Преподаватель: Демченко Т.О.




ПЛАН

Урока теоретического обучения №7

По дисциплине ОДБ.02 Литература

Количество часов 1

Дата:16.02.22

Группа: 5

Специальность: МОС

Преподаватель: Демченко Т.О.

Тема: «Милый друг». Психологическая острота сюжета. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Ги де Мопассана; ознакомить с тематическими группами новелл Мопассана; совершенствовать навыки и умения анализа художественного произведения; формировать личную жизненную позицию на примере выбора героев прочитанных новелл.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа

• Какие новеллы и романы Ги де Мопассана вам знакомы?
• Какова в них нравственная позиция писателя?
• Что он осуждает в современном ему обществе?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя

— Классическая художественная литература Франции богата и красочна.
Она широко охватывает французскую социальную жизнь, историю, быт, нравы и психологию человека различных общественных слоёв, придвигая к нашему взору бедность и богатство, роскошь и убожество, город и деревню. Большую самобытную часть французского государства — Нормандию — представляет в литературе Ги де Мопассан.
«Я вошёл в литературу, как метеор, и исчезну, как молния…» — сказал о своей творческой судьбе писатель. Его имя необычайно ярко вспыхнуло на литературном небосклоне Франции… В большую литературу он ворвался смело и стремительно.
Искусство Мопассана посвящено современной ему действительности и родной Франции: он почти не касался ни истории, ни далёких стран. И когда мы ныне читаем мопассановские новеллы и романы, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что известно уже давно: писатель сурово судил буржуазный правопорядок, обличая его нравы. «Я потому пишу,— признавался Мопассан,— что понимаю всё существующее, что страдаю от него, что слишком его знаю».
Большая писательская боль заложена в лучших произведениях Мопассана, повествующих об искалеченных судьбах, о растоптанных людских чувствах. Почти полвека отделяют Мопассана от времени Бальзака, но он по существу продолжил бальзаковскую тему опустошающей, губительной власти золота над человеком.

IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ги де Мопассана.
Мопассан родился в Нормандии, и стал, наряду с Гюставом Флобером, самым ярким певцом этого довольно значительного региона Франции. Будучи сыном мелкого служащего и проводя детство в приморском городке Этрета, Мопассан облазил со своими приятелями все окрестные бухты, пещеры и утёсы, и до конца жизни, даже побывав в Италии и Швейцарии, был уверен, что лучше нормандских пейзажей нет ничего.
Отец писателя происходил из дворян, и своими аристократическими замашками очень быстро растранжирил все фамильные деньги и вынужден был поступить на службу — биржевым брокером. После его смерти мать Ги растила двоих сыновей одна. У неё нашлись средства на то, чтобы поместить будущего писателя сначала в лицей, потом в университет, но учёбу прервала Франко-прусская война, на которую Мопассан был мобилизован рядовым.
Эта война, равно как и обывательство и мещанство, стала потом основной темой его сочинений. Например, действие первого значительного произведения писателя, рассказа «Пышка», происходит именно в годы Франко-прусской войны, и сюжет непосредственно связан с этим событием. Именно после «Пышки» Ги де Мопассан стал известен во Франции и за её пределами.

На его дарование обратила внимание вся читающая Европа. Во многом это заслуга Гюстава Флобера, автора «Мадам Бовари». Он был хорошо знаком с семьёй Мопассан, поэтому свой первый литературный труд Ги отнёс именно ему.
Писатель прочитал эту пробу пера и… опустил её в корзину для бумаг. То же самое он проделывал потом с каждой работой, которую Мопассан приносил ему в течение восьми лет. Флобер считал, что это никуда не годные произведения, печатать их нельзя и что юному дарованию следует ещё поработать над своим стилем. «Мальчик мой,— говаривал мэтр,— какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно существительное, чтобы её назвать, только один глагол, чтобы обозначить её действие и только одно прилагательное, чтобы её определить. И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное, этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворяться приблизительным».
В сентябре и октябре 1880 г. Мопассан совершает путешествие по Корсике, впечатления которого отразились в ряде его очерков и новелл, а также в одной из глав романа «Жизнь». В 1881 г. он путешествует по Алжиру, где происходили в то время восстания туземного населения против французского колониального гнёта; путевые очерки Ги де Мопассана были в 1884 г. изданы в виде книги «Под солнцем».
В 1881–1883 гг. Мопассан особенно тесно сближается с И. С. Тургеневым[2]: даёт ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Г. Флоберу.
Уроки Г. Флобера не прошли даром — «Пышка» произвела эффект разорвавшейся бомбы и потом каждую книгу Мопассана, которых в течение десяти лет своей активной творческой деятельности писатель выпустил 29, восторженно встречали коллеги-литераторы. Например, Л. Н. Толстой назвал роман Ги де Мопассана «Жизнь» «едва ли не лучшим французским романом после “Отверженных” Гюго». Анатоль Франс, комментируя язык мопассановских книг, сказал: «Я скажу лишь, что это настоящий французский язык, ибо не знаю другой, лучшей похвалы». Такая отточенность стиля давалась нелегко.
Работал писатель каждый день с семи часов утра до полудня. Предварительно он так обстоятельно обдумывал свои произведения, что они выливались на бумагу практически без единой помарки. Этот режим, по всей видимости, в конце концов, и погубил Мопассана. У него начали болеть глаза, его мучили постоянные мигрени и бессонница, а когда его брат сошёл с ума, Мопассан окончательно уверовал в то, что ему тоже суждена такая печальная участь.
В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. В 1891 г. его творческая деятельность совершенно угасла. В конце концов, писатель начал заговариваться и бредить. Когда у Мопассана развилась мания преследования, его положили в психиатрическую клинику, где он и умер в возрасте 42 лет.
2. Лекция учителя «Ги де Мопассан — мастер новеллы»
— Ги де Мопассан оставил весьма богатое творческое наследие — многообразное и яркое. Ядром его искусства можно считать жанр новеллы. В новелле формировался талант Мопассана, новелла сосредоточила в себе наиболее характерные черты его писательского метода. Новелла же в первую очередь приносит Мопассану известность и читательскую любовь к нему в сегодняшнем мире, через целое столетие после взлёта славы писателя.
Кого только в новеллах Мопассана мы не встречаем! Здесь люди всех рангов, всех состояний — чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, матросы и рабочие-мастеровые, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны в какой-либо гавани и пахнувший духами будуар светской красавицы, старинный охотничий дворянский замок и жалкую хижину поденщика — огромен диапазон мопассановских новелл.
Мопассан — великолепный мастер психологического портрета, созидаемого самыми экономными, скупыми средствами, мастер художественной детали, как бы освещающей весь авторский замысел и заставляющей нас представить себе живую картину рассказываемого. Только такими особенностями да скрупулёзным, тщательным выбором словесных красок, чему учил писателя Флобер, достигается необычайная сжатость, краткость мопассановской новеллы, краткость, при которой, однако, не теряется ощущение полноты и жизненной насыщенности. Мопассан хотел дать, как он выражался, «не банальную фотографию жизни, а воспроизведение её более совершенное, чем сама действительность».
Тематические группы новелл Ги де Мопассана
• Из жизни чиновников («Награждён!», «Драгоценности», «Господин Паран», «Ожерелье» и др.).
Место действия — Париж, главные герои — мелкие столичные чиновники. Мопассан показывает духовную подавленность, угнетённость чиновников, отсутствие в их душах высоких помыслов.
• Из светской жизни («Знак», «Окно», «Гарсон, кружку пива!» и др.).
В этих новеллах писатель разоблачает неприглядную изнанку внешне благопристойной светской жизни.

• О крестьянстве («Дочка Мартена», «Возвращение», «Отец Амабль» и др.).
Максимально реалистично, без прикрас Мопассан описывает тяжёлую жизнь нормандских крестьян. Чудовищные проявления жадности, жестокости, темноты и невежества, но вместе с тем и великие душевные качества соединились в персонажах деревенских новелл Мопассана.
• О франко-прусской войне («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два приятеля» и др.).
Герои этих новелл — простые, внешне ничем не примечательные люди, выступившие против оккупантов, захвативших треть Франции. Мопассан, с его глубоким чувством патриотизма, воспел духовную красоту народных воителей.
• О любви («Лунный свет», «Одиночество», «Слова любви» и др.).
Тема любви для писателя — одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного писателю общества. К новеллам о любви примыкают известные романы Мопассана «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль».

V. Анализ романа «Милый друг»
Общее впечатление от прозы Мопассана — впечатление простоты и естественности, правды! И. С. Тургенев же, этот, по выражению Ги де Мопассана, «великан с серебряной головой», учил, надо думать, Ги де Мопассана искусству пейзажа. Какая-то родственная мягкость присутствует в пейзажных описаниях обоих художников слова. Нормандские яблоневые сады и туманы Сены, воссозданные Мопассаном, перекликаются со мценскими перелесками и берегами Снежети, что льётся на краю Бежина луга.

Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.

Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами. Главным героем всё время движет одно и то же чувство – зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье. В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие «по трупам»: он делает предложение Мадлене рядом с ещё не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о её чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, ещё будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью. С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним (вплоть до рукоприкладства), только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему всё и прощать ему всё – оскорбления, побои, жизнь за её счёт, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель – единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа. Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой – несправедливой, стяжательной, лживой.

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.
VI. Домашнее задание: читать «Милый друг», написать конспект.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: