ЛЕКЦИЯ 1
(2 час)
Современное состояние общества и экономики страны все чаще указывает на необходимость обращения к проблемам управления социально-экономическими системами. В основе данной тенденции лежат концептуальные идеи основоположников теории социального управления[1]. Современные представления о социально-экономических системах базируются на понимании системы как совокупности объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности[2].
Существует, по меньшей мере, несколько десятков определению «система», которые используются в зависимости от контекста, области знаний, целей исследования.
Основной фактор, который влияет на различие в определениях состоит в том, что в использовании понятия «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны – как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективна модель реальности.
Социальная система — упорядоченное целое, состоящее из отдельных индивидов, групп, организаций, институтов, общностей и сообществ, объединенных социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия.
Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном уровне» действия и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры.
|
Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, совершаемых в обществе на основе сложившихся в нем отношениях собственности и хозяйственного механизма.
Главенствующую роль в экономической системе играет производство в совокупности с распределением, обменом и потреблением.
Социально-экономическая система – это совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, востребованных во внешней среде[3].
Данное определение для столь сложного понятия как система, не может быть полным. Оно должно быть дополнено описанием свойств системы и объяснением характера отношений между ее элементами, а также между системой и внешней средой.
Социально-экономические системы – это концептуальная модель гипотетического социального-экономического объекта, обладающего определенными свойствами. Другими словами – это абстракция, созданная для исследования проблем управления в социально-экономической сфере. Под термином «социально-экономическая система» следует понимать любое социально-экономической образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей.
Социально-экономические системы относятся к классу искусственных, организационных систем, т.е. организаций, созданных и управляемы людьми, где люди составляют главный, определяющий компонент.
|
В управленческой литературе сложились различные подходы к понятию управление.
Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.
Управление как искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.
Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.
Управление как процесс — совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.
Управление как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.
В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект[4]. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г.В. Атаманчук[5] в зависимости от субъекта управляющего воздействия выделил следующие типы управления:
1) государственное управление (субъект управления — государство);
2) общественное управление (субъект управления — общество и его структуры);
3) менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник.Вместе с изменением и развитием социально-экономической и духовной структур общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.
|
В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идет не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих структур привело к тому, что в центре внимания ученых, аналитиков, политиков, руководителей разного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не дает желаемого результата.
Система управления представляет собой очень сложный объект, который включает в себя:
1) управленческие взгляды, идеи, теории;
2) социальные технологии;
3) организационные формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества.
Характерными свойствами системы управления являются;
■ уникальность;
■ слабопредсказуемость;
■ целенаправленность;
■ способность к самообучению;
■ способность к адаптации.
По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам:
■ социальным;
■ открытым;
■ самоорганизующимся;
■ адаптирующимся;
■ многоуровневым;
■ иерархическим;
■ активным;
■ полиструктурным;
■ многоцелевым;
■ динамическим.
В современной науке и практике управление чаще всего рассматривается как система.
Применение системного подхода в исследовании правления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специальных научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения»[6]. Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.
Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места»[7]. Можно сказать, что «система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое»[8].
Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры.
Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую все виды социальных систем.
Система управления — совокупность принципов, методов, средств, форм и процессов управления. Важнейший активный компонент системы управления — менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их разработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.
Система управления как элемент единой социентальной системы включает в себя три вида систем управления:
■ машинные (например, система регулирования турбины);
■ человеко-машинные (например, система управления станком);
■ организационные, или системы «человек — человек» (например, система управления цехом или концерном).
В системе управления в свою очередь выделяются такие системы (подсистемы), как:
■ принятия решений;
■ информационная;
■ планирования;
■ повышения квалификации;
■ мотивации;
■ учета и др.
Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности ее отдельных компонентов.
Абсолютно безупречную оптимальную систему управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процесс ее совершенствования с акцентом на способности гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.
Целостное представление о системе основывается на понятиях:
■ открытой системы;
■ взаимодействия с внешней средой;
■ анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.
Как целостная система управление — не наблюдаемый непосредственно объект (за исключением отдельных элементов — людей, техники управления, информации и др.) вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а потому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.В управлении могут быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы).
В современном управлении не обойтись без образа модели.
Модель — абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные черты объекта в систематическом виде.
Модель — это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Ее использование требует;
■ правильного выбора самой модели;
■ понимания области применения;
■ интерпретации результатов менеджерами.
Особенно важно правильно выбрать модель для сложных объектов, характеризующихся многоаспектностью, слабой структуризацией, комплексностью проблем. Бесспорно, такими объектами являются предприятия, системы управления ими и процессы их реорганизации. Для них свойственно:
■ иерархическое строение, требующее для своего решения наличия аналитической команды;
■ отсутствие готовых образцов решения, которые достаточно лишь «скопировать»;
■ включение многих переменных, обладающих многосторонними связями.
Система управления, являющаяся сложным объектом, не может быть отражена одной моделью, пусть даже и сложной, поэтому в подобных ситуациях, когда речь идет о сложных иерархизированных системах, необходима система моделей для наиболее адекватного отражения сущности объекта.
Имеется большое число различных модельных представлений о предприятии и управлении. Приведем пример. Если раньше корпорация понималась как машина, не имеющая собственной цели, а служащая инструментом для своих владельцев, средством достижения их цели — извлечения прибыли, то при таком подходе предполагается, что организация функционирует эффективно лишь тогда, когда она «отрегулирована» заранее с помощью установленного порядка, обязанностей должностных лиц, служебных наставлений.
Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной составляющей.
Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившейся в процессе разделения управленческого труда, которая осуществляется специальными приемами и средствами[9].
В отечественной и зарубежной теории и практике управления не сложилось единого подхода к классификации функций управления.
Так, А. Файоль, основатель школы административного управления, выделил следующие функции: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль[10]. Представитель той же школы Л. Гьюлик расширил и уточнил классификацию, предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета. Американский специалист в области управления Р. Фалмер з качестве основных функций выделяет планирование, организацию, исполнение (руководство) и контроль1. Г. Кунц и С. О’Доннел — планирование, организацию, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль2.
Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие:
■ целеполагание (миссия — цель);
■ планирование;
■ организация;
■ мотивация;
■ координирование;
■ контроль;
■ оценка.
Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, взаимосвязана с главной целью организации и другими подцелями, адресна и контролируема.
Функция планирования реализуется через план, который представляет собой целенаправленный комплекс мероприятий, содействующих достижению поставленных целей в соответствии с задачами развития самой организации, ее потенциалом.
Функция организации непосредственно связана с реализацией разработанного плана. Она характеризуется прежде всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является четкость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.
Эффективность предпринимаемых действий всецело зависит от уровня и характера мотивации к развитию у сотрудников организации, поэтому формирование позитивной мотивации у сотрудников, направленной на достижение профессионального роста и благополучия организации, является одним из важных условий.
Главная задача координирования — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителя, его управленческой команды и персонала организации.
Под функцией контроля следует понимать вид управленческой деятельности и благодаря которому можно удержать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандртами или планами[11]. Функция контроля осуществляется по двум направлениям:
§ контроль за выполнением работ, намеченных планом;
§ меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.
Функция оценки в с системе управления призвана обеспечить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, руководителем и т.д.).
Накопленный концу XX в. мировой опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в мире складывается in шли культура управленческой деятельности, в основе которой — исползование инновационных методов в процессе достижения социального результата. Возрастает значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, операций, процедур подготовки п принятия управленческих решении, организации контроля за их выполнением.
Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс[12].
Управление как система включает управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели»[13].
СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Ключевым понятием теории систем и определяющим свойством любой системы является ее целостность. В теории систем исходным онтологическим моментом является предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы системы. Первичность целого — основной постулат теории систем. В целостной системе отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого.
Каждый элемент может рассматриваться только в его связи с другими элементами системы. С другой стороны, функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных элементов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не имеющие аналогов в свойствах его элементов. Это означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость свойств целостной системы из свойств элементов.
Другими словами, целостной системе присуща неаддитивность. Осознание этого факта имеет принципиальное значение для понимания природы систем. Это объективно присущее системам свойство является причиной многих методологических проблем системного анализа, связанных в основном с применением количественных методов описания и измерения систем.
Всем социально-экономическим образованиям свойственна целостность. Общество и все его составляющие представляют собой единство многообразия форм, аспектов деятельности, организационных структур и т. п. в материальной и духовной жизни человеческих сообществ. Все эти составляющие существуют, поскольку существует само общество как целое,
Важным аспектом понимания целостности системы является характер отношений целостной системы с другими системами, составляющими в совокупности окружающую среду, или более широкую систему, частью которой является и сама рассматриваемая система.
Целостную систему отличает относительная независимость от окружающей среды. Это означает, что система реагирует на воздействие окружающей среды, эволюционирует под этим воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, отличающие ее от других систем. Примером может служить экономическая система, которая при любых изменениях внешней среды (политических, социальных, ресурсных, экономических и др.) сохраняет свою сущность и основную функцию — осуществлять материальное производство.
Важнейшей характеристикой целостной системы является ее структура. Под структурой будем понимать совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. При исследовании системы структура выступает как способ описания ее организации, т. е. как некоторая абстракция, создаваемая исследователем для решения определенной задачи. В зависимости от поставленной задачи исследования производится членение, т. е. декомпозиция объектов на элементы, и вводятся их отношения и связи, существенные для решаемой проблемы. Вместе с тем декомпозиция системы на элементы и связи, т. е. структуризация объекта, определяется не произволом исследователя, а внутренними свойствами рассматриваемой системы. Это означает, что исследователь отражает реальную организацию объекта в необходимом аспекте и с необходимой степенью подробности.
Структура динамична по своей природе, ее эволюция во времени и пространстве отражает процесс развития систем.
Важным свойством любой системы является бесконечность, под которой понимается невозможность ее полного познания и всестороннего представления конечным множеством описаний, т. е. конечным числом качественных и количественных характеристик. Любая СЭС представляет собой чрезвычайно сложное образование, которое может быть представлено бесчисленным множеством своих сторон, описанных с различной подробностью. Каждое такое описание может быть представлено определенной структурой и механизмом отношений между ее элементами в рамках выбранной структуры. Другими словами, СЭС может быть представлена бесконечным числом структурных и функциональных инвариантов, отражающих политические, экономические, социальные, культурные, научно-
технические, экологические, демографические, психологические и другие стороны жизни общества, его институтов и отдельных организаций.
Из свойства бесконечности описания целостной системы следует его иерархичность, которая означает, что каждый элемент в декомпозиции системы может рассматриваться как целостная система, элементы которой в свою очередь могут быть также представлены, как системы, а с другой стороны, любая система лишь компонент более широкой системы.
С понятием структура связано понятие «элемент». Под элементом понимается наименьшее звено в структуре системы, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа. Элементы системы выбираются исследователем в зависимости от целей анализа и являются абстрактными элементарными частями, составляющими описание объекта. В соответствии со свойством иерархичности любой элемент сам является системой, но на выбранном уровне анализа эта система характеризуется только своими целостными свойствами. Например, для анализа состояния отрасли народного хозяйства в качестве элемента структуры отрасли может быть выбрано предприятие, характеризующееся только общими показателями своей деятельности — объем и себестоимость производимой продукции, рентабельность, энергоемкость продукции и т. п.
Целостность, структура, элемент, бесконечность и иерархичность составляют ядро системообразующих понятий общей теории систем и являются основой системного представления объектов и формирования концепций системных исследований. Эти понятия наиболее общие и присуши системам любой природы.
Однако знания только этих общесистемных свойств недостаточно для разработки принципов и методов системного анализа социально- экономических процессов. Рассмотренные системообразующие свойства должны быть дополнены специфическими свойствами организационных систем, к которым принадлежит и объект нашего исследования — СЭС.
Организационным системам свойственна непрерывность функционирования. Система существует, пока функционирует. Социально-экономические, как и другие процессы в обществе, непрерывны и не могут быть прерваны, иначе СЭС перестанет существовать. Все процессы в СЭС, как и в живом организме, взаимообусловлены. Функционирование частей определяет характер функционирования целого, и наоборот.
Функционирование системы связано с ее непрерывным изменением. Жизнедеятельность СЭС представляет собой постоянное развитие, которое выражается в непрерывной функциональной и структурной перестройке системы, ее подсистем и элементов.
Эволюция СЭС определяется одним из важнейших свойств социальных систем — способностью к саморазвитию, внутренним источникам саморазвития является непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий. Противоречия, как движущая сила развития общества определяются многообразием культур и экономических укладов, многообразием интересов социальных групп и отдельных личностей, многообразием форм материальной и духовной жизни.
Развитие связано с усложнением системы, т. е. с увеличением ее внутреннего многообразия. Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и в конечном счете к деградации системы. Для каждого этапа развития социальных и других систем (например, биологических) существует уровень необходимого многообразия, который обеспечивает дальнейшее развитие системы. Многообразие в обществе определяется уровнем свободы людей в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах жизни.
Всем социальным системам свойственна целенаправленность, это означает, что общество в целом имеет цели своего развития и движется в направлении этих целей.
Сознательную организацию целенаправленного функционирования системы и ее элементов назовем управляемостью. С помощью управления общество определенным образом организует свое внутреннее многообразие, создавая политические, экономические, социальные, культурные, военные и другие общественные структуры, и направляет их деятельность в соответствии с осознанными целями своего развития.
В процессе жизнедеятельности система с помощью целенаправленного управления разрешает постоянно возникающие в ней противоречия и реагирует на изменения внутренних и внешних условий своего существования. В соответствии с изменяющимися условиями она меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности элементов, т. е. происходит целенаправленная самоорганизация системы, которая на практике реализует способность к саморазвитию. Чем лучше и быстрее система реагирует на изменение условий существования, т. е. чем выше ее адаптивные свойства, тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше эффективность управления.
Одной из основных функций самоорганизации является сохранение в процессе эволюции системы ее качественной определенности. Например, государство всегда стремится к сохранению существующего в нем общественного строя. Способность сохранения качественной определенности при изменении структуры системы и функций ее элементов назовем устойчивостью. На сохранение устойчивости прежде всего направлены адаптивные возможности системы. Устойчивость системы связана с ее стремлением к состоянию равновесия, которое предполагает такое функционирование элементов системы, при котором обеспечивается наивысшая эффективность движения к целям развития. Например, одним из основных показателей эффективности экономики является ее сбалансированность по всем основным элементам. Полный баланс соответствует равновесному состоянию экономики. Вместе с тем система никогда не может достичь состояния полного равновесия. Элементы системы функционируют по-разному и в различных условиях и их динамическое взаимодействие постоянно влияет на движение системы. Система стремится к идеальному равновесию, на это направлены усилия управления, но, даже достигая его, она тут же от него уходит. Другими словами, устойчивая система постоянно находится в состоянии динамического равновесия, т. е. она непрерывно колеблется относительно положения равновесия, что является не только ее специфическим свойством, но и условием непрерывного возникновения противоречий как движущих сил ее эволюции. Например, противоречие между спросом и предложением определяет тенденции эволюции рынка и экономики в целом.
Устойчивость СЭС обеспечивается такими элементами самоорганизации, как дифференциация и лабильность.
Дифференциация — это стремление системы к структурному и функциональному разнообразию элементов, которое обеспечивает не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяет способность системы быстро приспосабливаться к меняющимся условиям существования. Больше многообразия — выше устойчивость, и наоборот.
Лабильность означает подвижность функций элементов при сохранении устойчивости структуры системы в целом.
Дифференциация и лабильность в сочетании с иерархической структурой управления образуют механизм адаптации системы, определяющие ее развитие и устойчивость.
Управление СЭС всегда происходит в условиях неопределенности, которая порождается двумя главными свойствами этих систем.
Первое — это принципиальная неопределенность развития СЭС, заложенная в ее природе. Конкретный путь эволюции системы никогда не известен. Можно прогнозировать только общее направление развития, включающее его существенно различные траектории. Эта неопределенность всегда присутствует при принятии решений в СЭС и неразрешима объективными методами.
Вторым свойством является неполная наблюдаемость процессов функционирования СЭС. Многие политические, социальные, экономические и другие процессы вообще не поддаются прямому наблюдению и о них можно судить лишь косвенно. Большинство процессов не имеет количественной меры и определяется только качественными категориями. Дискретно наблюдаемой является небольшая часть социально-экономических процессов, однако их количественная характеристика, например экономическая статистика, не дает полного знания о происходящих явлениях. Кроме того, мы всегда имеем запаздывающую информацию об интересующих нас процессах.
Неопределенность развития систем и неполная наблюдаемость происходящих в них процессов составляют основные проблемы информационного обеспечения прогнозирования и принятия решений в СЭС.
Сложные системы принято классифицировать по степени их взаимодействия с внешней средой, т. е. с более широкой системой.
Изолированные системы не имеют связи с внешней средой.
Закрытые системы испытывают влияние внешней среды, но обратного влияния не оказывают.
Открытые системы взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь веществом, энергией и информацией.
Все СЭС являются открытыми системами, хотя при анализе они часто рассматриваются как закрытые, т. е. могут искусственно игнорироваться их связи с внешней средой.
Внешняя среда, в которой происходят события, не касающиеся внутренних проблем СЭС, называется релевантной. На изменения в релевантной среде система реагирует с помощью присущего ей механизма адаптации.
Система, как правило, может быть разделена на несколько частей, которые можно рассматривать как самостоятельные образования. Это деление обычно носит функциональный характер. Части системы, внутреннее строение которых рассматривается на выбранном уровне анализа, назовем подсистемами. Например, отрасли могут рассматриваться как подсистемы экономической системы государства.
При анализе проблем управления СЭС принято различать координирующие, управляющие и исполнительные элементы системы.
Координирующий элемент — это звено системы управления, задающее цели деятельности и согласовывающее действия нижестоящих звеньев в интересах достижения этих целей.
Управляющие элементы — образуют нижний уровень управления, непосредственно воздействующий на исполнительные элементы системы.
Исполнительный элемент — наименьшая составная часть в декомпозиции системы, которая выполняет определенную функцию, например, производит какую-либо часть (деталь) конечного продукта. Совокупное целенаправленное действие исполнительных элементов системы составляет процесс ее функционирования.
Описание системы производится с помощью ее качественных и количественных характеристик именуемых параметрами. Параметры составляют основу языков описания систем, а при формализации отождествляются с независимыми переменными математического описания процесса функционирования системы.
Для исследования социально-экономических систем в науке и практике часто используют системный подход, который дает возможность всестороннего анализа данного объекта.
Системный подход используется в различных областях знаний при исследовании политических. Философских, социологических и др. проблем.
Центральным понятием системного анализа является понятие «состояние системы», под которым понимается совокупность значений параметров описания системы, зафиксированное на какой-либо момент времени. Целенаправленное изменение состояния системы во времени и пространстве назовем функционированием системы.
Цели системного исследования:
- обнаружение внутренних источников функционирования;
- определение основной направленности развития явлений и процессов, выявление объективных и субъективных сторон их существования и развития.
Системное исследование позволяет получить достаточно содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явлений.
[1] Fayol H. General and Industrial Administration. N.Y.:Pitman, 1949. Taylor F.W. Scientifik Managment. N.Y.: Harper and Brothers, 1947.
[2] Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика, 2004. Попков Ю.С. и др. Системный анализ и проблемы развития городов. - М.: Наука, 1983.
[3] Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М., 2003. С. 27.
[4] Шепелева Ю.Е. Муниципальное управление: организационно-правовой аспект. М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2006. С. 33.
Атаманчук В.Г. Теория государственного управления: курс лекций. М., 1997.С. 34.
Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М.: Мысль. 1997. С. 53.
Философский энциклпедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 415.
[8] Милнер Б.З. Терия организации: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М. 2002. С. 49.
[9] Государственная служба РФ: основы управления персоналом / под общ- Ре В.П. Иванова. М.: Известия, 2003. С. 15. инГ
[10] Файоль А. Общее и промышленное управление / пер. с англ. М.: Контролл 1992. С. 20-41.
Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5 т. Т. 1. М., 1992. С. 25.
Гвишиани Д.Н. Предисловие // Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1. М.: Прогресс, 1981. С. 122.
[11] Государственная с лужб» РФ: основы управления персоналом под общ. ред-
[12] л
Кнорринг В.И. Искусство управления. М., 1997. С. 1.
Бабосов ЕМ. Социология управления: учеб. пособие для вузов. Минск, 1999. С. 8.