Коррекция искаженного развития.




Виды коррекционных программ и основные требования к их составлению.

В зависимости от корр. работы, различают виды корр. Программ

1. общая коррекционная - система условий оптимального возрастного развития в целом), включающая в себя (расширение и углубление представлений об окружающем мире); (использование разных видов деятельности для псих. развития детей); (создание щадящего, охранительного режима проведений занятий с детьми, учитывающие состояние здоровье детей. (распределение нагрузки в течении дня с учетом состояние здоровья). 2. типовая программа направлена на овладение ребенком способами умственных действий и их поэтапному формированию. Используется только для коррекции интеллектуального развития детей (опирается на теорию Гальперина). 3. индивид корр. прог. – строится на учете индивид. особенностей ребенка, его сохранные псих. процессы, выявляет уровень развития ведущей деятельности и ее использ-е в коррекции.

Существует еще 2 вида: Свободные и стандартизированные корр. Стандарт- четко прописываются этапы коррекции, средства и методы и требования к участникам. Это стратегическая программа и разрабатывается максимум на 1 год, минимум на 6 месяцев.

Свободные – ориентирована на настоящий момент развития реб. (цели, задачи, этапы, наличие предварительных результатов. Этапы и методы не прописываются).

Игротераппия.

Наиб эффй формой и методом корр работы с детьми является игра. В ней успешно решаются три важные корр задачи: расш репертуара самовыражения реб; достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции; корр отношений в системе «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».Осн псих механизмами корр в игре в отеч псих являются: моделирование системы соц отношений в наглядно - действенной форме; изменение позиции ребенка с эгоцентрической к децентрации, благодаря чему происходит осознание «Я образа»; формирование партнерских отношений; организация интериоризации новых способов поведения; осознание благодаря вербализации психологом своих эмоц состояний; форм-ие способности к произв регуляции поведения. Захаров А.И. выделяет несколько принципов использования игры для кор: Погружение в игру участие всехдетей).Равенство игровых отношений,Спонтанность и импровизация в игре,Организующее начало игры.Условность игрового действия Эмоц отреагирование (снятие эмоц напряжения, устранение страхов путем вживания в образ).Перемена (чередование) ролей, развивающая навыки псих защиты, более адекватной социализации ребенка.В группе должны быть дети с разницей в возрасте не более 2-х лет. Лучше проводить спустя час после завтрака. Психотерапевтический эффект этих игр, в отличии от обычных, в эмоциональном отреагировании и разрядке. Игровые занятия включают три части: вводную; основную; заключительную. Продолжительность от 50 минут до одного часа для дошк и 1-1,5 часа для мл школьников и позволяет формированию у ребенка способности к произв регуляции своей деят-и, умения подчиняться правилам и организовать свою деятельность во времени.Вводная часть занятия включает ритуал приветствия и планирования игры и упражнений, которым будет посвящено занятие. Приветствие способствует установлению эмоц - позитивного контакта между участниками взаимодействия. Приветствие обращено к каждому участнику, тем самым, выделяя его значимость. Планирование игры может иметь несколько вариантов: 1-ый вариант - самим выбрать игру. Этот вариант годен вначале коррекции, когда решаются диагностические задачи. Детей должно быть не более пяти, начиная со старшего дошкольного возраста.2-ой вариант - директивный, от взрослого. Не сообщать весь сценарий игр и упражнений для более гибкого варьирования игр с целью реагирования на конфликты и непрогнозируемые эмоц состояния. Целесообразно перед каждой игрой сообщить детям ее цель и ее значение в доступной для детей форме. 3-ий вариант - совместное. Осн. часть (занимает большую часть времени 3/4). Закл. часть - это рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из мира игры в мир реальности и обязанности. В некоторых случаях после подведения итогов осуществляется планирование содержания последующего занятия. Для подведения итогов дети садятся в круг и обмениваются впечатлениями. Помогают вопросы: Во что мы сегодня играли?

 

17.Атртерапия. метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основан на стимулировании творческих процессов. Рисуночная терапия используется: при трудностях эмоц. развития, страхах, депрессии, чувстве одиночества; конфликтах межличностных отношениях в семье, в группе ДОУ; повыш тревожности, низком уровне развития игры; отсутствии игровых мотивов и интереса к игре. Эти методы позволяют реб: раскрыть свои новые возможности; осознать свои переживания и чувства, их исследовать; подняться на более высокую ступеньку развития своей личности. Важной задачей является разделение в детском рисунке особенностей, отражающих уровень умственного развития и степень овладения техникой рисования - с одной стороны и с другой личностные хар. Для правильной интерпретации содержания и значения рисунков необходимо учитывать ряд условий: условия разв. изо-сти; особенности процесса рисования (Эмоц реакций); динамику изменения рис. на одну и ту же тему. Крамер выделил четыре типа изображения, значимые для арттерапии: каракули, схемы и полусхемы; пиктограммы, (требуют объяснений автора); худ образы (без объяснения другим людям). Сущест. возрастные огранич использования рис. в диагн. и корр. целях. От 3 до 5 лет - игровые. От 6 до 10 лет - формы символического выражения. В процессе организации анятий психолог реализует следующие функции: эмпатическое принятие реб; эмоц. поддержка ребенка; постановка творческой задачи и обеспечение ее принятия ребенком; тематическое структурирование задачи; поиск формы выражения темы; вербализация чувств ребенка. В практике арттерапии применяются 5 типов зад: Предметно- тематический - на свободную и заданную тему, Образно- символический - изображение абстрактных понятий (Добро, Зло, Счастье) или эмоциональных реакций (Удивление,Радость, Гнев). Упр. на развитие восприятия, воображения и символической функции - задания на структурирование неоформленных стимулов (Рисование по точкам, Волшебные пятна). Игры – упр. с изобразительным материалом. 5.Задание на совместную деятельность - оптимизирует общение и межличностные отношения.

 

18. Психодрамма как метод коррекционного воздействия. Психодрамма это групповой метод представляющий собой ролевую игру, в ходе которой исполняются драматические импровизации, как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств участников. Автор методики Морено, он исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре. И исполняя разные роли он получает возможность работать над разными проблемами. Одному из участников коррекции предлогаеться роль в игре, содержание игры сосредоточено на его проблеме. Он свободно выражает свои чувства в направляемых психологом импровизациях, другие исполняют роли персонажей его реальной жизни. Цель психодраммы: диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний и отработка социальной перцепции и импатии, а также углубления и самопознания. Клиент сам выбирает тему. Темой является, проблема когого либо участника или общая проблема. Используется психодрамма при девиантном поведении детей и подростков., и коррекции эмоциональных расстройств, психологических заболеваниях, для семейной психоккорекции. Разновидность психодрамм является метод биодрамма- дети выполняют роль зверей т.к легче изображать другого, чем самого себя. Кукольная драма (куклотерапия) в ней взрослые разыгрывают конфликтные, значимые для детей, ситуации. Эффективны в работе с детьми замкнутыми, необщительными, аутичными. Чтобы метод был эффективен, надо: доброжелательность группы, условий, спонтанность поведения, импровозация. В целом психодрамма позволяет детям, подросткам переосмысливать свои проблемы, конфликты и сформировать более адекватное поведение и сформировать способы адекватного эмоционального реагирования.

 

19Сказкотерапия (на основе психоанализа). Реш проблемы в развитии и повед детей: агрессия, застенчивость, Эффективность 1. В дош. возрасте воспр сказки становится специф деят-ю реб, позволяющей ему мечтать и фантазировать, постичь в сказочной форме взрослый мир чувств и переживаний. 2. У мал детей сильно развит механизм идентификации. Это позволяет ребенку усваивать нормы, ценности, различать добро и зло,он берет из нее созвучие своим проблемам. Два подхода к сказкотерапии: Директ подход. Психолог - главное лицо в проведении сеанса, он задает темы занятий, внимательно наблюдает за повед реб. и интерпретирует его реакции, строит свое поведение на основе этих наблюдений. Сказочные метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого клиента, в соответствии с его проблемами и целями работы. Первым этапом создания сказки для ребенка явл. определение позитивного результата, который должен быть конкретным, видимым в поведении реб, сохраняя при этом положительные особен старого поведения, а не то, от чего следует избавиться. Тема сказки - это проблема ребенка в символическом виде. Для того чтобы сказка была интересна реб, нужно в предвар беседе выяснить интересы и увлечения реб. для выявления положительных моментов, на которые можно опереться в процессе создания истории. Директ-использует общение и внушение на 3-х уровнях.1.- основан на сюжете сказки, кот должна соответ его реальной жизни, включать все действ лица конфликта. герой пробует ряд решений, часть из которых не приводит к желаемому результату. 2. - закл в исп слов, воздейств на разные сенс системы, что позволяет разблок подавленную систему и восстановить равновесие чувственного восприятия ребенка.3 - внушение при рассказывании историй. Особ техники - детям предос возмож самим вообразить себе сит или событие. Недирект подход исходит из уникальности личности каждого и поэтому цель сказкотерапии - помочь ребенку выявить, осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Работа проводится в' форме групповых занятий с 3-6 детьми в течении 1-2 месяцев. Сказка создается для всей группы. Сказки могут быть направлены на решение одной проблемы, встреч у многих детей, или для снятия напряжения, агрессии, тревожности. Проводится предв диагностика и спец отбор- позволяет выявить круг проблем у детей, и подобрать максимально эфф сказки и игры для их решения. Психолог не оценивает поведение и рисунки детей и не интерпретирует их. Процесс работы с группой можно разделить на три этапа: 1 этап (2-3 занятия) - подготовительный. Задача: объединить детей в группу, принятие ими правил и специфики работы.В случае конфликта в игровой комнате важно обсудить конфликт, показать всем участникам, какие чувства и желания были у спорщиков, показать адекватный способ достиж желаний. Когда дети привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, можно переходить к основному этапу работы. 2- основной. Цель: помочь реб. в решении трудных проблем и преодоление нежелательных черт характера используются различные игры: ролевые, связанные сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на решение трудностей и проблем, сплочения группы и осознание групповой поддержки. На этом этапе эфф исп коллективное рисование, сначала по двое, затем всей группой по заранее обсужденному сюжету. 3- заключительный. Проигрывание различных трудных ситуаций и способов разрешения. Прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее. Более эфф, если игра, сказка возникают спонтанно, по желанию детей. Можно использовать этот метод и для работы с род. Можно объединять детские и роде группы (сначала род. работает в паре с чужим ребенком, а затем со своим собственным).

 

20. Психогимнастика как метод корр. Воздействия. Метод эффективен для корр. эмоц. личн. и позноват. сферы. Участники метода проявляют себя при помощи мимики, жестов.Она имеет 2 смысла: 1-узкий смысл – этюды, игры в основе лежит использование техн. Двиг экспрессии, как главным средством общения. Примен. в групповой корр для установления контактов, снятия напряжения. И широком смысле. Цель: познание и изменение личности реб. Психгим. Состоит из 3 частей, которые могут быть самостоятельные и имеет свои значения или быть в комплексе. 1 часть – Подготовительная: задача 1- уменьшение напряжения участников. 2. снятие страхов и запретов. 3. развитие произвольного внимания. 4. развитие чувствительности к собственной активности и других людей. 5. формирование способности выражать свои чувства, проблемы без помощи слов, понимать состояние других людей. Сначало психогим. предлагает упр. на произвольное внимание; передача ритма по кругу; движений по кругу. 2. упражнения на снятие напряжения «я иду по воде», подвижная игра 3-й лишний. 3. Далее разв. сотрудничества и взаимопомощи. 4. упраж. На тренировку вербального поведения «изображение чувств мимикой и пантомимикой». Выбор упр. зависит от решаемых задач, и уровня развития группы.. 2-я часть – Пантомимическая – занимает большую часть времени. Выбирается тема без слов (н-р: «преодоление жизненных трудностей, тревожности», «моя семья», «моя сказка». Используются вспомогательные средства: двойники, зеркала. Они помогают посмотреть на себя со стороны. После выполнения каждого задания группа обсуждает увиденное. 3-я часть - способствует снять напряжение, повысить сплочённость группы. Используются упр. из 1-й части, которые формируют чувство сплочённости.

 

21. Метод конгруэтной коммуникации.Конгрузнтность - степень тождественности опыта реальной дейст. Нарушение Кон-ти приводит к росту невропатизации личности. Цель — обеспечение системы псих условий + лич развития, реализуется через систему задач: установление взаимопонимания между реб и взрослым, отношений уважения, равенства, сотрудничества; фор-е позит «Я» у реб. на основе адекватного представления о своих качествах и признания их самоценности; осознание реб своих чувств на основе вербализации их псих; поддержка и стимул. активности, направленной на исследование пробл ситуаций и самостоят выбора пути их решения на основе сотруд со взрослым. Принцип орг. эффективного общения:1Любой акт коммуникации направлен на укрепление позит образа «Я». Строится на безоценочной основе, избегая прямых оценок личности. Похвала не должна содержать прямых оценок. Основной акцент падает на отражение эмоц компонентов активности и деят ребенка. Взр выступает стимулятором сотруд с реб в разрешении пробл ситуаций. Техника «эмпат» слушания составляет ядро псих помощи реб в его личн развитии, фор-ии позиции доверия к миру. Препятствием для форм-я такой позиции выступают типичные способы взаимодействия реб со взр в семье, ДОУ, школе это: 1. Высказ с целью возд на реб: приказания, распоряжения, команды: «не делай», «убери»; формирует у ребенка чувство неполноц, унижения и зависимости от взрослого, инфантилизм. В подрост возрасте может вызвать протест, и даже негативизм. 2.Выск, направленные на оценку личности реб: наклеивание ярлыков, высмеивание. 3.Высказывания, интерпретирующие поведение ребенка: закрытые вопросы, требование ответа «да», «нет». 4.Высказывания, представляющие уход от коммуникации: успокаивания (не стоит из-за этого расстраиваться, не переживай); Альтернативой является «активное слушание» - это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи, о его чувствах, переживаниях, эмоц состояниях. Это способствует эмоц поддержке реб, осознанием им своих чувств и принятие на себя ответственности за разрешение проблемы. Техника активного слушания включает компоненты: неверб: установление перцептивного контакта с реб (позиция лицом к лицу на уровне глаз); теплая улыбка; ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса, средняя скорость речи;дистанция на рас 50-70 см. Верб: повторение слово в слово высказываний реб и более полное описание чувств его взрослым. Нужно, воспринимать реб как независимую от вас личность. Техника эфф похвалы. Техника использования «ты - высказ» используется для точного, развернутого описания чувств реб, - возможность овладеть и произвольно управлять своими чувствами. Я — высказ исполь псих-м в ситуации конфронтации, столкновение интересов ребенка и психолога и помогают психологу точно высказать свои чувства в такой форме, чтобы сохранить уважение к реб и вместе с тем попытаться изменить поведение ребенка. Техника введения ограничений и запретов в игре. Введ огран и запретов в игровых кор занятиях выполняет ряд функций: Отсутствие правил будет приводить к возник конфликтов. Правила открывают возможности упр процессом игры детей при однов сокращении ее творческого характера. Обеспеч развитие саморег и самодисциплины. Создают ориентиры для выработки оптимальной тактики поведения в игре. Тех введения огранич и запретов –может быть сведено к четырем требованиям: физ и личн безопасности реб и участ. Безоп здоровья психолога. Сохранности оборуд. Постоянство времени и места игрового занятия. Форма предъявления -вербальная, ясная и понятная детям. В момент факт нарушя запрет не обсужда, это происходит на 1-ом занятии).Со старшими детьми можно обсуждать правила, нарушение запретов и ограничений.

 

22 специфика коррек детей с отклонен. В патопсих и спец псих корр-ия рассматр как один из способов псих-пед воздействия, направлен на исправление отклонен псих здоровья реб. Каждая форма аномальн разв-ия имеет свои цели, задачи, способы коррекии. В процессе кор­­-ц ии необходимо учитывать сложную структуру дифекта и хар-р сочетания факторов вызвавших дифект. Соц-ую ситуацию развития и выраженность изменения личности связанных с заболеванием. Только при этих условиях кор-ия может устронить причины отклонения развития: -биологический- снижение темпа созревания структур мозга; - медицинская- заболевания (инфек-ые, психо- соматич); - интеракционная - нарушения взаимодействия личности и среды;­­­ - педагогическая- пед и соц запущенность;- деятельностная- - педагогическая- пед и соц запущенность;- деятельностная- несформированность ведущей деятельности. Принципы кор-ции аномального развития.1) личность- ценностная психол-ая структура к-ая формируется в процессе жизни на основе усвоения соц опыта.2)определяющая роль в псих-ом развитии реб играет его ведущая деятельность. 3) развитие аномального реб происходит так же как и норм но при наличии соотв условий. Различают 3 формы организации кор-ции. 1)мероприятия общепедагогич-ого хар-ра нормализующие соц среду (регуляции умственной и эмоц нагрузок реб в соответ-вии с его возраст и индив особен). реализуется в процессе всех учебно- воспит мероприятий.2)частная форма организ кор-ции. Набор применяемых псих-пед воздействий, методов.3) спец-ая организ кор-ии. Комплекс применяемых методик призванных воздествовать на детей конкретного вида нарушенного онтогенеза. специфику представляет сам процесс кор-ой работы. Использов-ся групповая и индивид форма. Индивид форма с детьми с тяжелыми формами псих и эмоц нарушен.(ярко выражен зпр). Групповая форма при более легких формах и при межличностных проблемах.

Коррекция искаженного развития.

Первичным дефектом является патологияэмоц Псих-пед кор направлена на вторичные дефекты – нарушения речи, моторики и когнитивных процессов.Психолог должен следовать этапам кор работы. Задачи коррекции (каждая задача – это отдельный этап): 1.Преодоление негативизма в общении, установление контакта с аутичным ребенком.2.Смягчение сенсорного и эмоц дискомфорта.3.Повышение коммуникативной активности ребенка при обращении со взрослыми и сверстниками.4.Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения ребенка.5.Преодоление отрицательных форм поведения ребенка (негативизм, агрессия).6.Организация взаимодействия ребенка в процессе игры и продуктивной деятельности. Условия коррекции:Организация безопасного и постоянного пространства.Жесткий распорядок дня и соблюдение традиций.Постоянство детской группы (3-5 детей, можно включать здоровых родственников). Направления коррекции:Ориентация ребенка на внешний мир.Обучение навыкам общения.Обучение сложным формам поведения.Развитие самосознания и личности ребенка. Эффективные методы коррекции РДА:

метод холдингтерапии (мать учится ласкать своего ребенка), позволяет матери установить контакт с помощью убеждения, а не силы;

метод десенсибилизации (направлен на снижение чувствительность, например чувства страха); метод поведенческого тренинга для формирования адекватного поведения; арттерапия опирается на лепку, конструирование и рисование; игротерапия – формируется общение с детьми.Некоторые трудности имеет коррекция интеллектуальной ЗПР при формировании таких функций: память, мышление, внимание. Широко используется игротерапия и арттерапия.

 

23 коррекция психич недоразвития. Кор-ия направ на: 1) кореек-ию интел сферы (процессы:восприятия, мышления, памяти); 2) коррекцию эмоц-личн сферы; 3) коррекцию внутрисем отношений. Конечная цель кор-ии –форм у реб соц адаптации.кор-ция эмоц-личн сферы: направлена на волевой компанент. Важно научить реб безопасно и адекватно выражать свои чувства, т к олигофрен не обладает волей, не может отвечать за свои поступки, не регулирует свои эмоции. Необходимо сформировать поведенческие навыки к-ые помогли бы реб найти контакт с окр-щими, не причинять вред всем и себе. Эффект метод поведен тренинга в ходе к-ого позитив поведение подкреп а к негативн применяются запреты. Нужна кор-ция межличн внутрисем отношений. Проблема таких семей в том что по уровню интеллекта развитие реб остается на уровне маленького но сам реб физически развит. У родит возникаеют проблемы в общении с ним, эмоц отвержение реб. В ходе кор-ии сем отнош добиваются чтоб на реб не разряжали свои негативные эмоции члены семьи. Если реб постоянно испытыв агрессию на себе то усваивает ее как норму поведен, т е его поведение станет агрессивным и неконтролируемым. В период подрост возр агрессия нарастает и семья не может огранич такое поведение и пытается отдать его в интернат, что усугубляет проблему реб. Направления кор-ии: в кор-ции интел сферы осущ возврат к раним этапам разв и оптимизации ранее невостреб процессов при ориентации на ЗБР. Задачи кор-ции: 1)обуч усвоению сенсорн эталонов на основе предметно-практич деят-ти.

2) развитие целостности, константности и обобщенности восприятия.3) форм объема зрительной, слуховой и осязательной памяти.4) разв приемов опосредованного и ассоциативного запоминания предметов.5) развитие практич, наглядно-образного и элементов логического мышления. Процесс кор осущ в рамках доступной для ребенка деятельности практической и игровой, испигры и упр на опред формы, цвета, величины, их различение и группировку, а также поиск в окруж.В ходе корр обуч реб сначала подражает взрос, а затем выполняет действия по образцу. Широко исп в констр аппликации, лепке. Например: «Собери целое», «Какой формы не хватает», «Запомни и найди», «Найди и назови», «Найди одинаковые и различные». Важным направлением в кор является семейная кор. В ходе ее формируют навыки самообсл, проводят кор эмоц-личсферы. Кор лич напр на волевой компонент, в ходе кор ребенка учат адекватно и безопасно для окруж выражать свои чувства. В ходе кор личностной сферы исп метод повед тренинга. Проводится кор межличностных внутрисемейных отношений. Суть: по уровню интел развития такие дети находятся на уровне маленького реб, а его физическое развитие продолжается в норме, всвязи с этим у родителей возникают проблемы в общении с таким ребенком, тем более если есть в семье обычные (нормальные) дети. Чаще всего родители отвергают этого ребенка (олигофрена), даже не осознавая этого. Задачи внутрисемейных отношений: добиться, чтобы этот ребенок не был «козлом отпущения», на котором родители отражают свои эмоции, срываются. Если ребенок часто на себе испытывает эту агрессию, то она усваивается как норма. Агрессия эта станет разрушительной, когда ребенок перейдет в подростковый возраст.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: