставления амнистии, помилования, смягчения наказаний и восстановления в гражданских правах.
Статья 69. Национальное правительство будет осуществлять право пожалования почетных званий и орденов.
Статья 70. Национальное правительство будет устанавливать и опубликовывать бюджет и финансовую роспись государственных доходов и расходов на каждый финансовый год.
Статья 71. Национальное правительство будет состоять из 5 следующих юаней: исполнительного юаня, законодательного юаня, судебного юаня, экзаменационного юаня и контрольного юаня, а также из различных министерств и комиссий.
Статья 72. Национальное правительство будет иметь председателя и необходимое число государственных советников, избираемых и назначаемых центральным исполнительным комитетом гоминдана. Число государственных советников будет установлено особым законом.
Статья 73. Председатель национального правительства будет представлять нацию как внутри страны, так и за границей.
Статья 74. Председатели юаней и главы различных министерств и комиссий будут назначаться и увольняться в соответствии с законом национальным правительством по предложению председателя национального правительства.
Статья 75. Все законы будут обнародоваться и указы издаваться за подписью председателя национального правительства в соответствии с законом.
Статья 76. Различные юани, министерства и комиссии могут издавать указы в соответствии с законами.
Статья 77. Устройство национального правительства, различных юаней, министерств и комиссий будет определено особыми законами.
Отдел II
МЕСТНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Статья 78. В каждой провинции будет установлено провинциальное правительство, которое будет вести все дела провинции под руководством центрального правительства. Устройство провинциальных правительств будет определено особым законом.
Статья 79. Когда в соответствии со статьей 16 «Программы государственного переустройства» какая-либо провинция вступит в период конституционализма, тогда провинциальное собрание народных депутатов будет иметь право избирать губернатора провинции.
Статья 80. Система местного управления в Монголии и Тибете будет определена особым законом с учетом местных условий.
Статья 81. В каждом из округов будет установлено окружное правительство, на котором будет лежать ведение окружных дел под руководством провинциальных правительств. Eго устройство будет определено особым законом.
Статья 82. В каждом из округов будет создана комиссия по подготовке окружной автономии для выработки подготовительных мер, предусмотренных в статье 8 «Программы государственного переустройства». Ее устройство будет определено особым законом.
Статья 83. Муниципалитеты могут создаваться в тех местностях, в которых это оправдывают промышленность и торговля, численность населения и другие особые условия. Устройство этих муниципалитетов будет определено особым законом.
Глава VIII
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 84. Все те существующие или последующие законы, которые оказались бы в противоречии с этой временной конституцией, будут недействительны и лишены силы.
Статья 85. Право толкования этой временной конституции будет осуществляться центральным исполнительным комитетом гоминдана Китая.
Статья 86. Проект постоянной конституции будет подготовлен законодательным юанем в соответствии с «Программой государственного переустройства» и с тем, что будет достигнуто за период политической опеки и в период конституционализма. Указанный проект будет надлежащим образом доведен до сведения всего населения, с тем, чтобы подготовить его принятие и введение в действие в подходящее время.
Статья 87. Когда большинство провинций страны вступит в период конституционализма, т. е. когда окружная автономия будет полностью введена в каждой из этих провинций, тогда национальное правительство немедленно созовет государственный народный конгресс для вынесения решения о принятии и обнародовании постоянной конституции.
Статья 88. Настоящая временная конституция будет составлена государственным народным конвентом и передана национальному правительству для обнародования.
Статья 89. Настоящая временная конституция вступит в силу со дня ее обнародования.

 

 

Для Китая очень болезненна была проблема иностранных концессий – фактически отторгнутых от него территорий. Проявив дипломатические упорство, гоминдановское правительство добилось освобождения 20 из них (при общей численности 33). Были пересмотрены пункты договоров, предусматривающие экстерриториальность (неподсудность китайской юрисдикции) иностранных граждан.

Сложно складывались отношения с СССР. Советское правительство всесторонне поддерживало КПК, вступившую в открытую борьбу с Гоминьданом. Китайская сторона предъявляла правительству СССР претензии по поводу того, что советские консульства и торгпредства помогают коммунистам вести свою пропаганду, направленную против законной власти, что при необходимости те находят в них убежище. Ставился вопрос о закрытии советских учреждений.

Нанкинское правительство требовало полной передачи Китаю КВЖД, что в общем-то отражало настроения большинства китайцев. Проблема эта вскоре обострилась из-за действий маньчжурского лидера милитариста Чжана Сюэляна, находившегося, как мы помним, в относительном согласии с Чан Кайши. В мае 1929 г., явно не без одобрения Нанкина, было совершено нападение на советское консульство в Харбине, а в июле войска Чжан Сюэляна осуществили захват КВЖД. Все советские служащие были отстранены от работы, часть из них подверглась аресту. Такие действия встретили открытую поддержку Национального правительства. Иного и быть не могло, на стороне маньчжурских властей были даже многие руководящие деятели КПК.

