ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования родители определены как непосредственные участники образовательного процесса, в связи с этим, развитие родительских компетенцией является актуальной темой. В условиях инклюзивного образования, одним из важных направлений работы становится формирование положительного, толерантного отношения к ребенку с особыми образовательными потребностями поступившего в общеобразовательный класс. Одной из самых доступных форм взаимодействия, в условиях школы, является родительское собрание. Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям, логопедам, дефектологам, психологам.
Конспект родительского собрания.
Тема: ALL INCLUSIVE
Цель: Формирование когнитивного компонента родительской компетентности.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с понятиями: ребенок с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), инклюзивное образование.
2. Сформировать представление о принципах инклюзивного образования.
3. Создать благоприятную атмосферу для принятия родителями данных принципов.
4. Сформировать толерантное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, обучающимся в условиях инклюзии.
Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал, презентация, видеоролик «Про Диму».
Ход собрания.
I. Вводная часть.
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня нам с вами предстоит серьезная и плодотворная работа, требующая ОСОБОГО внимания! Поэтому предлагаю вам начать наше собрание с одного не большого, но важного действия. Сейчас, закройте глаза, поднимите правую руку, вытяните её вперед, откройте глаза, этой рукой достаньте свой мобильный телефон и переведите его в беззвучный режим, чтобы на некоторое время внешние факторы нас не отвлекали от работы. А теперь, снова закройте глаза, почувствуйте свое тело, левую руку, правую, левую ногу, правую, глубоко вдохните и осознайте, что сейчас вы находитесь в кабинете школы, представьте себе детали интерьера, осознайте, что сейчас вы на родительском собрании, вы готовы слушать и слышать. Ещё раз глубоко вдохните, откройте глаза и присаживайтесь на своё место!
|
Пространство в классе предварительно организованно с учетом деления на группы по 5 -6 человек. Родители сидят лицом друг к другу.
Учитель: Итак, приступим! Тема нашего родительского собрания: «ALL INCUSIVE». Что это такое? Зачем это нам знать? Какая цель нашего собрания? Ответы на эти вопросы я хочу услышать от вас! Поэтому, я хочу попросить Вас быть активными и принимать участие в общей работе! Готовы начать?
Родители: Да, мы готовы.
II. Практикум.
Учитель: Любите ли вы отдыхать? Я думаю, что да! И при любой удобной возможности мы с вами стараемся отдохнуть на юге или за рубежом! Но чтобы наш отдых был полноценным, мы обращаемся за помощью в туристическую фирму, которая организует и урегулирует за нас многие моменты, в том числе и вопрос о проживании. Сейчас, я предлагаю Вам ненадолго примерить на себя роль тур оператора.
Учитель раздает каждому текст (Приложение 1) с описанием условий создаваемых клиентам в пятизвездочном отеле и трехзвездочном. При этом в одной группе должны быть оба текста.
Учитель: Прочитайте текст. И подумайте, хотели бы вы провести свой отпуск в таких условиях?
|
Родители знакомятся с текстом.
Учитель: Теперь, я прошу вас обсудить в группе своё решение, при этом объяснив его. А одну из групп представить результат всем.
Родители работают в группе.
Учитель: Итак, я прошу выступить одну из групп.
Одна группа делится результатом.
Учитель: Как мы все успели заметить, решение отдохнуть в трехзвездочном отеле не принял никто! Верно? Очевидно что, мало кто захотел провести свой отпуск в подобных условиях!
Учитель: А теперь мы с Вами немного пофантазируем! Представьте, что школа — это вовсе не школа, а отель! Ведь в сущности, она тоже работает в сфере услуг (предоставляет услуги, но только в сфере образования). Хотели бы вы отправить своего ребенка в трехзвездочную школу? Думаю, нет!
А теперь, прошу вашего внимания на экран: родителям демонстрируется мультфильм: «Про Диму» (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=Nx4iFNfjqN0).
Родители знакомятся с видеороликом.
Учитель: Как вы думаете, какую связь могут иметь выполненное задание и этот видеоролик? Обсудите это в группах и подготовьтесь ознакомить с результатом всех.
Родители работают в группах. Выслушиваются ответы.
Учитель: Итак, думаю мы все понимаем, что в нашем классе собрались абсолютно разные дети! В том числе, дети с особыми образовательными потребностями. В том числе дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Как вы считаете, родители этих детей имеют право хотеть заселить ребенка в «пятизвездочный» отель?
Родители: ДА!
III. Основная часть.
Учитель: Абсолютно верно! И кроме того они имеют на это полное право! Закрепленное множеством законов, деклараций, конвенций, а так же многоуровневыми нормативными актами. Каждый ребенок имеет право на образование, не обучаемых детей в нашей стране не существует! И в наших школах «заселение» в пятизвездочные отели стало возможным, благодаря введению в общеобразовательные школы модели инклюзивного образования!
|
Что же такое инклюзия?
Подобная организация процесса обучения, предполагает, что абсолютно ВСЕ дети, независимо от их интеллектуальных, физических, психических, культурных, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе.
Основные принципы инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека [1]
Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. В любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода, отношения к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).
Но эти ограниченные возможности не должны являться препятствием на пути к получению ребенком образования.