Уровни научного познания




Мотивация изучения темы

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени она начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и, в свою очередь, – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Цели занятия.

Учебные цели:

Знать:

З.1.Ознакомиться с понятиями «гносеология», «ощущение», «восприятие», «представление», «суждение», «умозаключение», «индукция», «дедукция»

З.2.Обеспечить систему знаний о чувственном и логическом позннии

Цель развития личности:

 

- Формировать представление об основах европейского миропонимания

 

 

Воспитательные:

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

Развиваюшие:

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

3.Интеграционные связи

 

Дисциплина Знать
   
- История Историю Средних веков
   
  - Клинические дисциплины   Понятия «болезнь», «врачебная тайна», «здоровье»
   

 

4.Оснащение:

Раздаточный материал: таблицы, схемы.

Основные этапы занятия

Название этапа Время этапа
1. Организационный момент 5 минут
2. Объяснение нового материала 130 минут
3. Закрепление материала 20 минут
4. Задание на дом 5 минут

6.Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2. Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

Дополнительная литература:

 

1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст] / Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799 с.

 

 

Лекция и ее содержание

План лекции

1. Сущность и формы познания.
2. Наука и научное познание
3.Методы научного познания

Сущность и формы познания.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Цель познания

Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.

Формы познания

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего:

- научное и ненаучное познание

-философское познание

- художественное познание

- мифологическое познание

- религиозное познание.

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания:

- эмпирический (опытный, чувственный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании.

- теоретический (рациональный). Теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Чувственное познание (или живое созерцание) у человека осуществляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осязания

и др., которые есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств — единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Это ощущения, восприятие и представление.

Ощущения — это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа — восприятия.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосредственно данного в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

Представление (repraesentatio, нем. Vorstellung)— вторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие. В более широком значении словом представление означается всякое воспроизведённое памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве представления.

Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Логическое познание - высшая ступень - осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.

 

Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

 

Умозаключение - простейший вид рассуждения, представляющий собой
непосредственный переход от одного или нескольких высказываний к образу.

 

Индукция (из лат, inductio «выведение, наведение»)— широко используемый в науке термин. Индуктивное умозаключение — метод рассуждения от частного к общему.

Дедукция, дедуктивный метод (от лат, deductio — выведение) — выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: