Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
Записать П, сделать синтаксический разбор, объяснить орфограммы
3) Актуализация знаний.
Беседа:
1. Вопросы.
- Что такое деепричастный оборот?
- Что общего у деепричастного оборота с причастным?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
4) Обобщение и систематизация знаний
3 ученика работают у доски.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
Упр. 507.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Урок 5. Деепричастный оборот (закрепление)
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Блиц-опрос на эл. доске: Что такое причастие? Признаки? Что такое деепричастие? Признаки? Свойство дее.? Что такое деепричастный оборот? Синтаксическая роль дее и деепричастного оборота? Чем отличаются причастный и деепричастный обороты?
4) Первичное усвоение новых знаний.
В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
1) (Не, ни) ост...навливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т)ти следом. (В. Пелевин.)
2) Любой лаб...ринт можно пройти всё время пов...рач...вая (на)прав... (В. Пелевин.)
Комментарий. В первом предложении - опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.
Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.
1) Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.
2) Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая направо.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Упр. 508
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Придумать 5 предложений с деепричастным оборотом и изученными раннее орфограммами.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок 6. Образование деепричастий несовершенного вида.
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
Беседа по вопросам.
- Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепричастия.)
- Как определить вид? (По вопросу.)
- Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок 7. Образование деепричастий совершенного вида.
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Урок 8. Правописание НЕ с деепричастиями.
Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
Беседа:
Вы уже знаете, что такое причастие, деепричастие, прич. оборот и дееприч. оборот. Что такое причастие? Деепричастие? Какие схожие признаки есть у причастий и деепричастий? (вид, возвратный суффикс –ся-, оба способны иметь при себе зависимое (определяемое) слово) Когда выделяется запятыми причастный оборот? Деепричастный?
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вспомним правило «Правило частицы НЕ с глаголами»: всегда пишется раздельно.
Записать глаголы-исключения: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, невзлюбить
4) Первичное усвоение новых знаний.
Правило «Правописание НЕ с деепричастиями»
5) Первичная проверка понимания
Упр. 511
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Записать П и объяснить правописание орфограммы «Правописание НЕ с разными ч. р.» с эл. доски по мере их появления
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Упр. 513
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок 9. Самостоятельная работа.
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок 10. Морфологический разбор деепричастия