ФИШКИ от НЕИДЕАЛЬНОЙ МАМЫ, или как быстро поставить звук?




 

Если Ваш ребенок не выговаривает отдельные звуки, например, з-с, или л-р, тогда Вам стоит прочесть эту статью.
В ней я, опираясь на свой личный опыт, попыталась ответить на вопросы:

Нужно ли идти к логопеду?
Когда?
Как не разориться на занятиях?
Каков алгоритм работы над звуком?
Можно ли поставить звуки самим?

Отвечаю с последнего вопроса.
Можно. Почему нет? Иногда достаточно бывает одного толчка, чтобы звук встал. Возможно, у Вашего ребенка просто ленивый язык. И ему нужна небольшая помощь.

Главное – действовать!
Не разводить руками.
Не надеяться на авось.
Четкое звукопроизношение - это очень важно. Вдруг ваш сын - выдающийся спортивный комментатор в будущем? Кто знает?

С чего начать?
1. С осознания проблемы. Мы часто настолько привыкаем к речи наших близких, что не обращаем внимания на очевидные вещи: лёгкое пришепетывание, картавость, проглатывание окончаний. Ухо привыкло, и мы не замечаем проблем.

Потому прислушивайтесь к посторонним: к воспитателям и педагогам, к логопедам. И если они отмечают, что Ваш ребенок говорит не чисто, есть проблемы, обращайте внимание на эти звоночки...

Задумайтесь. Важно не упустить время. В норме ребенок должен произносить все звуки к 5,5 годам. Лучший возраст для постановки звуков: 4-5 лет.

Хорошо. Я, родитель, осознаю, что у ребенка есть дефекты в звукопроизношении.

 

Что дальше?

 

2. Самое правильное - отвести ребенка к ХОРОШЕМУ специалисту - к логопеду. Если денег нет, то хотя бы на первое диагностическое занятие.
Необходимо определить причину невыговаривания звука.
Она может быть просто в неповоротливом ленивом языке, отсутствии подъёма, в слабой воздушной струе. И тогда можно попытаться справиться и своими силами.

Однако если есть более серьезные проблемы, если у ребенка в целом невнятная речь, много ошибок в звукопроизношении, и говорит малыш с трудом, то без помощи специалиста тут не обойтись.

Важно только найти профессионала. Как судить о профессионализме? Об этом чуть ниже.

Предостерегаю: не стоит надеяться, что отведу к логопеду и там специалист сотворит чудо. Логопед, безусловно, может помочь. Однако без регулярных, ежедневных занятий дома - чуда придется ждать дооолго.

Можно годами ходить к специалисту, годами платить деньги, тратить время на перевозку и ожидание ребенка под дверями студии развития речи. И не получить результата.

Дело в том, что результат напрямую зависит от заинтересованности. Причем, с трёх сторон.
Вашей, как родителя.
Логопеда, как профессионала.
Ребенка, как осознающего зачем ему нужно это чистое звукопроизношение.

Как быстрее достичь результата?

 

Делюсь своими "фишками":


1. Придумайте, создайте ситуацию, когда РЕБЕНОК САМ СМОГ бы УВИДЕТЬ, точнее УСЛЫШАТЬ своё неидеальное произношение.

У меня сработал прием: "Шепелявый пожарный". Я рассказывала Савелию сказку.
"Представь, жил-был мальчик. Он был смелым. А когда вырос, мальчик стал пожарным! Только он не выговаривал некоторые звуки. И когда отдавал команды другим, его не понимали. Он говорил: "Лавняйсь! Смилно!..Всем пожалным плиготовиться!"
Тут тот, кому такую сказку рассказывают, обычно начинает хохотать. Потому что и правда, со стороны командир с картавостью вызывает только смех.

Попробуйте полепетать, не проговаривая звуки... Пошепелявьте, покартавьте. ИСКАЗИТЕ речь ВЫМЫШЛЕННОГО персонажа по типу искажения Вашего ребенка. Придумайте начальника, пожарного, полицейского, который отдает команды и шепелявит.

СТОЛКНИТЕ ребенка с реальностью. Пусть он своим ухом ощутит это искажение звука, почувствует, как меняется смысл слова, как приходится напрягаться, разбирая непонятные слова.

Иногда очень полезно посмотреть на такого же, как ты, со стороны.

2. ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕ высмеивайте САМОГО ребенка. Не позволяйте старшим детям дразнить его.

Только позитивный настрой:

- Ты - научишься! Твой язычок просто ещё недостаточно сильный.
Однако если язык тренировать каждый день, то он будет говорить чётче и лучше..

- Смотри, вчера ты ещё не умел держать язык расслабленной лопаточкой на нижних зубах. А сегодня у тебя получается!

ВСЕГДА - опора на позитивное изменение, на достижение, пусть самое малое.

 

3. Помните: язык - это мышца. Самая сильная и тренированная мышца в нашем организме. Ещё бы! Сколько ему движений в день приходится совершить?

У детей язык - просто слабо развитая мышца. Убедится в этом легко.

Упражнение-тест:


Сядьте у зеркала, попробуйте сделать ВМЕСТЕ с ребенком обычную логопедическую зарядку: "варенье", "качели", "трубочка", "грибок".
Найдите видео артикуляционной гимнастики в интернете по постановке нужного вам звука. Даю ссылку на гимнастику при постановке звука Р. Именно такую зарядку делал Алексей у логопеда https://vk.com/video?q=пост&z=video-60315786_167059162

 

Начните делать ВМЕСТЕ у зеркала.
И Вы сможете увидеть, что, к примеру, простейшие "качели" - подъем языка к верхним и нижним зубам попеременно даётся ребенку с бооольшим трудом.
Я была в шоке, когда увидела, как язык сына заваливается в сторону, не слушается. Вообще лежит, как тюлень, на нижней челюсти и никак не поднимается к верхнему небу.

4. Как быть? Тренировать! Но - с умом.

У логопедов есть определенный АЛГОРИТМ РАБОТЫНАД ЗВУКОМ.

Сейчас опишу кратко.

1 этап. Уточнение движений органов артикуляции, нужных для произнесения определенного звука, и артикуляционная гимнастика.
2 этап. Постановка звука, проще говоря - его появление.
3 этап. Автоматизация звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (сперва - в слогах, потом в словах, во фразах и текстах).

Итак, при проблемах с произношением первое, что надо делать - артикуляционную зарядку! Ежедневно!

 

4. Внимание! Делать зарядку нужно именно перед зеркалом. Чтобы малыш видел и постепенно осознавал, как его язычок упрямо не хочет слушать своего хозяина. И осознанно учился своим языком управлять.

Приемов, техник, вариантов логопедических зарядок - множество.
Вся соль успеха - в регулярности.

Любая зарядка даст эффект, если будет производится ежедневно.

Да, если проблемных звуков несколько, начинать работать надо не сразу над всеми, а сперва над одним, затем над другим.

Подсказываю, как не разориться на логопеде.

Вот Вы решили - идём к частному логопеду.

Тогда, уважаемые родители, скажу прямо - Вам надо сидеть не в коридоре с телефоном, а в кабинете, на занятии.

Запомните: самые эффективные занятия, за которые стоит платить деньги, - это ин-ди-ви-ду-аль-ны-е.
Когда специалист занимается весь сеанс только Вашим ребенком, один на один. Он сосредоточен только на Вас. А не берет по 3-6 человек за 1 сеанс.

И при этом - у Вас есть возможность сидеть рядом и видеть происходящее. Я сразу спрашивала логопеда: Вы не против присутствия родителя на занятии?

Вы - в кабинете, смотрите и ощущаете логику в построении занятия, его этапы:
1.зарядка-разминка,
2.работа по запуску конкретного звука,
3. работа по автоматизации звука в речи.

 

Вы в зеркале видите ошибки, например, отсутствие симметрии при выполнении упражнений и прочее. Потом дома сможете обращать на это внимание ребенка.

Если специалист даёт вам домашние задания и требует их выполнения, я жму руку такому логопеду. Он заинтересован в скорейшем результате! Не в высасывании из Вас денег, чтобы Вы ходили к нему год, а то и два. А в результате! И дз от логопеда, мои хорошие, надо делать. Если, конечно, хотите быстро проблему решить.

 

К счастью, мне повезло, моим парням требовался только толчок. В нужное время.

Алексея в возрасте 5 лет я отвела на диагностическое занятие к логопеду.
Просила разрешения присутствовать на занятии. Наблюдала, записывала.
И каждый день мы не ложились спать без тренировки языка.

Я убедилась: то, что развиваешь, неизбежно РАЗВИВАЕТСЯ!

Секрет один: надо просто делать.

Алёшке мы поставили Л за 2 недели, звук Р за 5 сеансов у специалиста. А автоматизировали сами, дома. Бесплатно.

Кто-то возразит: когда мне РЕГУЛЯРНО делать зарядку с ребенком? Когда и где?

Мы делали по пути. Везде.

Например, артикуляционную зарядку - утром в машине по пути в детский сад. Зеркало в руки и сын сидит, на заднем сидении, делает упражнения.
И так каждый день.

Автоматизировать слоги можно и по дороге из детсада, идешь (откуда угодно) пешком, и в такт шагам повторяешь: дра-дра-дра, дро-дро-дро. Красота! 7-10 минут - достаточно.

Ещё одна ФИШКА бонусом:
Постарайтесь придумать ПРИКОЛЬНЫЕ слова для автоматизации звука. Такие, чтобы ребенку было интересно их говорить.
Вот одна из моих выдумок для Савелия:
"Дракон Драконович Драконов разбил дорогой драндулет".

Если в занятие добавить юмор, то, что вызывает эмоциональный отклик, эффективность УСТРОИТСЯ! ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ!

Не бойтесь! Навредить артикуляционной гимнастикой у Вас не получится.
Она в любом случае развивает органы речи. Делает язык более подвижным, гибким, учит управлять им осознанно.
Действуйте. Проявляйте настойчивость.
И рано или поздно Ваше чудо-чадо обрадует Вас четким звуком!

 

 

Сунцова Елена, автор блога Дневник многодетной мамы, мечтающая, что комплексующих по поводу своего произношения поростков станет чуть-чуть меньше))

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: