Конфликты в спортивно-педагогическом взаимодействии
(39 стр.)
Авторы: Неверкович С.Д., доктор педагогических наук, профессор
Березин А.В., кандидат педагогических наук
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Особенности спортивно-педагогических отношений………………………4
Основные понятия и определения конфликтного взаимодействия……….5
Классификация конфликтов………………………………………………….7
Причины конфликтов………………………………………………………….9
Условия возникновения конфликтов………………………………………..19
Возрастные особенности педагогических конфликтов…………………….23
Педагогические возможности разрешения конфликтов……………………27
Исходы конфликтов в спортивно-педагогическом взаимодействии………31
Основные правила поведения спортивного педагога в конфликте………..35
Заключение…………………………………………………………………….37
Литература……………………………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Сложившиеся в педагогике спорта традиции взаимодействия «тренер - спортсмен», «спортсмен-спортсмен», «тренер-тренер» ориентированы в первую очередь на поиск оптимальных форм кооперирования. В совместной спортивной деятельности участвуют люди, различные по профессиональной подготовке, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темперамента и т.п. Эти отличия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки имнения, порождая порой противоборство, которое часто сопровождается эмоциональным возбуждением. Практика показывает, что отсутствие взаимопонимания между спортивным педагогом и его учениками или между спортсменами может привести к конфликтным отношениям, взаимному противодействию людей на социальном, поведенческом, психологическом уровне. Все это возникает на основе реальных или мнимых, объективных или субъективных, в различной степени осознанных, оценочных, мотивационных, характерологических противоречий, которые сопровождаются высоким напряжением и дисгармонией эмоциональных состояний.
|
Спортивный педагог должен осознавать необходимость своевременного предупреждения конфликтных отношений. Это вызывается тем, что если они не преодолеваются, то разлагая команду, снижая ее сплоченность, угнетающе влияют на спортсменов, сковывают инициативу, отрицательно сказываются на психологической атмосфере и росте результатов.
Умение тренера действовать в конфликтной ситуации всегда было значимым для развития личности спортсмена. В условиях профессионального и олимпийского спорта необходимость в этом не уменьшается в виду трудностей достижения наивысших результатов, возросшей цены ошибок, вызванных конфликтами, несогласованностью межличностной напряженностью. В некоторых ситуациях столкновение оценок и мнений заходит столь далеко, что интересы дела отходят на второй план, а борьба становится самоцелью.
Следовательно, важной задачей спортивного педагога является не только профилактика и ликвидация конфликтов, но и умение управлять ими. Конфликтымогут иметь разнообразные последствия для группы. Известно, что существуют такие ситуации, при которых попытка избежать возможного конфликта приводит кснижению эффективности соревновательной и тренировочной деятельности или даже к деструктивным последствиям для команды.
|
Конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфликтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимоотношения сложных систем и явление неизбежное, нормальное.
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Реализация гуманных и демократических идей педагогики сотрудничества в немалой степени зависит от умения тренера правильно организовать взаимодействие с учениками в разных видах спортивной деятельности.
Эффективное взаимодействие спортивного педагога с учениками - основное условие успеха иудовлетворенности его своим трудом. Взаимодействие с учениками тренер организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется как реальная обстановка в системе отношений, которую следует учитывать при взаимодействии. Ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются спортивным педагогом без встречного сопротивления ученика, вторые - требуют эмоционального включения тренера, соучастия в отношениях учеников.
Конфликт в спортивно-педагогической деятельности часто проявляется как стремление тренера утвердить свою позицию и как протест спортсмена против неправильной оценки его поступка. Не всегда спортсмену легко выполнять каждый день требования тренера, поэтому могут быть естественные незначительные нарушения общего порядка, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п. Правильно реагируя на поведение своих учеников тренер берет ситуацию под свой контроль, при поспешности в оценках педагогическая ситуация может перейти в конфликт.
|
Конфликты надолго разрушают систему взаимоотношений между тренерами и учениками, вызывают неудовлетворенность своей работой.
Развитие личности и общества в целом невозможно без столкновения и борьбы противоположных сил, без преодоления застоя, косности. Часто это сопровождается конфликтами.
Умение тренера действоватьв конфликтной ситуациивсегда значимо для его профессионального развития. Необходимость в этом не уменьшается в виду усложнения задач управления тренировочным процессом, возросшей цены ошибок, вызванных в том числе конфликтами, несогласованностью, межличностной напряженностью. В некоторых ситуациях столкновение оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на второй план, а борьба становится самоцелью.
Спортивный педагог должен четкоосознавать необходимость своевременного предупреждения возникновения конфликтных отношений. Это вызывается тем, что если они не преодолеваются, то, разлагая команду, снижая ее сплоченность, угнетающее влияют на спортсменов, сковывают ихинициативу, отрицательно сказываются на психологическом климате.