Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарны
предлагает два варианта:
1. использование настольной конторки
2. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
•
поддержание физической, психической активности умственной сферы;
•
имеет высокие показатели физического развития здоровья;
•
повышается иммунная система;
•
улучшаются ростовые процессы;
•
развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
•
снижается степень низкой склоняемости головы.
Упражнения на зрительную координацию –
«Сенсорные кресты»
«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
•
В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.
Все вместе картины составляют единый сюжет.
Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
•
дети с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.
|
Влияние таких упражнений:
•
данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
•
скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
•
у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
•
дети становятся зоркими, внимательными.
•
очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.
Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)
Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительным тренажером Базарного, расположенного обычно на потолке или одной из стен групповой комнаты:
•
на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
•
наружный овал – красный, внутренний – синий,
•
крест коричнево-золотистый,
•
восьмерка – зеленым цветом.
Каждый цвет выполняет определенную функцию
Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
|
Методика работы с офтальмотренажёром
• Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.
• На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.
• Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.
• Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.
• «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:
o только глазами при неподвижной голове и туловище;
o с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.
• Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.
• Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.
•
Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
Упражнения на мышечно-телесную координацию
|
•
Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке группы.
•
Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот
«Письмо носом»
Им можно заниматься в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – в сидячем. Так что сядьте и расслабьтесь. Прикройте глаза и вообразите, что кончик вашего носа – это карандаш или ручка, с помощью которой вы можете что-нибудь написать либо нарисовать. Теперь приступайте непосредственно к письму или же рисованию. По своему усмотрению выберите, что хотите изобразить, и медленно выполняйте. Со стороны будет похоже, будто вы просто задумались и расслабились, чуть прикрыв глаза, так что не переживайте, что будете выглядеть глупо – вовсе нет. Удобство «письма носом» заключается еще и в том, что его можно делать где угодно. Поверьте, никто даже не догадается, что у вас проходит зарядка для глаз, а вы тем временем дадите глазкам долгожданный отдых.
"Диаграмма" для разгрузки зрения
в нашей группе есть и на стене где дети прослеживают путь зверей в теремок. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх - вниз, вправо - влево. Уделяем особое внимание профилактики близорукости у детей.
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования используем в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В.Ф. Базарным.
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.