Правительство СССР ответило решительными мерами, что было оправдано еще и тем, что заодно с милитаристскими частями действовали отряды русских белогвардейцев, обосновавшихся в Маньчжурии после окончания гражданской войны. Была сформирована Особая Дальневосточная армия под командованием В. К. Блюхера – недавнего главы советских советников при Гоминьдане. Дело дошло до крупного вооруженного конфликта, с советской стороны в сражениях участвовали танки. 20-тысячная маньчжурская группировка была разбита, половина ее солдат и офицеров оказалась в плену. С ними обращались гуманно, вели активную пропагандистскую работу, разъясняя, что они стали жертвами происков мировой буржуазии и ее наймитов. Дипломаты тем временем искали пути к примирению, и в конце 1929 г. представители СССР подписали соглашения сначала с маньчжурской стороной (в Ново-Уссурийске), а потом с китайской (в Хабаровске) – ситуация на КВЖД была возвращена к изначальному состоянию. Однако китайские руководители придерживались прежней точки зрения – КВЖД целиком должна принадлежать их стране. Проблема эта становилась яблоком раздора на всех последующих советско-китайских переговорах. Дипломатические отношения между странами были восстановлены только в 1932 г., после того, как Япония совершила агрессию в Маньчжурии.

Вторжение туда японской Квантунской армии началось в октябре 1931 г. с территории Кореи (аннексированной Японией в 1910 г.) после явно спровоцированного инцидента. Оккупация была проведена быстро, милитаристским войскам явно не по силам было оказать эффективное сопротивление – и они его почти не оказывали.

Японскому руководству было очень желательно, чтобы нанкинское правительство не просто согласилось на этот захват, но и признало бы его важным шагом к созданию «сферы совместного процветания», которая объединила бы под эгидой Японии сначала весь дальневосточный регион, (включая, разумеется, Китай), а потом и многие другие страны Азии.

Но китайская сторона не собиралась идти навстречу таким пожеланиям. Япония пошла на обострение ситуации: в январе 1932 г. в устье Янцзы высадился большой японский десант и завязал бои с китайской армией на подступах к Щанхаю. Но китайцы – и военнослужащие, и пришедшие им на помощь мирные жители сражались героически, и нападавшие не смогли захватить город.

Тогда в Маньчжурии, провинции со сложным этническим составом населения, была инспирирована кампания за полную независимость от Китая. Поддержав эту «инициативу», японские оккупационные власти приступили к созданию государства Маньчжоу-го. Причем не просто государства, а империи, во главе которой, после некоторых колебаний, согласился встать последний китайский император из маньчжурской династии Пу И.

В начале 1932 г. границы Маньчжоу-го были расширены за счет аннексии еще нескольких северокитайских территорий. Руководство Гоминьдана понимало, что сил для противостояния агрессии у Китая пока недостаточно, да и в собственных его рядах было немало тех, кто выступал за стратегическое сотрудничество с Японией – среди них все тот же Ван Цзинвэй. Западные державы, на словах осуждая агрессора, реальной поддержки Китаю не оказывали (хотя межимпериалистические противоречия на Дальнем Востоке обострялись).

В мае 1933 г. нанкинское правительство было вынуждено подписать с Японией соглашение, которым предусматривалась демилитаризация граничащей с Шаньдунским полуостровом северо-восточной провинции Хэбэй. А по секретному договору, заключенному в июне 1935 г., практически весь Северный Китай подпадал под японский военный контроль. Но аппетиты японского правительства непрерывное росли: благодаря его подстрекательству, в 1935 г. традиционная монгольская знать во главе с князем Дэваном развернула движение за самоопределение Внутренней Монголии.

Значительное расширение советского движения в 1929—1930 гг., укрупнение революционных баз, все более успешные действия Красной армии не могли не напугать не только мест-ных милитаристов, но и нанкинское правительство. В течение г. силами местных милитаристов, а частично и нанкинского правительства, были предприняты три карательных похода против Центрального советского района (стык юго-восточной Цзян-си и западной Фуцзяни). Умелые партизанские действия Красной армии, а также распри между милитаристами и нанкинским правительством привели к провалу этих карательных походов. Последний из них нанкинское правительство было вынуждено прекратить в сентябре 1931 г., ибо ему пришлось срочно перебрасывать свои войска на север в связи с наступлением японских захватчиков в Маньчжурии.

Провал этих карательных операций и продолжающееся развитие советского движения привели к складыванию ряда уже стабильных советских районов: Центрального советского района, районов на стыках провинций Хубэй—Хэнань—Аньхой, Ху-нань—Хубэй (по обоим берегам Янцзы к западу от Уханя), Цзян-си—Фуцзянь—Чжэцзян, Шэньси—Ганьсу, Шэньси—Сычуань и в некоторых других местах.

Стабилизация и укрепление советских районов позволили поставить вопрос и об их политическом объединении. В ноябре 1931 г. в г. Жуйцзине (юго-восточная Цзянси) состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов. Съезд провозгласил Китайскую Советскую Республику и принял ее Конституцию, а также законы о земле, о труде, об экономической политике. Конституция определяла Советы как органы демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, предоставляя право избрать и быть избранным в Советы всем трудящимся по достижении 16-летнего возраста. Конституция провозглашала право всех наций, населяющих Китай, на самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств. Закон о земле предусматривал безвозмездную конфискацию всех земель крупных землевла-дельцев и кулаков и уравнительное распределение земли между малоземельными и безземельными крестьянами при предоставлении кулаку трудового надела. Председателем ЦИК Китайской Советской Республики и советского правительства был избран Мао Цзэдун, а его заместителями — Чжан Готао и Сян Ин.

Решения съезда, включая и Конституцию, носили прежде всего программный характер. Реальная политика советских районов определялась больше всего потребностями войны с гоминьдановским режимом. Это относится и к деятельности Советов, которые по сути оставались своего рода военно-революционными комитетами по мобилизации масс на борьбу с Гоминьданом, так и не став органами самоуправления трудящихся. Объяснялось это не только условиями войны, но и тем, что усилившиеся в КПК военно-автократические тенденции лишали ее потребности в демократизации политической жизни в советских районах.

Важнейшим фактором расширения советского движения был процесс дальнейшего укрепления Красной армии. Стабилизация территории советских районов позволила значительно пополнить Красную армию за счет мобилизации деревенской молодежи. В 1933 г. ее численность достигла 300 тыс. человек. Именно в армии складывались и наиболее прочные партийные ячейки, охватывавшие примерно половину всех бойцов и командиров. Другим источником роста партийных рядов стали массовые кампании по вербовке членов партии среди деревенской бедноты в периоды раздела помещичьей земли. Все это привело к значительному росту численности партии. Так, в Центральном советском районе в конце 1931 г. насчитывалось 15 тыс., а в октябре 1933 г. — 240 тыс. членов партии.

Постепенно советские районы делаются не только основной сферой активной политической деятельности КПК, но и почти единственной. Гоминьдановские репрессии и левацкие ошибки партийного руководства лишают партию возможности работать в крупных городах. В этой связи в начале 1933 г. руководство ЦК КПК во главе с исполнявшим обязанности генсека после гибели в 1931 г. Сян Чжунфа Цинь Бансянем (Бо Гу) переехало из Шанхая в Жуйцзинь. Сюда же перемещается и центр внутрипартийной борьбы. Летом 1932 г. во время четвертого карательного похода Гоминьдана Мао Цзэдун и его сторонники попытались выступить против военных установок ЦК КПК, против усиления контроля ЦК за деятельностью Красной армии и органов власти Центрального советского района. На совещании партийных работников в Нинду военные установки Мао Цзэдуна, грозившие полной потерей стабильных районов, а также его левацкая аграрная политика, его террористические методы действий подверглись острой критике. В результате ЦК отстранил его от должности главного политкомиссара Красной армии (заменив Чжоу Эньлаем), но, учитывая его влияние и реальную власть в Центральном советском районе, оставил во главе ЦИК Китайской Советской Республики.

Образование Китайской Советской Республики происходило в своеобразной политической обстановке, определявшейся после 18 сентября 1931 г. усилением агрессии японского империализма. В краткосрочном плане этот новый фактор способствовал укреплению военных позиций советских районов, ослаблял возможности борьбы против них гоминьдановских войск. Однако в долгосрочной перспективе обстановка характеризовалась ростом национально-патриотических чувств китайского народа, повышением политической роли национального фактора, усилением центростремительных тенденций, постепенным укреплением гоминьдановского режима как режима националистического. КПК не сумела учесть этого изменения обстановки. Правда, советское правительство 5 апреля 1932 г. объявило войну Японии и выдвинуло лозунг национально-революционной войны. Коммунисты были наиболее активными организаторами партизанской антияпонской борьбы в Маньчжурии. Однако при этом основным лозунгом оставалось требование «свержения контрреволюционной власти Гоминьдана, предающего и унижающего Китай», сохранялся курс на победу советской революции во всем Китае. Наметившаяся консолидация гоминьдановского режима, его военно-политическое усиление, постепенное укрепление единства страны принципиально меняли ситуацию для развития советского движения, ибо исчезало основное условие этого успешного развития — состояние политического хаоса в стране. Такой разрыв между политическим курсом КПК и объективными условиями не мог не сказаться трагически на судьбах советского движения.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: