КУРСОВАЯРАБОТА
по специальности 49.02.01 Физическая культура
Междисциплинарный курс
Методика внеурочной работы и дополнительного образования
в области физической культуры
Работа рекомендована к защите Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/ Допустить к защите Нормоконтролёр Бойцова Вероника Андреевна социальнвй педагог ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/ Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _2019г. № | Выполнил Васильев Михаил Алексеевич студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена «» 2019г. /___________/ Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2019г. /___________/ Курсовая работа защищена «» 2019г. Оценка Секретарь аттестационной комиссии |
2019 г.
Введение | |
1 Теоретико-методические основы применения комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры | |
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста | |
1.2 Особенности и методика проведения комплексов упражнений с предметами … | |
1.3 Характеристика, средства и методы развития гибкости | ….. |
1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости … | |
2 Применение комплексов упражнений со скакалкой для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической … | |
Заключение | … |
Список литературы | … |
Приложение А | … |
Приложение Б | … |
Приложение В | … |
|
Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здо-ровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья.
Практика показывает, что основными средствами развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста являются упражнения без предметов, у гимнастической стенки, в парах. На уроках физической культуры для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста очень редко или почти не используются комплексы упражнений с предметами: гимнастические палки, скакалки.
Вопросы организации и методики проведения комплексов упражнений с предметами разрабатывали такие ученые как Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Сайкина Е.Г. и другие. Для развития подвижности в плечевых суставах они рекомендуют использовать круговые движения руками в различных плоскостях, рывковые движения с прямыми и согнутыми руками, выкруты, а также движения с палкой, скакалкой или эластичным резиновым бинтом в руках. Однако применение комплексов упражнений с предметами для развития гибкости в тазобедренных суставах и позвоночного столба у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры практически не представлено. Поэтому вопрос применения комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры требует дальнейшей разработки с учетом возрастных особенностей учащихся и условиями занятий.
|
В связи с вышеизложенными фактами, является актуальным совершенствование старых и разработка новых комплексов упражнений с предметами развития гибкости.
Проблемой научного исследования в данной курсовой работе является поиск наиболее эффективных комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования: комплексы упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза: если на основе теоретического исследование и результатов диагностики подобрать и использовать на уроках физической культуры комплексы упражнений с предметами для развития гибкости, то это будет способствовать повышению уровня развития данного физического качества у учащихся среднего школьного возраста.
Цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность применения комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические и методические основы развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;
|
- выявить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста классов;
- выявить особенности и методику проведения комплексов упражнений с предметами;
- подобрать комплексы для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры;
- разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста;
- проверить результативность практического исследования;
- сформулировать выводы.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ при изучении теоретических и методических основ проведения комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры; выявления возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста;
- синтез для формулировки выводов и обобщения;
- моделирование для составления комплексов упражнений для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста;
- наблюдение за техникой выполнения комплексов упражнений для развития гибкости;
- тестирование уровня развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста.
- Этапы работы
- изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- составление плана практического исследования;
- реализация содержания практического исследования;
- обобщение и формулирование выводов.
Структура курсовой работы представлена двумя главами: в первой главе раскрыты теоретико-методические основы применения комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Изучено …. источник специальной учебно-методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования разработанных комплексов упражнений для развития гибкости студентами на поурочной и преддипломной практике, учителем физической культуры на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста.
1 Теоретико-методические основы применения теоретико-методические основы применения комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
…………..4-5 страниц……………..
1.2 Особенности и методика проведения комплексов упражнений с предметами
Многие упражненияна уроках физической культуры проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.). Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития детей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место. Терминологические основы названий упражнений с предметами аналогичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками.
В занятиях гимнастикой общеразвивающие упражнения выполняются сериями и в виде специально составленных комплексов. Отдельные упражнения или их серии выполняются для развития определенных физических качеств. С помощью комплексов решаются различные задачи физического воспитания.
При составлении комплексов прежде всего нужно учитывать их назначение, а также возраст, пол и физическую подготовленность занимающихся. Прежде всего следует определить объем и содержание упражнений, которые будут включены в комплекс в зависимости от его назначения, подобрать необходимые упражнения и установить их число.
При подборе упражнений нужно руководствоваться следующими соображениями:
- подобранные упражнения должны отвечать назначению комплекса;
- упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств;
- упражнения должны быть доступными, то есть соответствующими возрасту, полу и физической подготовленности занимающихся.
Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их начинают систематически и целенаправленно в конце урока физической культуры, когда мышцы еще сохраняют достаточно большую эластичность, а суставно-связочный аппарат уже в состоянии выдерживать определенные нагрузки, возникающие при выполнении упражнений на растягивание. Необходима особая осторожность при выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного аппарата легко травмируются. Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко учащиеся переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Объем и систематичность упражнений на гибкость должны повышаться постепенно. При развитии гибкости необходимо различать активное и пассивное ее проявление.
Активная гибкостьпроявляется за счет силы сокращения мышц, участвующих в данном движении (например, когда ученик из виса на гимнастической стенке пытается максимально высоко поднять ноги). В случае же, когда ученик достигает максимального сгибания в тазобедренных суставах, наклоняясь вперед из основной стойки или из положения сидя, за счет растягивания мышц задней поверхности ног и туловища проявляется пассивная гибкость.Для этой же цели используются различные внешние воздействия (помощь партнера и инерция собственного тела).
Пассивная гибкость всегда больше активной и является резервом для увеличения последней. На начальном этапе развития гибкости не следует увлекаться лишь пассивными движениями. Наибольший эффект для развития гибкости дает сочетание активных движений с пассивными.
Определенное значение в развитии гибкости имеет также количество повторений. Так, при сгибании и разгибании в тазобедренных суставах у учащихся 11-14-летних — по- еле 30-40, а у 15-летних — после 45 повторений. Наиболее эффективными упражнениями для развития гибкости в тазобедренных суставах и позвоночного столба являются наклоны туловища из различных исходных положений и в различных направлениях, повороты и наклоны с поворотами; мост из положения лежа на спине и наклоном назад; пружинящие приседания из положения выпада вперед (в стороны), маховые движения ногами. Для развития подвижности в плечевых суставах используются круговые движения руками в различных плоскостях, рывковые движения с прямыми и согнутыми руками, выкруты, а также движения с палкой, скакалкой или эластичным резиновым бинтом в руках. Хороший эффект дают покачивания вперед и назад в положении «мост».
Упражнения с гимнастическими палкамипозволяют оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Для составления комплексов упражнении применяются как деревянные, так и железные гимнастические палки. При выполнении упражнения с деревянной палкой легко контролировать точность положений и перемещений ее в пространстве. Применение железных палок повышает нагрузочность упражнений и их значение для развития мышечной силы. Положения с палкой определяются в зависимости от ее расположения по отношению к телу занимающегося. Различают симметричные и несимметричные положения
При выполнении упражнений с гимнастической палкой применяются следующие термины и строевые приемы.
Строевая стойка— палка удерживается вертикально правой рукой так, что ее нижний конец упирается в пол у наружной части правой стопы. Такое положение палки называется «к ноге». При выполнении поворотов и перестроений палка слегка приподнимается от пола.
Стойка «вольно» в сомкнутом строю.По команде «Вольно!» слегка ослабить одну ногу, стоять свободно, положение палки такое же, как при строевой стойке.
Стойка «вольно» в разомкнутом строю. По команде «Вольно!» правую ногу отставить на шаг в сторону, левую руку на пояс, палка в правой руке наклонно, свободный конец касается пола у носка левой ноги.
Гимнастическая стойкапринимается в разомкнутом строю при объяснении задания. По команде «Гимнастическую стойку принять!» занимающиеся отставляют правую ногу на шаг в сторону, кратчайшим путем переводят палку горизонтально вниз, удерживая ее хватом сверху за оба конца. Применяется при объяснении очередного задания учителя.
При передвижениях палка может находиться в положениях «на плечо» или «в руку». Если занимающиеся находятся в строевой стойке, то по команде «На пле-чо!» на счет «раз» правой рукой поднимают палку к левому плечу и обхватывают нижний конец палки большим и указательным пальцами левой руки, остальными поддерживают палку снизу. На счет «два» опускают правую руку. Для перевода в строевую стойку подается команда: «Палку к но-ге!» На счет «раз» взять палку за верхний конец правой рукой, на счет «два» опустить палку в вертикальное положение до касания пола у наружной части правой стопы.
Положение палки «в руку» применяется при передвижениях прыжками или бегом. Палка удерживается вертикально правой согнутой рукой хватом за середину. Принимается это положение по команде: «Палку в руку!»
Выполняя упражнение, палку держат одной или двумя руками всеми существующими в гимнастике хватами: сверху, снизу, одной сверху, другой снизу; всевозможными скрестными хватами: обе хватами сверху, обе хватами снизу, одна хватом сверху, другая хватом снизу; обратным хватом; одной сверху или снизу, друг хватом кистей, скользящим перехватом, переворотом палки, вкручиванием и выкручиванием.
Перемещение палки из одного положения в другое производится: подниманием или опусканием прямыми руками кратчайшим путем; сгибанием или разгибанием рук; дугообразным или круговым движением двумя руками или отпусканием одного конца палки; переворачиванием на 180° вокруг середины (центра массы) палки; выкручиванием и вкручиванием одной рукой или двумя одновременно, при этом происходит перемена хвата без отпускания палки.
В пространстве палка может занимать горизонтальное, вертикальное и наклонное положения. Если угол наклона не указывается, то палка располагается под углом 45° к горизонту.
По отношению к телу палка может располагаться симметрично и несимметрично (односторонние положения).
Если палка удерживается за один конец, то, называя упражнение, указывают направление движения ее свободного конца. Если палка удерживается за оба конца, то в симметричных вертикальных положениях необходимо указать, какая рука сверху. В односторонних положениях к определяемым точкам тела занимающегося палка приставляется рукой, противоположной стороне, на которой расположена точка тела, а направление одноименной руки определяет положение палки в пространстве. Например: палка горизонтально к левому плечу, левая рука вперед, или: палка наклонно к левому плечу, левая рука в сторону-книзу. В приведенных примерах палка приставляется к левому плечу (точка тела) правой рукой, а левая рука указывает на положение палки в пространстве (вперед, в сторону-книзу).
……дополнить особенности упражнений со скакалкой……3 - 4страницы……
1.3 Характеристика, средства и методы развития гибкости
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.
Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела
По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.
При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера; внешнего отягощения; специальных приспособлений и тому подобное.
По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и стати-ческую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в по-зах.
Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суста-вах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и других); специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двига-тельного действия.
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.
Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).
Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.
Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.
На гибкость существенно влияют внешние условия: время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); температура воздуха (при 20...30°С гибкость выше, чем при 5...10°С); проведена ли разминка (после раз-минки продолжительностью 20 мин. гибкость выше, чем до разминки); разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин. нахождения в теп-лой ванне при температуре воды +40°С или после 10 мин. пребывания в сауне).
Особое внимание к растягиванию мышц и связок необходимо обращать при выполнении силовых упражнений, учитывая возможный их отрицательный эффект на гибкость. Нежелательное снижение сократительной способности мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими приема-ми:
– последовательным использованием упражнений на силу и гибкость. Здесь возможна как прямая последовательность применения комплекса упражн-ений [сила + гибкость], так и обратная [гибкость + сила], то есть, сначала – растягивание, и лишь затем – сила;
– поочередным применением упражнений на силу и гибкость [сила + гибкость + сила +...] в течение одного тренировочного занятия. При таком варианте построения занятия происходит ступенчатообразное изменение подвиж-ности работающих звеньев тела. После каждого силового упражнения гибкость уменьшается, а после растягивания – вновь возрастает с общей тенденцией на её увеличение к концу занятия до 30-35% от начального уровня;
– одновременным (совмещённым) развитием силы и гибкости в процессе выполнения силовых упражнений.
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6— 7 лет. У детей и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.
Общеразвивающие упражнения помогают успешно развивать гибкость.
Гибкость тела человека зависит главным образом от растяжимости мышц и связок. При выполнении двигательных действий, требующих гибкости, необходимо правильно чередовать напряжение и расслабление мышц, что связано с координационной деятельностью коры больших полушарий. Таким образом, для развития гибкости необходимо упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. При развитии гибкости необходимо пользоваться различными методами.
1. Метод активных движений — упражнения выполняяют за счет активного напряжения мышц, обеспечивающих движение по большой амплитуде с целью растягивания мышц-антагонистов.
Требования:
а) выполнение упражнений с постоянным увеличением ампли
туды;
б) предварительное напряжение мышц-антагонистов (после ак
тивного напряжения мышцы лучше расслабляются, а следователь
но, и растягиваются);
в) многократное повторение движений (15—20 раз).
2. Метод пассивных движений — упражнения выпол
няются с помощью партнера, отягощения, увеличивающего ампли
туду движения, или притягивания руками ног к туловищу (тулови
ща к ногам).
Требования:
а) не допускать болевых ощущений;
б) предварительно разогреть мышцы активными движениями.
3. Метод статистических положений — позы (сги
бание тела лежа, сидя, шпагат, мост и др.) принимаются с макси
мальной амплитудой и удерживаются в течение 10—20 сек. Движе
ния выполняются каждым звеном тела в течение 10—15 сек.
4. Комбинированный метод — в упражнениях, выпол
няемых сериями, чередуются активные, затем пассивные движения
и после них статические положения. При этом важно, чтобы это -чередование не нарушалось, а количество движений каждого звена тела было от 15 до 20.
Следует также помнить, что хорошо разогретые мышцы лучше растягиваются.
У 10—12-летних детей гибкость развивается наиболее успешно.
Общеразвивающие упражнения воспитывают умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Известно, что чередование напряжений и расслаблений обеспечивает длительную работоспособность мышц и делает возможным выполнение движения с полной амплитудой. Более того, умение произвольно напрягать и расслаблять мускулатуру способствует быстрейшему формированию двигательных навыков и умению выполнять движения легко и свободно.
Кроме непроизвольного расслабления мышц, которое происходит при всех двигательных актах, может быть и произвольное. Возможность произвольно расслаблять и напрягать те или другие мышцы позволяет занимающимся сознательно управлять степенью напряжения отдельных мышц и тем самым выполнять движения с минимальной затратой энергии. Установлено, что существенное значение в мышечной деятельности имеет разница между степенью твердости мышц при максимальном их напряжении и расслаблении. Сократительная способность мышц зависит от степени их произвольного сокращения и расслабления. При этом важно отметить, что способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц у детей и подростков формируется медленно, в процессе выполнения упражнений. Наиболее интенсивно это формирование происходит в 13—14-летнем возрасте.
Для обучения произвольным напряжениям и расслаблениям мышц применяются различные упражнения, которые описаны в соответствующих разделах (упражнения для различных частей тела).
Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3—4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% — активные, 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше — статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 5.
Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.
Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.
Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных — 1 повторение в 1—2 с; «выдержка» в статических положениях — 4—6 с.
Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.
По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах. Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10—12%.
1.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости
........... 3-4 страницы…………
Подводя итог теоретическому исследованию в первой главе можно свидетельствовать о том, что развитие гибкости у учащихся среднего школьного возраста является одной из важных задач уроках физической культуры. Применение комплексов упражнений с предметами для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры должно быть обосновано не только с точки зрения физиологической, но и образовательной. Только тогда комплексы упражнений с предметами будут способствовать развитию гибкости. Особенно возрастает воздействие данных упражнений на организм учащихся, если они проводятся в интересной форме. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие
2 Применение комплексов упражнений со скакалкой для развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической
………………….пишем во втором полугодии……………….
Заключение
………………….пишем во втором полугодии……………….
1 Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 463 с.
2 Внеурочная деятельность школьников/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
3 Гимнастика/ Под ред.М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия, 2006. 448 с.
4 Гимнастика / Под ред. В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. 314 с.
5 Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия, 2001. 523 с.
6Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика.СПб.: Нева, 2001. 185 с.
7 Кудра Т.А. Аэробика и оздоровительный образ жизни. Владивосток, 2001. 179 с.
8Курашмин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2008. 464 с.
9Крючек Е.С., Кудашова Л.Т., Сомкин А.А., Малышева О.М. Нетради-ционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. СПб.: Нева,2011. 186 с.
10 Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. М.: Просвещение, 1994. 96 с.
11 Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т. 1. Теория и методика.М.: Владос, 2012. 428 с.
12 Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Советский спорт, 2008. 544 с.
13 Матов М.А., Иванова О.А., Ритмическая гимнастика для школьников//Физкультура и спорт. 2012. №4. С. 79-83.
14Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: Теория и методика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. 149 с.
15 Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / Под ред. Т.А. Евдокимовой. СПб.: Питер, 2003. 294 с.
16Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2000. 483 с.
17 Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Академия, 2002. 137 с.
18 Оздоровительная ритмика: [Электронный ресурс]. URL. https://ru. wikipedia.org/wiki/Ритмика (дата обращения 12.02.2018).
19Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.М.: Владос, 2000. 448 с.
20Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М.: Просвещение, 2007. 135 с.
21 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2000. 468 с.
22Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
23Теория и методика гимнастики / Под ред. М.Л. Журавина, О.В. Сайки-на.М.: Академия, 2012. 496 с.
24Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. Фитнес-данс. СПб.: Детство-пресс, 2007.384с.
25Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-«Дансе» для детей. СПб.: Питер, 2000. 114 с.
26Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе. СПб.: Нева, 2007. 94 с.
27Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2013.480 с.
28 Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педаго-гические технологии. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. 432 с.
29Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: книга для педагогов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.624 с.
30Яковлев Н.А. Оздоровительная гимнастика // Спорт в школе. 1996. №32. С. 34-49.
Приложения
………………….пишем во втором полугодии……………….