В целом структуру основных направлений коммерческой деятельности фирмы, работающей в сфере музыкального шоу-бизнеса, можно представить следующим образом: (см. рисунок № 6).
Изучение практики крупных, средних и небольших фирм, объединений, компаний, ассоциаций и т.д., занимающихся организацией концертной деятельности в музыкальном шоу-бизнесе, позволил выявить ряд различных направлений в коммерческой деятельности различных организаций — от пяти-семи до двух-трех подразделений. Наиболее типичная структура основных направлений коммерческой деятельности средней фирмы приведена на рисунке № 7.
В малой фирме «Рапсодия» в структуре коммерческой деятельности только два структурных компонента: (см. рисунок № 8).
Рисунок 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА КРУПНОЙ ФИРМЫ
Типичная модель крупной фирмы | |||||||||||||||||||
Маркетинг и промоушен | Артистический менеджмент | Зрелищные мероприятия | Производство | Торговля | Рекламно-издательская деятельность | Юридическая служба | |||||||||||||
Изучение рынка, поиск новых форм шоу-бизнеса, разработка коммерческой стратегии и продвижение вновь созданной творческой продукции на рынке. | Организация творческого процесса исполнителей, связь с различными организациями. Проведение концертно-гастрольной работы. Административно-творческая работа по созданию новых «Звезд» | Проведение музыкальных фестивалей, конкурсов и других концертно-зрелищных мероприятий на стадионах, Дворцах спорта и сценах крупнейших концертных залов страны и зарубежом | Производство сценических аксессуаров, музыкальных инструментов, звукового и светового оборудования. Изготовление различных модификаций сцен VHC MC, СО DVO. Пошив сценических костюмов и т.д. | Реализация продукции собственного производств. Покупка и продажа товаров народного потребления повышенного спроса. | Издательство и реализация рекламно-печатной продукции, книг и журналов. Создание музыкальных клипов, компакт-дисков и видеокассет. Пропаганда проводимых коммерческо-творческих мероприятий в средствах массовой информации. | Готовит все юридические документы, связанные с деятельностью предприятия, и представляет его интересы в суде и арбитраже. |
РИСУНОК № 7
|
ТИПИЧНАЯ МОДЕЛЬ СРЕДНЕЙ ФИРМЫ
Музыкальная эстрада | |||||||||||||||
Маркетинг | Издательство | Артистический менеджмент | |||||||||||||
Реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа, стратегия маркетинга | Газеты, журналы, книги, компакт-диски, компакт-кассеты, видеокассеты | Организация творческой, финансовой деятельности исполнителя, группы, топ-модели | |||||||||||||
Область зрелищ | Производство технических средств и музыкальных инстурментов | ||||||||||||||
Сценические формы, фестивали, конкурсы, показ мод, телевидение и др. | Производство профессионального светового, звукового, сценического оборудования, музыкальных инструментов, бытовой техники | ||||||||||||||
Рисунок № 8
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА МАЛОЙ ФИРМЫ
Типичная модель малой фирмы | ||||
Маркетинг | Артистический менеджмент | |||
Реклама, продвижение на рынок творческой продукции | Организация творческой деятельности отдельных исполнителей и художественных коллективов |
Знакомство с коммерческой деятельностью различных компаний, организаций позволило сделать вывод о том, что крупные фирмы имеют более развернутую структуру и, с более четкий профиль в работе подразделений. Но приоритетными направлениями являются маркетинг, артистический менеджмент, постановка зрелищных программ.
Лекция 3. Оценка эффективности деятельности учреждений культуры
Пять этапов оценки эффективности учреждения культуры
Если учреждение культуры признают неэффективным, его могут реорганизовать или даже ликвидировать. От того, насколько эффективна деятельность учреждения, зависят в том числе и стимулирующие выплаты его руководителю.
Оценивать эффективность государственных учреждений культуры предписывает Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
|
Способы и методы оценки эффективности не утверждены на федеральном уровне. Поэтому учредители и учреждения сферы культуры ищут собственные пути решения общей задачи. Помочь ищущим может инициированная в 2012 году Минкультуры России научно-исследовательская работа «Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры».
Понятие эффективность
Эффективность определяют по-разному. Когда речь идет о деятельности организации, эффективность сводится к способности предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель), в том числе в сравнении с конкурентами.
В российском законодательстве применительно к бюджетным учреждениям говорится об эффективной деятельности. В статье 34 Бюджетного кодекса РФ определен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств: когда участники бюджетного процесса составляют и исполняют бюджеты, они должны достигать заданных результатов с помощью наименьшего объема средств или достигать наилучшего результата с помощью объема средств, который определен бюджетом.
В этом случае эффективность понимается в чисто экономическом смысле (efficiency) — как экономичность, продуктивность, соотношение запланированных результатов и ресурсов, которые затрачены на их достижение.
Но есть и другие определения:
· эффективность (effectiveness) — способность производить определенный эффект. Такое понимание близко к сфере культуры, но эту величину трудно измерить;
· эффективность в смысле результативности, оптимальности (efficacy) — это способность производить намеченный результат в желаемом объеме 1.
Для учреждений культуры прибыльность и ориентированность на финансовые результаты — не определяющие показатели. Поэтому эффективность учреждений культуры относится как к финансово-хозяйственной деятельности, так и к достижению учреждениями целей, ради которых они созданы, и решению стоящих перед ними задач.